Древняя Греция > Философия
Философия Древней Греции
Время расцвета греческой цивилизации явилось временем зарождения натурфилософии.
Первым ионийским натурфилософом был Фалес из Милета. Примерно на рубеже VII —VI
веков до н. э. он создал свое учение, о котором нам известно только со слов более
поздних авторов. Фалес, по преданию, предсказал солнечное затмение 585 года до
н. з Основой всего существующего философ считал воду, которая, приобретая разные
формы, создает все остальные объекты реального мира.
Впоследствии представления о некой первооснове мира, воплощающейся в разных
формах, развиваются другими школами натурфилософии. Анаксимандр, тоже живший
в Милете, принял в качестве такой первоосновы нечто «беспредельное» (алейрон),
стоящее над четырьмя основными элементами. Эти элементы: вода, земля, воздух
и огонь — разные проявления апейрона, образовывающие вещи нашего мира.
Еще один ионийский натурфилософ — Анаксимен — считал основным элементом воздух. Это первовещество способно,
по его мнению, переходить под действием тепла или холода
в разные формы: тепло, разрежая воздух, превращает его
в огонь; холод, уплотняя, — в туман, воду, землю и камень.
В конце VI века до н. э. идеи ионийских философов
развил Гераклит из Эфеса. Его труды не сохранились, но из
сочинений других философов нам известны изречения Гераклита.
Основным законом мироздания мыслитель считал вечное и непрерывное движение,
говоря по этому поводу: «Все течет». Другое его высказывание часто произносится
и в наши дни: «Нельзя дважды войти в один и тот же поток». Философ так пояснял
свою мысль: «Вода, в которую человек однажды входил, уже утекла, да и сам человек
успел как-то измениться»..
В учении Гераклита, как и других ионийских натурфилософов, присутствует идея
о первовеществе. Мыслитель, исходя из своих
представлений о всеобщем движении, избрал
таким веществом самую подвижную стихию— огонь. Мир, по Гераклиту, был, есть и будет вечно живым огнем, угасающим
и воспламеняющимся. Идеи, противоположные воззрениям Гераклита, развивали
представители элейской школы, основанной во второй половине VI века до н. э. Ксенофаном. Его последователи — Парменид, Зенон и Мелисс — доказывали парадоксальную мысль
о неподвижности мира, считая всякое движение иллюзией.
В Греции развивались различные мистические философские школы. Одной из наиболее
известных был союз пифагорейцев, основанный Пифагором в городе Кротоне. Согласно
преданиям, Пифагор, путешествуя по Египту, перенял
математические знания жрецов. В учении пифагорейцев содержится магия чисел —
представления, существовавшие еще в Древнем
Египте и Вавилоне, о мистических свойствах цифр, их соотношении и взаимном
расположении. В основу всего существующего ставилось абстрактное понятие числа.
Стремительное развитие естественных наук в Греции
V века до н. э. во многом было предопределено трудами великих философов-материалистов:
Сократа, Платона, Аристотеля, а также их учеников. Свободный афинский гражданин,
получивший от отца-скульптора имя Сократ (род. в 470 году до н. э.), искал истину
путем постановки наводящих вопросов; этот метод впоследствии назвали сократическим.
Цель его философии заключалась в самопознании как пути к постижению настоящего
блага, добродетели, знаний и мудрости. Для следующих поколений Сократ стал воплощением
идеала мыслителя. Древнегреческий ученый Платон (род. в 427 году дон. э.) считается
основоположником европейской философии наряду с Пифагором и Сократом. В 20 лет
он познакомился с великим Сократом и стал посещать его беседы.
В афинской школе Платона учился знаменитый ученый Аристотель (род. в 384 году
до и. э.), впоследствии ставший воспитателем Александра Македонского. Сочинения
Аристотеля охватывали почти все области древних знаний. Среди них были логический
свод «Органон», включающий в себя «Категории», «Об истолковании», две части
«Аналитики», «Топика», «Метафизика», «Физика», «О возникновении животных . «О
душе», «Этика», «Политика», «Риторика», «Поэтика». Ари стотель был основателем
формальной логики, создателем сил логистики (ранней метафизики). Его «Первая
философия» со держала постулаты о главных принципах бытия: вероятности и воплощении
в жизнь, форме и материи, причине и конечной цели. Учение Аристотеля не содержит
твердого убеждения в материальности мира. Он считал, что источником движении
и переменчивого бытия является бессмертный и неподвижный ум, или нус, что значит
«перводвигатель».
323 году до нашей эры, со смертью Александра Великого, созданная им гигантская
империя погрузилась в пучину кровавых гражданских войн. Военачальники Александра,
растащив огромное государство на удельные куски, принялись выяснять отношения
между собой с помощью огромных армий, сотен боевых слонов и изощренных военных
машин. С таким трудом осуществленное македонским царем единение Запада и Востока
рухнуло, действительность оказалась враждебной человеку, будущее отныне было
непредсказуемо. Людей объяло чувство потерянности и ненадежности существования.
Как выжить в беспрестанно меняющемся, опасном мире, где все и каждый брошены
на произвол судьбы? Ответ на этот вопрос стал главным предметом поисков философской
мысли. Одним из тех, кто попытался предложить свой ответ на «проклятый вопрос»
тогдашней современности, и был Эпикур - афинянин, родившийся в 32 или 31 году
до нашей эры на острове Самос в
Эгейском море. Анаксимен (6 в. до н.э.)—древнегреческий философ, ученик Анаксимандра.
Первоосновой всего существующего признавал воздух, который считал бесконечным,
вездесущим и вечно движущимся.
Антифонт (Антифон; 2-я пол. 5 в. до н.э.)— древнегреческий
философ-софист, афинский аристократ, примкнувший к идеологам рабовладельческой
демократии. Отстаивал «естественное» равенство всех людей и утверждал, что закон
создан сильными для угнетения слабых.
Апейрон — в философии древнегреческого мыслителя Анаксимандра — первооснова
всего сущего, неопределенная по качеству и беспредельная материя, находящаяся
в вечном движении.
|