Пароходы Финляндии> Савонлинна
Корабль Савонлинна
Пассажирское судно «Савонлинна» было построено как флагман компании
Saimaan Hoyrylaiva Osakeyhtio в 1904 году. Он стал известен как Сайменский экспресс
благодаря своей скорости - поездка из Савонлинны в Лаппеенранту занимала менее
семи часов.
Основание ”Сайменской пароходной корпорации” было заложено на собрании в Савонлинне
11 августа 1903 года. Горожане, интересующиеся морскими делами, решили основать
компанию, корабли которой ежедневно курсировали бы между Савонлинной и Лаппеенрантой.
Ко времени собрания по подписке денежных средств 11 сентября они решили заказать
судно у Paul Wahl Co works в Варкаусе по цене 62 000 финских марок. Корабль
был назван «Савонлинна» в честь её родного города, куда он впервые
прибыл 20 мая 1904 года.
Пассажирское судоходство на Сайме процветало в 1905-1916 годах, когда русское
высшее общество стекалось на курорт в Савонлинне. 1913 год стал особенно исключительным.
В годовом отчёте корпорации отмечается, что музыкальные фестивали и оперные
представления, проведённые предыдущим летом, принесли значительную прибыль.
В 1916 году Первая мировая война вынудила бывших богатых путешественников покинуть
Россию и эмигрировать в Финляндию. В то же время экономический рост среди рабочего
класса приводит к увеличению местных перевозок.
Сохранившиеся документы верфей Paul Wahl & Co в Варкаусе содержат первоначальный
заказ на строительство «Савонлинны» со строгими спецификациями конструкции
и оборудования судна. Основные размеры корабля должны были составлять 27,66
х 6,69 метра, а паровая машина должна была работать на номинальной мощности
225 лошадиных сил. Первоначально на судне могли разместиться 174 пассажира;
позже это число превысило 200. Максимальная скорость, достигнутая во время пробного
пробега, составила 11,5 узлов или 21,3 километра в час. При такой скорости судно
добралось бы из Савонлинны в Лаппеенранту за 6 часов 45 минут.
«Савонлинна» была построена с полутораэтажными каютами на палубе,
состоящими из помещений первого, второго и третьего классов. Её обстановка была
более впечатляющей, чем обычно. Стены были обиты белой фанерой или причудливой
обивкой из пегамоида. Настенная лепнина в зависимости от класса была изготовлена
из берёзы , сосны, красного дерева или дуба. Диваны-кровати были с пружинами
и красной или синей бархатной обивкой. В номерах третьего класса были фанерные
скамейки или рейки, которые на ночь превращались в кровати.
Каюты были оборудованы умывальником, сетками для хранения вещей, крючками
для одежды, рулонными шторами, электрическим освещением и сбалансированными
свечами, а в некоторых каютах первого класса даже был телефон для связи с кухней.
В общественных помещениях были устроены очень важные для того времени плевательницы.
Палубы были оборудованы плетёными стульями и побеленными железными столами и
стульями в тон характерным белым бортам корабля. Чтобы занять пассажиров, на
корабле к их услугам были многочисленные газеты и журналы.
Помимо капитана, в состав экипажа судна входили первый помощник, машинист,
помощник машиниста, два кочегара, два рулевых, два палубных матроса, квартирмейстер,
повар, один или два официанта и уборщица. Позже этот состав изменился, поскольку
судно начало работать на мазуте. Кочегары больше не были нужны, и один из них
был заменён инженером.
Строительство Савонлинны значительно приблизило город к Лаппеенранте и железной
дороге, ведущей в Санкт-Петербург. Тот факт, что судно могло совершить рейс
из Лаппеенранты менее чем за семь часов, означал, что оно могло совершить путешествие
туда и обратно за один день. Время отправления из Лаппеенранты было назначено
на 5 утра, чтобы совпасть с прибытием поезда и дать возможность обратному рейсу
из Савонлинны успеть на вечерний поезд в 11 часов вечера. Благодаря своей скорости
и связи с железной дорогой судно вскоре получило прозвище ”Сайменский экспресс”.
Помимо пассажиров и грузов, она также перевозила почту.
Начиная с 1920-х годов маршрут SS Savonlinna был расширен, включив в него
соседний с Лаппеенрантой
порт Вуоксенниска, а SS Imatra II начал курсировать посменно. В то время как
пассажиропоток стремительно рос, перевозилось и всё больше грузов - особенно
между Пуумалой, Лаппеенрантой и Вуоксенниской. Жители сельской местности и островов
садились на корабли, чтобы добраться до городских рынков, перевозя на борту
фермерские продукты, а также крупный рогатый скот. Атмосфера, должно быть, была
потрясающей, когда корабль был битком набит пассажирами: отдыхающие первого
класса и бизнесмены на верхних палубах, нижние палубы кишели простолюдинами
и их вещами.
На кормовой палубе могло находиться более десяти голов крупного рогатого скота
и лошадей. Из-за скользкого настила к ногам лошадей были привязаны мешки, а
кормили их сеном. Для перевозки грузов на нижней палубе на кораблях были установлены
большие изолированные холодильники, чтобы масло, сыр, рыба и мясо оставались
свежими для продажи. Какой бы корабль ни совершал рейс по воскресеньям, он также
перевозил прихожан из Вуоксенниски в Руоколахти.
Обдуваемый ветрами перемен
В апреле 1927 года на «Савонлинне» вспыхнул пожар, причинивший серьёзный
ущерб. Все деревянные детали были разрушены; уцелели только двигатель и корпус.
К счастью, корабль был полностью застрахован и вскоре был восстановлен.
Позже помещения на борту корабля были расширены и сделаны более комфортными.
К 1928 году на судне появилось радио, и пассажиры могли звонить по корабельному
телефону, находясь в порту. Двигатель, работающий на дровах, был переделан для
работы на масле в 1960-х годах и снова переведён на дрова в 1980-х годах.
После курортного бума начала 20-го века пассажиропоток продолжал незначительно
расти вплоть до 1939 года. Послевоенное закрытие Сайменского канала, соединяющего
Финский залив с озёрами, в сочетании с развитием сухопутных перевозок постепенно
делало пассажирские перевозки все менее и менее прибыльными. Последней компанией,
оставшейся ответственной за сайменскую флотилию, была Saimaan Laivamatkat Ltd,
созданная совместными усилиями местных муниципалитетов, которая также обанкротилась
в 1982 году, а её активы были проданы с аукциона.
Город Савонлинна купил одноименное судно и реконструировал его как корабль-музей,
а все общественные помещения восстановили в их облике после 1927 года. SS Savonlinna
в настоящее время входит в состав пароходного флота музея Савонлинны и по-прежнему
доступен для круизов.
|