Великий пост начинающим
Начинается Великий пост, мы вспоминаем изгнание Адама из рая и можем себе представить,
что находимся в таком же положении. Мы — изгнанники из рая, и наша задача —
вернуться в рай! Возможно ли именно мне это сделать? С решительным желанием
преобразить свою душу, очистить от множества страстей, прежде всего через покаяние.
А покаяние, главным образом, должно про-явиться в воздержании от тех страстных
желаний, привычек, которые в нас есть, в борьбе с ними, чтобы мы проявили свою
волю, одержали над ними победу - над привычками чревоугодия, сластоугодия, привычками
осуждения других, оправдания себя, привычками блудных помыслов, мыслей грязных,
над теми греховными мыслями, которые в нас вселяет диавол от впечатлений мира
сего, от окружающих людей, от детских впечатлений — печальных, блудных, которые
мы уже, может быть, забыли.
Часто греховные привычки возникают в нас от того, что мы не бережем тот дар,
который дал нам Господь. Каждому из нас Господь дал величайший, бесценный, бессмертный
дар - образ Божий. И сейчас, объявляя войну всему, что противится образу Божию
в нас, мы обязаны совершить великий труд.
Что может нас привести к победе в этой войне? Что может стать нашим оружием?
На войне техника всякая военная используется — автоматы, танки, гранаты. У нас
тоже великое множество оружия. И самое главное из них — это наша молитва. И
не только утром, вечером или молитва в храме, где мы совместно отдаем долги
Богу. Господь и святые призывают нас молиться постоянно, постоянно воздыхать,
памятовать о Боге, пребывать с Богом, ничего не делать без Бога. Один из святых
отцов сказал: «Пост — это когда
мы встаем как бы на цыпочки над нашим обычным положением». Мы привыкли молиться,
положим, половиной утренних молитв, а в пост давайте прибавим — будем все утренние
молитвы читать. Привыкли читать все утренние молитвы — давайте добавим чтение
Псалтири или Евангелия, по согласованию с духовным отцом. Если и это уже стало
привычкой, что редко у кого бывает в настоящее время, можно попросить себе еще
какой-то воробьиный шаг прибавить в молитве — главное, чтобы она прибавилась,
и никаких не делать гусарских наскоков. Такие рывки - например, сразу в два
раза увеличить молитву - это неразумно. Молитва должна увеличиться чуть больше,
чем в обычное для вас время. Если вы были непоследовательными в молитве, в исполнении
утренних и вечерних правил — станьте последовательными. То же самое и с посещением
храма: если вы нерегулярно ходили в храм, ходите каждую субботу и воскресенье.
Первую неделю поста обязательно посетите четыре службы — в понедельник, вторник,
среду и четверг — чтение Канона Андрея Критского. Помолитесь, настройтесь на
покаяние.
Великое оружие поста — милость. В пост всегда старались совершать дела милосердия,
посещать темницы, больницы, богадельни. У нас часто родственники болеют, поэтому
обратите хотя бы на ближних родственников свое внимание: кто болеет, кто в чем-то
нуждается, проявите к ним внимание. Может быть, навестите дальних родственников
или хотя бы позвоните им, утешьте их, можете с ними вместе поскорбеть. Это тоже
большое дело милосердия. Десятину от своей зарплаты, от доходов, которые вы
имеете, хорошо бы потратить на тех, кто нуждается: на нищих, убогих. Господь,
бывает, Сам нам предлагает тех, кто нуждается, и важно, чтобы мы в этом им не
отказывали, ведь это Сам Господь через них к нам обращается. Если нет таких
людей вокруг — принести жертву в храм, украшение для внутреннего убранства.
Великое оружие поста — это воздержание и умеренность. Никаких особых великих
подвигов от нас не требуется. Господь от нас требует лишь умерить себя, стать
умеренными в том, что нам необходимо для нашей плоти. Ведь плоть наша — это
жилище Духа Святаго, и существует четкая невидимая связь: в страстной, грязной
плоти Дух Святый обитать не может. В грязной квартире, в нечистой, неубранной
жить неприлично: мы убегаем, не хотим посещать такое место, и если кто-то там
и живет, то только по необходимости. Так вот у нас с вами должна в Великий Пост
произойти генеральная уборка своей квартиры. Можно и в буквальном смысле это
воспринять, потому что это очень древний обычай — к Пасхе убирать весь дом.
К Пасхе окна моют, пыль везде убирают, все разбирается и раскладывается по местам.
Так же мы и в душе должны с вами все вычистить, все разобрать, привести в порядок.
И если мы с вами начнем воздерживаться от крайностей
и жить по Евангелию, то у нас появится такая умеренность — в словах, желаниях,
поступках...
Некоторые, бывает, бросаются в крайности: «Я в пост вообще ничего не буду
есть». А потом попадают в реанимацию, у нас были такие случаи. Или решают: «Я
в пост ничего не буду говорить». К нему по работе или родственники обращаются,
а он ходит, как немой. Это тоже неверно. В сегодняшнем евангельском чтении говорится,
что мы должны втайне пост совершать, не напоказ. Господь говорит: «А ты, когда
постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не
пред людьми, но пред Отцем, твоим» (Мф. 6:17—18). Чтобы неверующие люди даже
и не заподозрили, что мы постимся, но при этом, действительно, мы должны пост
соблюдать строго. Конечно, тут много вопросов: как быть детям в школе, где непостная
пища, или на работе, где очень трудно соблюдать пост? Что здесь скажешь? Есть
один такой способ - «заболеть»: заболел, и все — тебе лекарства такие прописали,
что можно только воду пить да чем-то легким закусывать, бутербродик какой-нибудь
взять, и все. Люди обычно с сочувствием относятся, когда мы болеем, не обижаются,
поэтому и можно сказаться больным, если общество совсем нецерковное. А в церковном
обществе все понятно, здесь можно соблюдать пост, но тоже умеренно.
Я помню, что в молодости, когда была особая ревность, я приехал в Псково-Печерский
монастырь с таким намерением: «Все, только просфорки, святая вода и больше
ничего». А когда пришел на монашескую трапезу, смотрю — старец Иоанн (Крестьянкин)
и монахи все с радостью вкушают постную пищу. Тогда Ангел мне подсказал: «Что
мне выделяться? Что я, лучше отца Иоанна, что ли? Что я, лучше этих монахов-подвижников?
Надо есть, как все». Когда мы в церковной среде, лучше не выделяться, как все
— так и мы. Если в какой-то монастырь попали или просто среди верующих людей
оказались — как там едят, так и мы, не выбирая и не выделяясь. Надо твердо знать,
что в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Надо научиться тому, что делают
благочестивые христиане. Главное дело христиан — не выделяться. Вот эта незаметность,
неприметность наша и есть плод нашего воздержания, плод нашего поста.
Наш главнокомандующий — это Господь Бог, Который нас направляет и дает нам особую
благодать, прежде всего в Таинствах. Только с Его помощью мы сможем одержать
победу над видимым и невидимым врагом в Великий пост. Поэтому почаще исповедуйтесь,
почаще причащайтесь по благословению духовников.
Хорошо бы пособороваться всем Великим постом, чтобы отвратиться от грехов, неосознанно
совершенных, о которых мы не помним, не знаем, забыли, не считали их за грехи.
Все это вместе по благодати Божией очищает нашу душу и приближает к Богу.
Вот представьте себе военные действия: командир дает команду, чтобы атаковать,
а мы сидим в окопе; нам говорят «не высовывайтесь», а мы, наоборот, вскакиваем
и бежим. У нас это называется непослушанием, своеволием. Поэтому нам надо духовный
слух развить, слушать и слышать, а также рассуждать: «А кто подал эту мысль?
Игумен Киприян.
|