История Древнего Мира
> Исчезнувшие
народы > Цивилизация майя
Древняя цивилизация майя
Майя - цивилизация древняя, как само время. Свидетельства о поселениях
майя датируются 2000 годом до нашей эры. Самые древние майя, скорее всего,
были небольшими племенами, у которых сначала не было крупных поселений и городов.
Но на протяжении веков майя, в конечном счёте, превратились в самую многочисленную
и могущественную группу в Мезоамерике и контролировали большую часть современной
Центральной Америки.
Майя построили множество крупных городов с впечатляющими храмами и центральными
площадями. Но, как ни странно, к середине 8-го века крупные городские центры
майя начали постепенно приходить в упадок и в конце концов были заброшены. Точная
причина этого неизвестна, но существует несколько ведущих теорий относительно
того, что могло привести к этому внезапному и неожиданному краху.
Для многих людей культура майя сводится к ритуалам жертвоприношения, обезображиванию
адептов культа, кровопусканию, вырыванию сердца у живой жертвы и другим мрачным
проявлениям древней мезоамериканской цивилизации. Но узкая зацикленность на
ритуальном убийстве — зловещий оттенок сложной, меняющейся теологии — многое
скрывает о майя и их богах. Хотя жуткое, несомненно, играло определенную роль
в их духовности, это была лишь малая часть более масштабной, динамичной системы
верований, которой народ майя придерживался и по сей день.
Ранняя цивилизация майя находилась под сильным влиянием религии. В городах
майя, таких как Тикаль и Чичен-Ица в современной Гватемале и Мексике, соответственно,
сохранились массивные каменные храмы, где проводились важные ритуалы. Церемонии
и обряды проводились в течение всего года, а жрецы рассматривались как важные
посредники между богами и людьми.
Майя считали, что физический мир тесно переплетён с духовным. Как и у древних
греков, их многочисленные боги рассматривались как существа, которые когда-то
жили среди их народа и которые создали людей. Пантеон майя населяли многочисленные
божества, включая богов стихий (например, дождя) и героев-полубогов, которые
сражались на благо человечества.
Важно также помнить, что религия майя не всегда была одинаковой в разные периоды
времени или в разных регионах. Исходя из различий в божествах, вырезанных на
камне или украшавших храмы, представляется вероятным, что в разных городах-государствах
майя существовали несколько иные верования. И сегодня, спустя сотни лет после
прихода испанцев в Новый Свет, народ майя в Центральной Америке и Мексике исповедует
религию, основанную на этих традиционных верованиях, но также исповедует и христианство.
Майя поклонялись, в частности, богу плодородия Юм-Каша, который считался жестоким,
так как требовал человеческих жертвоприношений.
В связи с этим майя даже соорудили специальный колодец (сенот), известный как
«Колодец смерти». Отбор жертв происходил следующим образом: перед тем как начать
богослужение, главный жрец отбирал трех красивых девушек, которые должны были
стать невестами Юм-Каша. После того как отбор был произведён, жертв наряжали
в богатые одежды, укладывали на деревянный катафалк и отвозили к «Колодцу смерти».
По прибытии на место несчастных «очищали» дымом копаловой смолы, после чего
избранницы поднимались на жертвенную площадку, откуда жрецы сбрасывали их в
сенот.
Всё это время другие прихожане усердно воздавали молитвы тому, которого они
старались умилостивить и ради которого приносили в жертву невинных девушек.
Интересно, что колодец был не только «братской могилой», но и своеобразным накопителем
сокровищ. Так, вместе с девушками в него бросали различные украшения (из золота,
серебра и нефрита), шарики благовонной смолы, фигурки земноводных, маски, колокольчики
и даже оружие.
Простые земледельцы у майя имели только одно имя, причём сын всегда наследовал
имя отца, а дочь — имя матери. Что же касается высшей касты, то её представители
получали при рождении два имени: и отца, и матери.
К закату майяской цивилизации на Юкатане проживало около двух с половиной сотен
родовитых семей, в которых браки преимущественно заключались в рамках небольшого
семейного круга. Если же случалось, что брак совершался между людьми из разных
семей, то это считалось большим позором.
Распределение всех верховных должностей происходило только среди альмехенов,
и человеку «снизу» пробиться «наверх» было почти невозможно. Правда, здесь стоит
отметить, что в Ушмале были и такие общины, ни главе которых стояли представители
низкого сословия, называемые батабами, что в переводе означает «владельцы топора».
Данная должность подразумевала выполнение целого ряда обязанностей, главными
из которых были: сбор натуральных податей (в основном в виде какао и бобов),
набор молодых воинов-пехотинцев и их обучение.
Суд над преступниками (не только мошенниками, но и над убийцами, грабителями
и неверными супругами) осуществлялся рядом с рынком. На южной его стороне до
сих пор сохранилось небольшое сооружение с крытой колоннадой, к которой примыкает
небольшой дворик, носивший название атриум. Это и было место, где заслушивались
обвинения, оправдания и приговоры. При этом судья — хольпоп — восседал на
каменной скамье в центре атриума.
У майя не было понятия «преступление против общества». Потерпевшим, как и преступником,
всегда было какое-то конкретное лицо. По вынесении приговора преступника передавали
либо в руки пострадавшего, либо его родственникам (если имело место быть убийство),
которые решали его участь. В большинстве случаев приговор был зеркальным отражением
преступления, то есть вор был обязан вернуть похищенное. Если же это по каким-то
причинам было невозможно, то он выплачивал стоимость украденного зёрнами какао.
В случае убийства совершивший злодеяние умирал от руки родственника жертвы.
При этом неосторожность в расчёт не бралась и от ответственности не избавляла.
Убийцу всегда ожидала смерть.
Основой питания майя составляла кукуруза. Индейцы не просто выращивали кукурузу:
они также научились готовить её для употребления в пищу с помощью никстамализации
- процесса, при котором сушёную кукурузу вымачивают, а затем варят в щелочном
растворе, который размягчает кукурузу и делает её более усвояемой. Майя выращивали
и другие важные овощи: тыкву, маниоку и фасоль.
Лечением больных майя занимались либо жрецы, либо знахари - ax-мены, которые
назначали подчас весьма своеобразное лекарство, о котором стало известно благодаря
сохранившимся книгам.
Несмотря на то, что большая часть лекарственных препаратов приготовлялась необычным
способом и включала множество всяких компонентов, тем не менее знахарям все
же удавалось добиваться успеха. Для лечения эпилептически припадков ax-мены
пользовались отваром из оленьих рогом или петушиных семенников; раковых заболеваний
- примочками из размолотых клешней рака; импотенции - сердцем колибри. Падение цивилизации майя можно объяснить множеством факторов, как внутренних,
так и внешних. Существуют убедительные свидетельства того, что в то время, когда
города майя были заброшены, засухи и наводнения опустошали Центральную Америку.
Эти бедствия, несомненно, привели бы к нехватке продовольствия, и большая часть
населения была бы вынуждена искать пропитание в других местах или столкнуться
с голодной смертью. Война между различными городами также могла стать фактором,
способствующим гражданским беспорядкам.
К XV веку цивилизация майя окончательно прекратила своё существование вследствие
вторжения испанских конкистадоров, которые захватили земли, ранее принадлежавшие
индейцам, и построили на них свои города.
Точная причина, почему исчезли майя, вероятно, останется загадкой. Нужно отметить,
что, конечно же, майя исчезли не сразу - процесс продолжался несколько веков.
Причём исчезла только цивилизация майя - сам народ остался. Их потомки живут
в Южной и Центральной Америке до сих пор.
|