Музеи Переславля-Залесского
> Ботик Петра I
Ботик Петра I
В четырех километрах от города на горе Гремяч, на берегу озера
Плещеева в конце XVIIв. Петр I начал строительство «потешной» флотилии,
заложившей основу русского военно- морского флота.
С 1688 по 1693 гг. в Переславле было спущено на воду около 100 кораблей, среди них несколько фрегатов, в том числе 30-ти пушечные «Марс» и «Анна». Здесь прошли обучение первые русские корабелы и военные моряки.
До нашего времени от всей флотилии
сохранился только один корабль - бот «Фортуна» (все остальные суда сгорели во
время пожара в XVIII в.). В 1803 г. для него было выстроено специальное здание,
в котором разместилась экспозиция одного из первых провинциальных музеев в России.
Музей петровского бота «Фортуна» был открыт в 1803 году, однако первое его
здание находилось на частной территории. Бывшее дворцовое село Веськово с 1762
года было передано в вотчину, и хозяева поместья неоднократно менялись. Только
в 1848 году Веськово стало собственностью всего Владимирского дворянства. Приобретённая
усадьба ничем не напоминала петровскую 150 летней давности, от построек и планировки
делового и потешного дворов ничего не сохранилось. Недалеко от музея бота «Фортуна»
к этому времени была построена каменная караульня. Территория владения простиралась
кромки озера до верхней дороги из села Веськов; более шестидесяти гектаров прибрежного
ландшафта нуждались в благоустройстве.
Новый статус имения — музей-усадьба — закреплена монументальная триумфальная арка
на въезде. К музею от ботика вела прямая аллея, выходившая открытой площадке
с памятником Петру I. Так усадьба теперь предназначалась для общественных гуляний,
появилась так называемая «Ротонда» летний павильон для музыкальных развлечений.
V ему дала круглая венчающая надстройка. К августу 1852 года бывшее владение
коллежского асессора И. Т. Емельянова совершенно преобразилось. Музей бота «Фортуна»
и сторожка перестали быть незваными гостями среди барской усадьбы. Историческое
имение приобрело, наконец, вид, достойный «драгоценного для каждого русского памятника».
Эти слова, сказанные императором Николаем I о главной достопримечательности музея,
вдохновили владимирское дворянство на преобразования «дачи под Ботик Петра I».
Несмотря на скромные денежные средства, собранные для этой цели, за два года был
создан камерный ансамбль музея-усадьбы.
М. И. Смирнов в «Историческом очерке Переславля-Залесского» сообщает, что памятник
был «сработан по проекту художника А. С. Компиони», а триумфальная арка и «Ротонда»
сооружены по проекту архитектора Жеребцова. Сведений об авторах, даже их имён
нет ни в одном издании о музее-усадьбе и о городе Переславле-Залесском. Между
тем, как обелиск, так и триумфальная арка представляют собой исключительное
для Переславля явление. Это единственный памятник деяниям Петра I в городе и
окрестностях, а ближайшая триумфальная арка найдётся разве что в Москве на
Кутузовском проспекте!
Имя А. С. Компиони (Кампиони) — точнее, его инициалы — оказалось довольно загадочным.
Семейство Кампиони оставило заметный след в художественной жизни России конца
XIII—XIX веков. Хорошо известны работы мраморщика Сантино Пьетро Кампиони (начало
— 40-е годы XIX века), архитектора Петра Сантиновича Кампиони (40—90-е гг. XIX
века), войскового архитектора области войска донского Антона А. Кампиони (40—80
е гг. XIX века). Однако сведений о творениях Кампиони с инициалами «А.О», кроме
обелиска в музее-усадьбе «Ботик», найти не удалось. Правда, был в конце XIX
века директор лесного департамента П. А. Кампиони — ещё один представитель фамилии,
чье отчество начиналось на букву «А». Поэтому, кроме версии о путанице инициалов,
остаётся предполагать возможность существования некоего сына Сантино Кампиони,
трудившегося в его мастерской и выполнившего обелиск.
Интересно, что в 1856 году, сразу после смерти императора Николая I, в имении
князя С. М. Голицына Влахернское (Кузьминки) был сооружён памятник, описанию,
он был выполнен в виде четырёхгранного столпа из красного гранита, увенчанного
корон На лицевой стороне столпа был помещён бронзовый золочёный портрет императора
и памятная надпись с тыльной стороны — дата. Вокруг памятника стояли чугунные
тумбы с цепями. Авторы памятника — архитектор М. Д. Быковский, скульптор С.
П. Кампиош той же усадьбе находился чугунный обелиск Петру I, по художественному
замыслу напоминающий памятник в усадьбе «Ботик» под Переславлем. Совпадение? Или
эти параллели не случайны?..
Известный русский архитектор Иван Петро Жеребцов (1724—1783) не мог иметь
отношения к постройкам 1850-х годов. Среди выдающихся архитекторов XIX века
фамилия Жеребцова встречается. И всё-таки крупицы сведений о «переславском»
архитекторе Жеребцове нашли. В Ростовском филиале Государственного архива хранится
«Дело по заявлению художника Жеребцова об освобождении его от должности архитектора
по преклонности лет». В нём — объявление Городового архитектора Ивана Афанасьевича
Жеребцова от 16 апреля 1874 года с просьбой по слабости здоровья своего и преклонным
летам я исправлять служебные свои обязанности не могу, потому заявляя об этом
Городской Управе, покорнейше прошу сделать распоряжение об увольнении меня с
должности Городового Архитектора и о помещении меня в городскую богадельню;
так как я собственных средств к жизни не имею и приобретать больше не могу,
равно как и родственников таких, которые бы пригрели, у меня нет». Бумага, очевидно,
написана кем-то другим, потому что подпись «Архитектор Жеребцов сделана дрожащей
неверной рукой, а посреди и чернильная клякса. Постановление, подписанное городским
Головой Александровым и членами Управы Куманин Чечелевым, гласит: «Городская
Дума свобс художника Жеребцова уволила от должности, с выдачей 5 рублей и помещении
его по собственному желанию в городскую богадельню». Ознакомить Жеребцова с
постановлением поручалось полицейскому надзирателю, поскольку художник уже не
выходил из дома (по слабости здоровья). Жил он на квартире в доме наследников
дьякона одного из переславских храмов.
Несколько листочков дела и целая жизнь! Иван Афанасьевич Жеребцов состоял
в чине «свободного (неклассного) художника» — значит, он окончил Академию художеств.
Несмотря на существовавшую в те годы возможность получения Потомственного Почётного
гражданства воспитанниками Академии Художеств через 10 лет после её окончания
«за отличия в художествах» — вспомним триумфальную арку — Жеребцов такого звания
не имел. Работая в должности Городового Архитектора, он должен был снабжать
обывателей образцовыми планами и фасадами для городских построек. Удалось ли
ему построить что-либо по собственным проектам, кроме известных арки и «Ротонды»?
Возможно, что Жеребцов был также автором «Дворца» музея-усадьбы. Однако спустя
22 года после торжественного открытия ансамбля «Ботик» он был одинок, беден
и вынужден просить приюта в городской богадельне. Правда, и более известные
архитекторы оканчивали свою жизнь в нищете, перестав получать заказы и «приобретать
собственные средства»...
Такова судьба художника. Но счастлив тот, кто украсил Отечество. К юбилею
музея отреставрирована «Ротонда», а небольшая триумфальная арка уже 150 лет
с достоинством несёт своё воинственное убранство. Постройки Ивана Афанасьевича
Жеребцова гармонично вписались в ландшафт исторической усадьбы.
P.S. С помощью краеведа-коллекционера Д.М. Петропавловского удалось найти
имя скульптора Компиони. Его звали Александр Сантинович. Скорее всего, он является
отцом Антона А.Компиони, архитектора Войска Донского, и братом архитектора Николая
Сантиновича Компиони, работавшего в Москве. Архитектор Жеребцов, кроме построек
в усадьбе Ботик, занимался реконструкцией корпусов фабрики Борисовского.
|