Финляндия > Посио
> Духовные традиции
Духовные традиции
В начале ХХ века жизни народа были свойственны богатые духовные традиции. Этому
способствовали спокойный образ жизни, тесные семейные отношения, практически
полное отсутствие средств массовой информации и картина мира, в которой верования
занимали важное место.
Во время длительной зимы по вечерам занимались разными видами ручной работы,
рассказывали множество историй, передавая, их друг другу.
Визиты родственников, ночующие в домах путники и, например, собиравшиеся с
разных мест во временный коллектив лесозаготовители, а позже и фронтовики эффективно
сохраняли и преумножали устные традиции.
В настоящее время эти рассказы находят новое применение, например, в области
туризма, генеалогии и краеведения.
Видами таких рассказов являются, например, исторические рассказы, верования,
сказки, шутливые рассказы и анекдоты.
В Юли-Китке Посио некогда жил сильный и крепкий мужчина по имени Тюни-Матти.
Как-то он отправился на неделю на луг. У калитки он, однако, остановился, сел,
открыл свою котомку и съел всю провизию, после чего повесил котомку на шест
забора и продолжил путь, а в субботу при возвращении забрал котомку с шеста.
Он проработал целую неделю, пообедав всего один раз.
Этот исторический рассказ записал Рейно Ринне, впоследствии писатель, в 1937
году. Исторические рассказы рассказывают об исключительных, привлекающих внимание
или важных лицах, событиях и периодах.
Наиболее свежим персонажем исторических рассказов прошлого века в Посио является
Элиас Мякеля, живший затворником в Лапиосалми в 1950-60-е гг.
В рассказах, связанных с различными верованиями, человек, как правило, встречается
с чем-то сверхъестественным или необъяснимым. Обычно в них фигурируют, с одной
стороны, колдуны, ведьмы, смерть, покойники и черти, а с другой - благосостояние
людей и скота.
Во многих рассказах о Пекке, жившем в Суолиярви и скончавшемся в 1925 году,
например, рассказывают, что он в качестве мести насылал на свое прежнее место
жительства привидения, а на скот, пасшийся в лесу - медведей.
Много рассказов о Калле Пеуне и о Паули Холаппе из Южного Посио. Их действия
и слова ложились в основу рассказов, которые передавались дальше.
Например, когда Паули вернулся из больницы, а знакомый отметил, что он оттуда
еще справился, Паули ответил: «Да Бог тоже не торопится с надежными поступлениями.»
Возможно, самой известной и исключительной персоной из Посио, о которой существует
много разных баек, является лесоруб и путник Хейкки-«Рожа» Пятси (1901-61).
Он, в частности, жил в бараках лесозаготовителей и получал у лесорубов деньги,
«корча смешные рожи» и устраивая разные хохмы.
Самым легендарным из лапландских сплавщиков является «Нятти-Юсси», Юхо Нятти
(1890-1964). Он был известен своими шутливыми и преувеличивающими рассказами,
которые он относил к своей жизни. В одном из рассказов он якобы работал на сенокосе,
где ему совершенно не давали выспаться, так что он собрал свои вещи. Хозяин
имения удивился его решению, а Юсси сказал, что он пойдет в такое имение, где
вообще не спят. К персонажу «Нятти-Юсси» относятся также многие рассказы, придуманные
другими. Последняя лесозаготовка «Нятти-Юсси» была в Палоненяке в Посио, где
он перелопачивал почву для замедления скорости бревен, спускающихся по крутому
склону Короуомы.
Затворник и «Кала-Эмели»
В небольшой дощатой избе недалеко от таежного лагеря Лапиосалми жил со своей
собакой Элиас Мякеля, «Кала-Эмели» (1905-1966). Он построил избу где-то в 1959
году, и здесь наслаждался простой жизнью до 1966 года, когда во время рыбалки
на слабом льду он провалился и утонул в соседнем озере Салмиярви. В молодости
Эмели работал в порту и на судне, потом на лесозаготовках и сапожником. Супругу
ему так и не удалось найти. Последним летом он прибыл в таежный лагерь Лапиосалми,
подарил медный крест и, по преданию, сказал: «Расскажите всем сюда приходящим,
что крест - это единственный знак, за которым стоит следовать».
|