Разные виды живописи
Импрессионисты всегда полагались на впечатление от природы. Поэтому они работали
на пленэре, где не просто набрасывали этюды, как делали художники прежде, а
писали законченные картины. Конечно, не было времени выписывать контуры (основная
претензия в разгромном материале Леруа - как раз то, что детали картины плохо
прописаны, что он посчитал за небрежность и непрофессионализм). Также импрессионистов
обвиняли в отсутствии каких-либо внятных сюжетов. Но художники вообще ненавидели
слово "сюжет", для картины им нужен был "мотив". "Подходите к мотиву с точки
зрения формы и цвета, а не рисунка. Импрессионисты пытались схватить момент,
поймать движение. Добивались они этого несколькими приёмами. Чтобы добиться
игры света, они избавились от темных теней. Уход от контуров позволял слить
все предметы на картине с окружающей средой, то есть все изображённое на картине
становилось единым целым. | Художники писали картины мелкими, раздельными и
контрастными мазками, и отказались от смешения красок на палитре - потому что
при этом теряется интенсивность любого цвета. Оттого картины становились ярче,
праздничнее.
Голландская реформаторская церковь не приветствовала иконы, поэтому художники
стали зашифровывать религиозные символы в натюрмортах. К тому же сам Жан Кальвин
говорил, что повседневные вещи обладают скрытым значением, и за каждым изображением
должен стоять моральный урок. Живописцам не приходилось самим придумывать символику,
она сложилась ещё в готическую эпоху и была распространена среди художников
эпохи Возрождения. И для образованного человека тогда не было сложностью понять
смысл картины, расшифровав её символы. Поначалу самыми распространёнными в жанре
stilleven (в переводе - "тихая жизнь", слово "натюрморт" появилось позже во
Франции) были букеты цветов. Как правило, эти букеты были составлены из растений,
цветущих в разное время года (поэтому и писались картины долго). И каждый цветок
имел своё значение. Нарцисс ещё с древних времён символизировал самовлюблённость,
но также он являлся ос ним из символов Богоматери. Тюльпаны - быстротечность
времени, потому что они быстро вянут. В центре композиций обычно размещу ли
полевые цветы, символизирующие чистоту и скромность: незабудки, фиалки, ландыши
Розы и гвоздики означали стремление к роскоши и тщеславие, и художники обычно
помещали их по краям букета. Внизу находились увядшие цветы, говорящие о проходящей
жизни.
Вместе с другими молодыми "передвижниками", в числе которых были Исаак Левитан
и Константин Коровин, Николай Дубовской изобрёл новый метод, который назвали
"пейзажем настроения". Главное в этом методе - не точное отображение увиденного,
хоти все художники
были тонкими мастерами, а то, из чего слагается впечатление от картины, создаётся
настроение. Именно это становится смыслом картины. Безусловно, на метод повлиял
импрессионизм, появившийся во Франции во второй половине XIX века. Русские художники
не пытались копировать технику зарубежных коллег, но подсмотрели у них некоторые
моменты, дополнили ими свой стиль. Импрессионизм и "пейзаж настроения" роднило
то, что оба направления противопоставляли себя академизму. В 1863 году 14 самых
выдающихся учеников Академии художеств, которые должны были бороться за золотую
медаль, попросили заменить конкурсное задание на свободное. Но получили отказ,
и в знак протеста покинули Академию. Так же поступил в 1881 году Николай Дубовской.
|