Белозерск особенно процветал в середине 16 века, особенно как источник рыбы
и железных изделий, изготовленных из близлежащего болотного железа. Впечатляющим
напоминанием об этом богатстве является похожая на крепость церковь Успения
Пресвятой Богородицы, построенная в 1553 году на одной из самых высоких точек
города.
Часто называемая собором, Успенская церковь была построена по инициативе Ивана
Грозного на месте более раннего женского монастыря с таким же названием. Это
было первое каменное сооружение в городе, построенное из кирпича на грубом каменном
фундаменте.
Как это обычно бывает в русской архитектуре средневекового периода, личность
архитекторов остаётся предметом догадок. В одном документе говорится о строителях
из Ростова Великого. В том же документе указывается, что строители смоделировали
сооружение по образцу Успенского собора близлежащего Кирилло-Белозерского
монастыря, хотя между двумя храмами существуют существенные различия.
Успенский собор построен по типичному плану с четырьмя внутренними опорами,
поддерживающими крышу. Внешнее убранство лаконично - с простыми порталами и
обрамлениями окон. Фасад разделён по вертикали крупными пилястрами.
Единственным очевидным декоративным штрихом являются кирпичные узоры у основания
пяти массивных куполов, которые, вероятно, приобрели свою расширяющуюся форму
гораздо позже. Есть основания предполагать, что линия крыши первоначально повторяла
арочные фронтоны (закомары). Первоначальная крыша, вероятно, была сделана из
деревянной черепицы, характерной для кирпичных церквей этого периода.
Интересно, что простая, массивная форма фасада, прекрасно запечатлённая на
снимке одного из первых фотографов на цветной плёнке в начале 20-го века в лучах
послеполуденного солнца, создаёт впечатление средневекового донжона или “крепости”.
Это впечатление особенно заметно при обработке западных углов верхнего строения.
На верхнем уровне юго-западного угла находился небольшой дополнительный алтарь,
посвящённый митрополиту Алексию - выдающемуся церковному деятелю XIV века, который
много сделал для укрепления власти Москвы. В эту “часовню” можно попасть по
узкой лестнице, проложенной в толстых западной и южной стенах.
Северо-западный угол ещё более сложный. Лестницы внутри западной и северной
стен вели на верхний этаж, который поддерживал фронтон колокола (звонницу).
Эта любопытная верхняя площадка была укреплена за счёт утолщения верхних стен
и пилястра выступающими слоями кирпича.
В северо-западном углу есть узкие угловые окна, напоминающие орудийные порты.
Нет документальных свидетельств того, что Успенский собор был спроектирован
для выполнения оборонительной роли, однако его усиленная конструкция с западной
стороны позволяет предположить, что храм, расположенный на холме, могло использоваться
в качестве наблюдательного пункта.
Строгость внешнего вида Успенского собора противоречит великолепию его интерьера.
Здесь мы видим не демонстрацию красочных фресок, а грандиозную иконописную ширму,
созданную в рамках реконструкции церкви в конце 18 века, когда линия крыши была
выровнена, а окна увеличены.
По большей части иконы в этом шедевре барокко были написаны в академическом
стиле 18 века. Структура иконостаса традиционна и поражает своими огромными
размерами, а также роскошным резным орнаментом в стиле барокко. Кажется, что
иконостас увеличивает само пространство собора, поскольку визуально устремляется
к распятию в цилиндре, поддерживающем центральный купол. Ни один другой церковный
интерьер в Белозерске не сохранился так хорошо.