Одно из самых величественных поместий в Тверской области с екатерининских времён
сохранилось в деревне Раёк. Оно расположено недалеко от шоссе Москва-Санкт-Петербург,
всего в 15 км к югу от Торжка.
Усадьба Знаменское-Раек включает в себя ландшафтный парк, простирающийся до
небольшой реки Логовеж.
Истоки усадьбы Раек восходят к 17 веку, но её расцвет начался в середине 18
века, когда эти земли принадлежали генералу Ивану Глебову (1707-74) - отпрыску
одной из самых выдающихся русских дворянских династий. Благодаря своей военной
карьере Глебов блестяще воплотил в жизнь идеал благородной преданности государству,
привитый Петром Великим. Во время Семилетней войны (1756-63) Глебов отвечал
за инновации в русской артиллерии в ходе Прусской кампании. К концу своей жизни
он достиг высокого положения в администрации Екатерины, в том числе был генерал-губернатором
Киева в 1762-64 годах. Кульминацией его карьеры стало назначение сенатором в
1766 году и служба генерал-губернатором Санкт-Петербурга в 1767 году.
Самое раннее письменное упоминание об усадьбе Раек датируется 1746 годом в
связи с возможной реконструкцией деревянной церкви иконы Знамения, от которой
происходит первая часть названия села – “Знаменское”. Иван Глебов подал прошение
о начале строительства поместья, и просьба была одобрена в 1759 году, но его
военная и государственная служба оставляла мало времени для усадебной жизни,
поэтому работы над очаровательной церковью в стиле барокко продвигались медленно.
Два алтаря (посвящённые св. Николаю и трём святителям) были освящены в недостроенном
сооружении в 1766 году, а главный алтарь (Знамение) был освящён только в 1770
году.
В 1772 году жена Ивана Глебова Прасковья ушла в монастырь. Вскоре после этого
он составил завещание, по которому поместье Раёк перешло к его второму сыну
Фёдору (1734-1799), который служил в артиллерии под началом своего отца в Пруссии
во время семилетней войны и впоследствии отличился во время русско-турецкой
войны 1768-1774 годов. Карьера Фёдора Глебова поначалу оставляла мало времени
для провинциального поместья. После смерти в 1769 году первой жены княгини Александры
Дашковой, он влюбился в Елизавету Стрешневу (1751-1837). Её отец генерал Пётр
Стрешнев выступал против этого союза из-за 17-летней разницы в возрасте между
Глебовым и дочерью, но Глебов настаивал, и молодые поженились через год после
смерти Стрешнева в 1771 году. Обожаемая как своим отцом, так и мужем, Элизабет
широко вращалась в высшем обществе Москвы и Санкт-Петербурга. Фёдор Глебов,
как и его отец, был назначен сенатором (1781) и дослужился до чина полного генерала
в 1782 году. Во второй половине 1780-х годов Глебов обратил своё внимание на
поместье Раёк, где он намеревался создать роскошную обстановку для своей возлюбленной
супруги. Благодаря своему расположению недалеко от главной дороги страны, они
могли бы принимать важных гостей (говорят, Екатерина Великая останавливалась
там с неофициальным визитом; во всяком случае в столовой было отдельное место,
над которым располагался портрет императрицы) и при этом жить в идиллическом
уединении.
В течение десятилетия, начиная с 1787 года, поместье Раёк было ареной интенсивного
строительства. Глебов, по-видимому, предоставил известному архитектору Николаю
Львову (который, к слову, построил знаменитый Чёртов мост, который сейчас можно
увидеть в музее деревянного зодчества в Василёво) полную свободу действий при
строительстве особняка в итальянском стиле, созданного архитектором 16 века
Андреа Палладио. (Документальных подтверждений авторства Львова найдено не было,
но он работал в соседнем Торжке, и стиль его неподражаем.) Почти 12 лет работами
в усадьбе руководил торжокский архитектор Франц Буци.
Подобно другим крупным архитекторам-палладианцам в России, Джакомо Кваренги
и Чарльзу Камерону, Львов интересовался прежде всего «сельской» архитектурой
Палладио, которая состояла из величественных вилл. В Раёке итальянский стиль
особенно заметен в ротонде, возвышающейся над двухэтажным особняком. Что касается
интерьера, то ротонда обеспечивает естественное освещение бального зала в центре
второго (главного) этажа. Все примыкающие комнаты подчинены этому квадратному
центральному пространству – чёткое указание на назначение дома как центра приёма
гостей и развлечений. Наиболее отличительной чертой этого шедевра Палладио является
колоннада из 136 колонн, которая окружает почётный двор перед домом. С обеих
сторон он окружён павильонами и служебными зданиями, которые тесно интегрированы
в колоннаду. Центром колоннады напротив особняка является монументальная входная
арка, открывающаяся вид на пышный природный ландшафт.
В России больше нет ничего подобного. В Знаменском Раёке Львов разработал особый
подход к интеграции природного окружения с архитектурными формами неоклассического
особняка и его вспомогательных зданий. Концепция ландшафтного дизайна была сосредоточена
на созерцании «раскованной» природы, вечные законы которой должны
были дополнять естественную логику и смысл классической архитектуры. Колоннада
обеспечивает это объединение, открывая вид на лес через классическую входную
арку и саму колоннаду - редкое достижение, благодаря которому искусственность
и природа одновременно очерчены и слиты воедино.
К сожалению, Фёдор Глебов умер через год после завершения строительства особняка,
и Елизавета вернулась в своё любимое московское поместье Покровское-Стрешнево.
Она пережила своего мужа почти на четыре десятилетия и была хорошо известна
своими властными и в то же время сентиментальными манерами. Из-за отсутствия
наследников мужского пола в последней ветви клана Стрешневых Елизавета в 1803
году успешно обратилась к царю Александру I с просьбой присоединить её фамилию
к фамилии Глебовых. Отныне фамилия стала именоваться Глебовы-Стрешневы.
В течение 19 века заброшенное поместье Знаменское Раёк переходило из рук в
руки различных дворян, чьи ресурсы не позволяли содержать его должным образом.
В советское время выцветшие остатки изысканного интерьера были разрушены и постепенно
исчезли. Во время Второй мировой войны особняк использовался как военный госпиталь.
Хотя некоторые парковые павильоны были повреждены или разрушены, главный дом
и пристроенные к нему здания остались структурно нетронутыми.
Неподалёку от главного дома выстроена небольшая церквушка во имя Знамения Божьей
матери. Она появилась здесь ещё во времена старшего Глебова в 1766 году. В дореволюционный
период в залах церкви были собраны уникальные иконы, в том числе принадлежавшие
кисти знаменитого иконописца Боровикова. Заслуживает пристального внимания и
приусадебный парк, в котором можно увидеть несколько прудов (похожих сегодня
больше на лесные озера), гроты и купальни
В то время как многие другие величественные особняки превратились в руины во
второй половине 20-го века, выживание усадьбы Знаменское-Раек можно назвать
чудом. Однако попытки восстановить помещение наталкивались на нехватку ресурсов
и административную неразбериху. Последний арендатор усадьбы (строительная фирма)
отказалась от планов по реставрации имения в виду отсутствия средств, хотя изначально
планировалось создать здесь комфортабельный дом отдыха. Но планам не суждено
было сбыться, и сегодня экскурсии по Знаменскому лишь часть общей программы,
знакомящей путешественников с достопримечательностями и памятниками Тверской
области.
Подобно заколдованному царству, усадьба Знаменское-Раёк ждёт своего часа пробуждения.