Достопримечательности
Ярославля > Церкви
Церкви Ярославля
Церковь Ильи Пророка существовала почти со времён основания города. Она была
построена на территории Ярославского кремля (ныне не сохранившегося). Хотя первоначальный
храм исчез столетия назад, в начале 17 века в центре Ярославля, согласно документам,
стояли бревенчатые церкви, посвящённые Илье Пророку и Покрову Пресвятой Богородицы.
Их снесли для освобождения места для каменного храма. Построенная в 1647-50
годах, основная часть церкви Ильи Пророка представляла собой массивное квадратное
сооружение на возвышенном фундаменте, который также поддерживал закрытую галерею.
В соответствии с новым планом города, реализованным в 1778 году во времена правления
Екатерины Великой, в Ярославле была разбита центральная площадь. Территорию
вокруг храма расчистили, и он стал настоящей архитектурной жемчужиной города. |
Самым большим и изысканным храмом второй половины 17-го века в Ярославле, которых
много в те годы строили на средства местных купцов, является церковь Иоанна
Предтечи, расположенная в районе Толчково недалеко от реки
Которосль - небольшого притока Волги. Пятнадцатиглавая церковь поражает
роскошью и обилием изразцов. Церковь Иоанна Предтечи была построена между 1671
и 1687 годами на средства прихожан и предпринимателей Родиона и Леонтия Ереминых,
которые разбогатели на кожевенных мастерских, расположенных в этом районе. Храм
построили на месте бывшего Вознесенского женского монастыря, разорённого и сожжённого
поляками во время интервенции в 1609 году.
|
Ярославский купец Светешников ввёл в 17 веке похвальную практику спонсирования
купечеством строительства приходских церквей по всему Ярославлю. Он построил
храм Церковь Николы Надеина. Часовня, посвящённая Благовещению Пресвятой Богородицы,
была пристроена к северо-восточному углу главного здания. Её купец построил
исключительно для своей семьи. Икона Толгской иконы Божией Матери была особенно
почитаема в Ярославской области в честь расположенного неподалёку одноименного
женского монастыря. Несмотря на несколько последующих модификаций, Свято-Никольская
церковь остаётся главным примером меценатства в Ярославле.
|
Центральным украшением волжского бульвара в Ярославле на протяжении веков был
главный городской собор, посвящённый Успению Пресвятой Богородицы. Судьба Успенского
храма отражает бурную историю России за последнее столетие в такой степени,
в какой мало какой другой может сравниться с ним. Первая Успенская церковь из
кирпича была построена в начале XIII века во времена правления ростовского князя
Константина Всеволодовича. Храм неоднократно перестраивалось до середины 17
века, когда царь Алексей Михайлович приказал перестроить его на другом месте
с видом на Волгу. Успенский собор, сохранившийся до времён лихолетья 20-го века,
был возведён в 1660-х годах. В следующие два столетий в его архитектуру вносились
многочисленные изменения.
|
Церковь Богоявления была построена в конце 17-го века на средства купца "гостиной
сотни" Алексея Зубчанинова. Это бесстолный храм с пятью куполами. Внутреннее
помещение освещено девятью окнами. Авторы и время внутренней росписи церкви
неизвестны. Главная тема стеновой росписи - жизнь и страдания Иисуса Христа.
Церковь украшена резным иконостасом конца XVII века. Достопримечательностью
церкви является монументальный резной запрестольный крест сложной формы, украшенный
гроздьями синего и зелёного винограда.
С XIII в. в связи с образованием нового княжества Спасский монастырь XII в.
являлся усыпальницей династии ярославских князей. Древнейшее здание в монастыре
и во всем Ярославле - Спасо-Преображенский собор (1506-1516). Северная паперть
собора была в своё время монастырским книгохранилищем. Здесь в конце XVIII в.
обнаружена знаменитая рукопись "Слово о полку Игореве". Облик храма
строг и изящен. Поставленное на высокий подклет его здание четырехстолпное,
трёхглавое, с открытыми галереями. В архитектурном оформлении фасадов сочетаются
два стиля: древнерусские формы с элементами западноевропейской ордерной системы.
Формы барабанов схожи с главами владимирских и новгородских храмов ХII-ХIII вв.
Храмовый ансамбль в Коровниках - один из наиболее выдающихся архитектурных
памятников Ярославля. Большая пятиглавая церковь Иоанна Златоуста с галереями
и шатровыми приделами строилась как летняя на средства посадских людей Ивана
и Фёдора Неждановских. В убранстве интерьера богатая изразцовая отделка. Пятиглавая
церковь Владимирской Богоматери строилась как зимняя. Две церкви соединяет
ограда со "Святыми воротами", обращёнными к Волге. Между ними расположена высокая
восьмигранная столпообразная колокольня высотой 37 метров, ставшая центром архитектурного
ансамбля.
Другие церкви
- Церковь Спаса Нерукотворного и храм Кирилла и Афанасия Кирилло- Афанасьевского
монастыря (пл. Челюскинцев, 15,17)
- Часовня Александра Невского (ул. Андропова, 8)
- Ильинско-Тихомовская церковь (Волжская наб., 5)
- Церковь Николы Рубленый город (Которосльная наб., 8)
- Церковь Спаса-на-Городу (ул. Почтовая, 3)
- Церковь Рождества Христова (ул. Кедрова, 1)
- Часовня Казанской Богоматери
- Церковь Михаила Архангела (ул. Первомайская, 67)
-
Ансамбль церквей Благовещенского прихода, Вознесенская церковь (Волжская наб.,
54)
- Храмовый ансамбль церкви Николы Мокрого (ул. Чайковского, 1)
- Федоровский Кафедральный собор (ул. Малая Пролетарская, 59)
- Казанский монастырь, Казанский собор (ул. Первомайская, 10а)
- Храмы Дмитровского прихода: церковь Дмитрия Солунского, церковь Похвалы
Богоматери (ул. Б. Октябрьская, 41)
- Вознесенская церковь (ул. Свободы, 44)
- Сретенская церковь (Депутатский пер., 4)
- Церковь Никиты Великомученика (ул. Салтыкова-Щедрина, 32/49)
|