Рига
> От Сербии до Финляндии
От Сербии до Финляндии
Экспозиция "От Сербии до Финляндии, 1914" делится на три раздела. Конечно,
это конфликт эпох. Война полностью стёрла или нивелировала многие важные патриархальные ценности, и вместо Kinder, Кйспе, Kirche суфражистки стали носить брюки, водить авто и получили право голоса на выборах. Кубизм появился ещё до выстрелов на
мосту в центре Сараево, где сербский студент Принцип застрелил австро-венгерского
престолонаследника Франца-Фердинанда, но война стала катализатором появления
авангардных художественных направлений: акмеизма, дадаизма, супрематизма, сделала
известными Кандинского и Малевича.
Война после подписания всех пактов о капитуляции ещё долго порождала новое
художественное видение. Впрочем, Кандинского и Малевича на выставке не будет.
Здесь есть несколько причин: хедлайнеры мировой живописи известны всем хотя
бы в репродукциях, а в Arsenals планируется показ малоизвестных картин и скульптур.
И второе: куратор выставки Гинта Герхарде-Упениеце при отборе объектов пыталась
избежать натурализма а-ля Отто Дике.
Трупы солдат, черепа, обрывки разорванной плоти - это тоже лицо войны, страшное
и честное, конечно, но у войны есть бесконечное число и других лиц. - В проекте
"1914" будут работы авторов от Сербии до Финляндии из 20 художественных музеев
и национальных галерей Европы, точнее, Восточной и Северной Европы, - говорит
Гинта. - Используются не только художественные экспозиции. Это фото-документалистика,
макеты и руины зданий, а также работы современных авторов на тему войны: "Красная
кнопка" и "Голубь мира". Ещё тема, без которой никак: раздел "Стрелки". Не так
важно, были ли это мужчины с трёхлинейками из двух николаевских бригад стрелков,
красные стрелки Вациетиса или вставшие насмерть за вполне уже реальную к 18
ноября свободу латвийские солдаты с маузеровскими карабинами и нашивками ландсвера.
"Мы знали, за что мы сражаемся. Это народная война", - писал участник тех боев
на Пулемётной горке Карлис Скалбе.
|