Центром Верхневагинского района является село Верховажье (население 5000 человек),
расположенное в самой северной части Вологодской области. Впервые упомянутое
в начале 17 века, село боролось за процветание в этом отдалённом месте.
В XVIII веке положение Верховажья улучшилось с развитием почтовой дороги Вологда-Архангельск,
которая огибала село с севера.
Символом статуса села был кирпичный собор Успения Пресвятой Богородицы,
возведённый в 1755 году взамен деревянной церкви. Завершённый 10 лет спустя,
собор был расширен в середине 1770-х годов западной пристройкой, которую можно
было отапливать для богослужений зимой.
В течение 19-го века, было построено несколько внушительных кирпичных зданий
в неоклассическом стиле, в то время как большая часть Верхневажья была деревянной.
В то время село было широко известно своими ежегодными ярмарками, которая привлекла
сотни купцов и крестьян. Летом 1858 года царь Александр II во время своего путешествия
по русскому северу проезжал через Верховажье.
Разрушительный пожар 1879 года превратил большую часть Верховажья в руины,
и с того времени село так и не восстановило былую рыночную жизнь середины 19
века. Тем не менее, постепенная перестройка привела к появлению ряда привлекательных
деревянных домов, которые существуют и по сей день, включая двухэтажное строение,
в котором находится интересный краеведческий музей.
В конце 1930-х годов то, что осталось от Успенского собора, было закрыто и
впоследствии использовалось в светских целях: здесь размещался рабочий клуб
и тренажёрный зал. Купола собора были разрушены; в течение последующего полувека
его внутреннее убранство полностью исчезло. К счастью, планы по сносу церкви
не были осуществлены, и в 1990-х годах она была вновь освящена для богослужений.
Сегодня Верховажье продолжает своё сонное существование в качестве скромного
административного центра в глубинке Вологодчины. Ближайшая железнодорожная станция
находится в Вельске в
40 км к северу. Улучшение состояния автомагистрали Москва-Архангельск (М-8)
в конце 1980-х годов привело к увеличению трафика и скромному подъёму местной
экономики.