Deutsche VersionEnglish VersionБългарска версияWersja Polska

Friday, 15 November 2024
Туры в Архангельск и Архангельскую область
Туры в Архангельск
Туризм
Отдых в области
Малые Корелы
Монастыри
Национальные парки
Поморский край
Туристские хиты
Города
Архангельск
Вельск
Каргополь
Котлас
Северодвинск
Сольвычегодск
Устьяны
Соловки
Анзер
Большая Муксалма
Большой Соловецкий
Заяцкий остров
Соловецкий монастырь

Вельск

Города Архангельской области > Вельск

Вельск

Самое древнее сохранившееся упоминание о Вельске датируется 1137 годом, однако вполне вероятно, что поселение существовало гораздо раньше недалеко от того места, где небольшая река Вель впадает в Вагу (сейчас это крайняя южная часть Архангельской области).

Являясь важным левым притоком Северной Двины, река Вага обеспечивала выгодное сообщение с обширными территориями на севере. Множество небольших рек и озёр в этом районе также служили обильным источником рыбы и диких животных.

Как и большинство поселений на севере в период раннего средневековья, Вельск попал в орбиту влияния крупного торгового центра Новгорода. Однако к концу 15 века во время правления Ивана III регион был поглощён быстро расширяющейся территорией Московии. Кстати, переход был не мирным - деревянную крепость взяли штурмом, а городище полностью сожгли (его остатки были найдены археологами в 5 км от современного города). Вельск и его леса вскоре стали надёжным источником дохода для московских князей.

В начале 17 века это процветание исчезло во время Смутного времени, которое опустошило большую часть России гражданскими распрями и иностранной оккупацией. Как и многие северные общины, Вельск оказал поддержку в формировании народного ополчения для изгнания польских войск из Москвы в 1613 году.

Но сам Вельск остался уязвимым для наводнивших Русь в пору безвластия банд мародёров, которые захватили близлежащую крепость и разграбили Вельский погост и церковь святого Иоанна Милостивого.

Постепенно поселение возродилось благодаря богатым ресурсам местных лесов. Особенно ценной была добыча смолы и соснового дёгтя, получаемого путём измельчения сосновой древесины при высокой температуре до древесного угля и смолы. Смола была необходима для герметизации лодок, кораблей и бочек.

Смола стала одним из основных северных экспортных товаров России - главным образом в Англию - царицу морей, где товар называли «архангельской смолой» (в честь порта Архангельск - единственного морского порта Руси на тот момент).

Производство смолы началось в Вельске в 16 веке и с тех пор неуклонно росло. Ее важность для местной экономики была официально признана во времена правления Екатерины Великой, когда Вельск, как и многие другие российские города, получил герб. На его щите гордо изображена бочка, из которой сверху льётся черная смола.

В 19 веке Вельский край был включён в состав королевских владений, управлявшихся специально для императорской семьи. Это придавало относительно благоприятный статус крестьянам, которые жили и работали на земле.

Вельск также выигрывал как важная промежуточная станция на дороге Москва-Архангельск. При скромном достатке этот провинциальный уголок приобрёл приятный внешний вид, включавший в себя ряд добротно построенных деревянных домов для купцов и чиновников. К счастью, некоторые из этих домов сохранились. Как и многие северные города, Вельск также служил местом политической ссылки.

В центре города были свои коммерческие здания, одно из которых - особняк Соболева из красного кирпича (1913) - было мастерски переоборудовано для использования краеведческим музеем.

Среди церквей Вельска одна сохранилась практически без изменений: привлекательная деревянная Успенская церковь, построенная в 1790-х годах на городском кладбище. В Вельске также был большой Спасо-Преображенский собор, строительство которого было начато в 1898 году, а освящён - в 1913 году.

Закрытый после установления советской власти храм был существенно реконструирован в 1930-х годах, чтобы служить Домом культуры. В настоящее время есть предложения восстановить его, вновь сделав действующим храмом.

После потрясений революционных лет леса вновь стали основой для экономического возрождения в начале 1930-х годов. В тот же период Вельская область стала одним из нескольких северных районов переселения крестьян, которые были насильственно изгнаны с корнем во время коллективизации сельского хозяйства. Их существование было суровым и часто сводилось к беспросветному принудительному труду.

Транспортное сообщение через Вельск значительно улучшилось с завершением строительства в 1942 году железнодорожной линии, протянувшейся от Коноши до Архангельска и Котласа на реке Двина. От Котласа железнодорожная линия протянулась почти на 1200 км к северо-востоку России мимо Печоры к угольным шахтам Воркуты.

Сегодня Вельск продолжает играть важную транспортную роль. Лесная продукция региона поставляется по железной дороге, и город остаётся транспортным узлом на протяжённой трассе Москва-Архангельск. Близлежащие деревни продолжают ощущать влияние демографических сдвигов, которые в некоторых случаях привели к депопуляции.

Хотя экономика Вельска зависит в первую очередь от современного транспорта и освоения лесов, этот северный город стал важным центром изучения традиционного искусства и ремёсел.

Действительно, его краеведческий музей считается одним из лучших в российской провинции. Традиционная культура Русского Севера часто ассоциируется с некогда процветающими деревнями, где процветали народные ремесла. Темпы современного развития сильно истощили такие деревни, и даже многие региональные центры, такие как Вельск, и местные энтузиасты попытались собрать остатки и возродить древние ремёсла и промыслы, а также сохранить для потомков местные легенды, фольклор и обычаи.

 
Чат с менеджером

Скидки предоставляются:

  • Пенсионерам и ветеранам
  • Турагентствам
  • Именинникам в День Рождения и следующий день
  • Постоянным клиентам

Позвонить в офис (495) 363 3512 Telegram