Достопримечательности
побережья Финляндии > Затонувшие корабли
Затонувшие корабли Балтийского моря
На Аландских островах
действует свой собственный закон о древностях, который защищает затонувшие корабли
и другие древние останки, находящиеся под водой. Этот закон регулирует подводное
плавание с аквалангом, которое является лицензированным видом деятельности на
Аландских островах.
При погружении на Аландских островах важно помнить, что вы не можете входить
внутрь обломков или брать что-либо с них. Закон направлен на то, чтобы сохранить
затонувшие корабли в целости и сохранности, чтобы в будущем их могло посетить
больше дайверов.
Хотя реестр затонувших судов на Аландских островах в настоящее время содержит
около 500 зарегистрированных затонувших судов с подтверждённым местоположением,
число незарегистрированных затонувших судов, по оценкам, вдвое больше. В частности,
в западной и южной частях Аландского архипелага есть кладбища кораблей, на которых,
как известно, только за последние 200 лет произошли сотни кораблекрушений.
Затонувшие корабли на Аландских островах, куда можно добраться с аквалангом,
очень хорошо сохранились благодаря законодательству о дайвинге, вступившему
в силу в 1974 году. Закон предусматривает, что погружение с аквалангом с использованием
технического оборудования возможно только с разрешения правительства провинции
Аландские острова. Кроме того, закон требует, чтобы дайверы, получившие разрешения
на дайвинг, представляли письменный отчёт о своей дайвинг-деятельности в тот
же официальный орган.
Вы слышали историю о Саламе? Паровая шхуна "Салама" ("Молния") затонула после
столкновения с другим судном более 120 лет назад и десятилетиями оставалась
на дне озера. Тем не менее, сегодня вы можете найти "Саламу", пришвартованную
в Риихисаари, на плаву, как и все остальное. Как это произошло? Паровая шхуна
"Салама" - это комбинированное грузовое и пассажирское судно, построенное в
эпоху, когда энергия пара начинала вытеснять энергию ветра. Гребной пароход
"Салама" со вспомогательными парусами был заказан местной компанией "Савонлинна"
на Выборгском машиностроительном заводе в 1874 году. "Салама" курсировала на
маршруте Йоэнсуу - Савонлинна - Выборг
- Санкт-Петербург, хотя в ранние годы она часто плавала и в Любек. Помимо прочего,
"Салама" перевозила стеклянную посуду из сайменского города Энонкоски в Санкт-Петербург
и привозила обратно зерно и различные товары для торговли - от фруктов и ювелирных
изделий до рулонов шелка и бубликов. Общая грузоподъёмность судна составляла
110 тонн при вместимости 60 пассажиров, поэтому оно часто перевозило туристов
из Санкт-Петербурга. |
Галеас с шампанским
Затонувший корабль "Шампань галеас" представляет собой морскую археологическую
сокровищницу. Это хорошо сохранившееся затонувшее судно, лежащее на морском
дне в Вестерсундсфьордене к югу от острова Фегле.
Это двухмачтовое парусное судно, предположительно относящееся к началу 19 века,
сейчас покоится на глубине от 20 до 48 метров. Причина и время кораблекрушения
до сих пор неясны.
Ограничения на погружения в этом месте вступили в силу 19 июля 2010 года, чтобы
снизить риск ограбления и сохранить научную информацию о затонувшем судне. В
общей сложности с места крушения было поднято 162 бутылки шампанского и 5 бутылок
пива.
Советская подводная лодка С-2
3 января 1940 года советская подводная лодка S-2 затонула к востоку от финского
маяка Маркет. Подводная лодка была полна боеприпасов и торпед.
Запрет на погружения на этом затонувшем судне является мерой предосторожности
для обеспечения общественного порядка и безопасности.
Ледокол SMS "Гинденбург"
Эсминец "Гинденбург" был ледоколом германского императорского флота.
Он затонул в 1918 году после столкновения с дрейфующей миной, которая вмерзла
в паковый лёд. Затонувшее судно находится на глубине от 37 до 47 метров.
Для погружения к этому затонувшему судну требуется специальное разрешение.
Парусная баржа "Недерланд"
Шхуна "Недерланд" длиной около 35 метров и шириной 9 метров затонула
18 декабря 1917 года в Мархаллане, недалеко от Мариехамна. Этот корабль был
из Нидерландов и перевозил булыжники ручной работы из Лисекиля в Евлен. Сейчас
затонувшее судно находится на глубине от 20 до 24 метров.
Двухмачтовая шхуна "Планета"
"Планета" представляла собой двухмачтовую шхуну с деревянным корпусом,
похожую на шхуну "Альбанус", найденную в морском квартале Мариехамн.
Шхуна имела приблизительно 25 метров в длину и была построена в 1898 году в
Озеле. Порт приписки был зарегистрирован в Парайнене на Финском архипелаге.
Шхуна "Планета" затонула на архипелаге Редхамн в 1922 году и сейчас
находится в очень защищённом от штормов месте на морском дне. Максимальная глубина
затонувшего судна составляет 15 метров. Хотя судно защищено от ветра, видимость
может быть плохой из-за глинистого морского дна. Многие детали сохранились до
сих пор: деревянный якорный брашпиль, корабельные перила и настил, в котором
видны отверстия для мачт.
Барк с железным корпусом Плюс
Трёхмачтовое судно Plus было построено в 1885 году для известной судоходной
компании Laeisz на верфях Blohm & Voss в Гамбурге, Германия. У корабля не
было двигателей.
Мы можем получить хорошее представление о том, как выглядел "барк Плюс"
в прошлом, посетив чуть более крупный корабль-музей "Поммерн", который
можно увидеть в Морском музее Аландских островов в Мариехамне. Штормовой ночью
1933 года "Плюс" затонул всего за несколько минут близ Хертонклоббена
к юго-западу от Мариехамна, и сейчас находится на глубине от 25 до 37 метров.
|