Города Саудовской Аравии > Думат Аль-Джандаль
Думат Аль-Джандаль
Оазис Думат Аль-Джандаль расположен в самом сердце провинции
Аль-Джауф в 50 км к югу от Сакаки
- столицы эмирата Аль-Джауф. Это самый большой исторический оазис на северной
границе великой пустыни аль-Нафуд. Его географическое положение означает, что
в прошлом он находился на пути как с востока на запад, так и с севера на юг
и был естественным пунктом назначения для торговцев.
Город сохранился на протяжении веков благодаря умению местных жителей использовать
воду, которая подаётся через сложную гидравлическую систему колодцев, каналов
и подземных туннелей под названием Канат.
Считается, что на протяжении веков Думат аль-Джандаль служил важной станцией
в сложной системе торговых путей, пересекавших Аравийский полуостров как с севера
на юг, так и с востока на запад. Оазис расположен на полпути между основными
городскими поселениями, которые развивались вдоль Плодородного Полумесяца (Месопотамия
и Сирия-Палестина), Персидского залива (Файлака, Бахрейн, Тадж и др.) и Западной
Аравии (Мадаин-Салих, Тайма и др.)
Начиная с 8 века до нашей эры, ассирийские тексты упоминают о караванах, прибывающих
в Ассирию от "далёких народов Тайма и Саба". Чтобы попасть в Месопотамию, они
шли через древний Адуммат, который сегодня называется Думат аль-Джандаль.
В 1 веке до н.э. Думат-аль-Джандаль был включён в состав Набатейской империи
и развивал культуру вплоть до 2 века н.э., когда он слился с римской цивилизацией
после включения оазиса в состав провинции Аравия-Петрея. Начиная с 1 века н.э.,
Думат-аль-Джандаль упоминается в римских источниках в связи с его стратегическим
географическим положением и как торговая станция на севере полуострова. В своей
"Естественной истории" Плиний Старший говорит о "Домате" как о важном оазисе.
Птолемей, живший во 2 веке н.э., также упоминает "Думаэту" в своей "Географии",
описывая её как крупный город в Аравии.
В позднеримские времена оазис был включён в торговую сеть, ведущую в Византию.
Последние свидетельства коммерческой деятельности в оазисе относятся к первым
векам исламской эры.
В VII веке Думат аль-Джандаль пережил четыре военных экспедиции под предводительством
пророка Мухаммеда и его сподвижников и был полностью исламизирован во времена
первого халифа Абу Бакра Асседика.
Статус этого места как крупного торгового города начал снижаться только в 9
веке нашей эры, когда караванная торговля в основном переключилась на Мекку
и Медину и пошла по паломническим маршрутам или пролегла к Дамаску и Багдаду
по маршруту Зубайда.
Думат Аль-Джандаль - скромный городок, который может похвастаться разрушенной
крепостью, интересным фортом и хорошим музеем.
Музей и Каср-Марид находятся в 1,2 км к востоку от города, к югу от главной
дороги Табук-Сакака. В Домат-эль-Джандале мало туристической инфраструктуры,
и единственные отели находятся в Сакаке, в 50 км от отеля.
Посещение местной пальмовой рощи доставляет туристам самые приятные и живописные
впечатления; зелёные поля и растения расположены в кажущейся анархии, подчёркивая
естественную пышность местности. Пальмы дают самые вкусные финики; оливковые
деревья и виноградная лоза широко распространены и часто являются домом для
экзотических птиц.
Региональный музей Джуфа
В этом музее (вход бесплатный; 08.00-14.00 Сб-Ср) есть экспозиции о древностях
региона Джуф и репродукции набросков леди Блант Сакаки и Думат Аль-Джандаля
(который она называла «Джоф»).
Каср Марид
Замок Марид (что в переводе с арабского означает "мятежник") стоит на естественном
известняковом выступе, возвышающемся над долиной, где раскинулся древний оазис.
Его расположение на месте, которое, по-видимому, было настоящим акрополем, позволяет
предположить, что здесь, должно быть, находилось одно из древнейших поселений
в Думат-аль-Джандале.
Основание Каср-Марида (от восхода до заката солнца) относится к набатейским
временам, а в записях римской эпохи об экспедиции королевы Зенобии в этот район
в 3 веке нашей эры упоминается "Марид". Крепость была отремонтирована в 19 веке
и стала резиденцией местного правительства до тех пор, пока её не заменил новый
форт, построенный Аль-Рашидами. Основное глинобитное сооружение имеет башни
по четырём углам, а на нижних уровнях здания видна доисламская кирпичная кладка.
С крепостных валов открывается великолепный вид на город и оазис.
Мечеть Умара бин аль-Хаттаба
Эта мечеть является одной из старейших в Саудовской Аравии и, как полагают,
была основана вторым халифом Омаром бен аль-Хаттабом (который правил до 644
года н.э.), когда он остановился здесь по пути в Иерусалим. Мечеть Умара бин
аль-Хаттаба, безусловно, является самым знаковым памятником в провинции Аль-Джауф.
По мнению саудовских учёных, она была возведена в период Омейядов (661-749),
хотя некоторые относят её строительство ко времени второго исламского халифа
Умара ибн аль-Хаттаба (634-644), в честь которого она и была названа.
Пирамидальный по форме минарет имеет пять этажей, возвышающихся на высоту
около 15 метров, и заканчивается своеобразной пирамидией. По мнению саудовских
учёных, план мечети похож на план дома пророка Мухаммеда в аль-Мадине, хотя
и меньше по размеру. Минарет, вероятно, был построен позже, и его первоначальная
ориентация, отличная от Киблы, может быть объяснена ориентацией аллеи и застройкой
прилегающего района.
Одинокий минарет мечети, который все ещё используется, является одной из немногих
сохранившихся частей первоначальной мечети. Хотя она не особенно высока, её
резная дверь с красными геометрическими узорами, окна и проход в нижней части
совершенно не похожи на другие мечети, которые вы увидите.
Стены оазиса
В 13 веке Абу Саад ас-Сакуни, чьи заметки были сохранены средневековым географом
Якутом, упоминает о наличии “укреплённой ограды, а внутри неё - Каср-Марид”.
Монументальная древняя ограда, расположенная в западном секторе оазиса и протянувшаяся
более чем на 2,5 км, вероятно, относится к набатейско-римскому периоду.
Триклиний
Триклиний - это символический тип сооружения эллинистической, этрусской, римской
и набатейской эпох. Он состоял из трех больших скамей, соединённых вместе в
форме буквы U вокруг пустого места. На практике триклиний был местом проведения
банкетов, где проходила важная часть общественной и развлекательной жизни семьи
или сообщества. Триклиний Думат аль-Джандаль был построен на краю обширной природной
террасы, возвышающейся над долиной к западу от оазиса. Отсюда открывается исключительный
вид на весь оазис.
Старый Думат Аль-Джандаль
Старый глинобитный квартал, примыкающий к мечети Омара, был заселён почти 1000
лет назад. Хотя здания, стоящие там сегодня, не такие уж старые, при их строительстве
использовались более ранние строительные материалы (на некоторых камнях видны
набатейские надписи). Между домами проходит расчищенная дорожка, и прогулка
по руинам - приятный способ скоротать день.
В 19 веке оазис состоял из нескольких деревень, расположенных близко друг к
другу, которые также назывались “Сук”. Каждая деревня представляла собой группу
домов из сырцового кирпича с плоскими крышами, окружённых большой круглой кирпичной
стеной с единственным входом. Дома, расположенные в определенном порядке, разделены
небольшими индивидуальными садиками. Обширное пространство в центре деревни
было оставлено пустым, очевидно для того, чтобы держать верблюдов и устраивать
рынки. Во главе каждой деревни стоит шейх, а “конфедерация” деревень находится
под властью великого шейха, который в начале 19 века собирал дань для Ибн Сауда.
Такси, если вы можете его найти, берут 50 SR за поездку в 50 км от Сакаки,
но вам лучше заказать транспорт через свой отель в Сакаке. То же самое относится
и в противоположном направлении.
Расположение основных исторических достопримечательностей Думат-аль-Джандаля
доступно на картах Google рядом с музеем под названием «Музей археологии
и фольклора Аль-Джуф».
|