Затонувшие корабли > Салама
Салама
Вы слышали историю о Саламе? " ("Молния") затонула после
столкновения с другим судном более 120 лет назад и десятилетиями оставалась
на дне озера. Тем не менее, сегодня вы можете найти "Саламу", пришвартованную
в Риихисаари, на плаву, как и все остальное. Как это произошло?
Паровая шхуна "Салама" - это комбинированное грузовое и пассажирское судно,
построенное в эпоху, когда энергия пара начинала вытеснять энергию ветра. Гребной
пароход "Салама" со вспомогательными парусами был заказан местной компанией
"Савонлинна" на Выборгском машиностроительном заводе в 1874 году.
"Салама" курсировала на маршруте Йоэнсуу - Савонлинна - Выборг
- Санкт-Петербург, хотя в ранние годы она часто плавала и в Любек. Помимо прочего,
"Салама" перевозила стеклянную посуду из сайменского города Энонкоски в Санкт-Петербург
и привозила обратно зерно и различные товары для торговли - от фруктов и ювелирных
изделий до рулонов шелка и бубликов. Общая грузоподъёмность судна составляла
110 тонн при вместимости 60 пассажиров, поэтому оно часто перевозило туристов
из Санкт-Петербурга.
В ночь крушения
В 10:30 вечера 13 сентября 1898 года "Салама" находилась вблизи маяка
Парконсаари, направляясь из Лаппеенранты в Пуумалу по своему обычному маршруту
Санкт-Петербург - Йоэнсуу, когда пассажирское судно "Илмари", следовавшее
в обратном направлении, протаранило ее правый борт.
Помимо самих "Саламы" и "Илмари", недалеко от места аварии находились и другие
суда: паровой буксир "Ахкера" и буксир поменьше "Руттуа", буксировавший за собой
деревянный плот. Проходя через узкий пролив, капитан "Саламы" увидел "Илмари"
и "Руттуа", идущие впереди по правой стороне прохода, и свернул влево, подавая
соответствующие сигналы. "Илмари" подал те же сигналы в ответ, что означало,
что сообщение было получено, как позже засвидетельствовали шкиперы "Руттуа"
и "Ахкеры".
Сразу после этого обмена репликами "Илмари" на полной скорости врезался в
"Саламу". Вода хлынула через пробоину в правом борту, и примерно через полчаса
"Салама" затонула носом вперёд менее чем в километре от берега в Паркуниеми.
К удивлению всех собравшихся, "Илмари" после столкновения продолжил свой путь
и не остался, чтобы помочь экипажу и пассажирам "Саламы" темной осенней ночью.
К счастью, поблизости работал паровой буксир "Ахкера", который вскоре
добрался до тонущего судна, чтобы начать спасательные операции.
В результате столкновения "Саламы" и "Илмари" никто не
погиб, хотя без немедленной помощи "Ахкеры" все могло сложиться по-другому.
Позже выяснилось, что первый помощник капитана "Илмари" на момент
аварии не обладал необходимой квалификацией. Некоторые предполагают, что он,
возможно, неправильно понял сигналы Саламы и попытался уклониться от неё "нормально",
то есть вправо. Возможно, он неправильно оценил расстояния и скорости задействованных
кораблей, используя в качестве основы только их движущиеся огни.
После длительного судебного разбирательства "Илмари" в конечном счёте
была признана виновной стороной и в качестве таковой была передана компании,
которой принадлежал "Салама".
Семь десятилетий под водой
"Салама" пролежала на дне озера Сайма 73 года. В 1970 году ее мачта
зацепилась за буксирный трос проходящего мимо буксирного судна и была вытащена
на поверхность. Флот на верфях Enso-Gutzeit Ltd в Савонлинне решил протестировать
своё оборудование для подъёма, и в 1971 году "Салама" была поднята
со дна. Озёрная вода, не содержащая соли и с низким содержанием кислорода, удивительно
хорошо сохранила корабль - даже часть зерна в грузовом отсеке все ещё была там.
Ассоциация музеев парусного спорта Саймы была основана с целью сохранения
Саламы. Совместно с Финской ассоциацией морской истории и городом Савонлинна
они реконструировали "Саламу" как корабль-музей, хотя и без исправных двигателей.
Салама и все связанные с ней предметы были переданы в дар провинциальному музею
Савонлинны в 1985 году.
|