Достопримечательности
Саудовской Аравии > Наскальные рисунки
Изображения наскальных рисунков
В Саудовской Аравии насчитывается почти 2000 памятников наскального искусства
первобытных людей, что делает её одним из богатейших музеев под открытым небом
в мире. Большая часть наскальных рисунков страны выполнена на древнем песчанике. За
долгие периоды времени поверхность скалы была покрыта сглаженным ветром наростом
солей марганца и железа, патиной, называемой "лаком пустыни". Из-за отсутствия прямых дат наскальных рисунков в Аравии невозможно датировать
начало традиции гравировки. Однако некоторые элементы, найденные на месте раскопок,
такие как содержание патина и стратиграфические взаимосвязи резьбы, а также
существующие знания о доисторических временах Леванта, дают представление об
основных этапах заселения Ближнего Востока человеком. Разнообразие фауны, представленное
на изображениях наскальных рисунков Шуваймиса и Джуббы, является убедительным
доказательством того, что люди и животные когда-то процветали в ландшафтах,
которые сегодня чрезвычайно засушливы.
Последовательность, выявленная в результате анализа сцен охоты, позволяет разделить
наскальные рисунки на период охоты, когда часто изображаются лошади, затем следует
период выпаса скота, во время и после которого все ещё появляются сцены охоты
на горных козлов, и более поздний период изображений верблюдов, который не имеет
никакого отношения к более раннему наскальному искусству.
Несмотря на большой объем выборки и высокую вероятность достоверной идентификации
животных, на наскальных рисунках Шуваймиса было представлено менее 20 видов
животных. На ранних гравюрах изображён широкий спектр диких животных (онагр/африканский
дикий осёл, гепард, леопард, гиена, арабский волк, газель, лев и горный козел),
а также домашние охотничьи собаки и крупный рогатый скот.
За исключением льва, горного козла и орикса, которые присутствуют на протяжении
всего процесса создания наскальных рисунков в Шуваймисе, на более позднем этапе
изображения диких животных исчезают, и в наскальной живописи преобладают изображения
домашних животных, адаптированных к пустыне (верблюд, лошадь и осел) и страуса.
Изображения крупного рогатого скота полностью отсутствуют на гравюрах более
позднего периода, что указывает на то, что переход к засушливому климату, возможно,
сделал невозможным разведение скота в этом регионе.
Основные периоды наскального искусства разделены на отдельные эпохи:
- Абстрактные очертания (с 11000 по 9000 год до н.э.; характеризуются крупными
дикими зверями)
- Ранний натурализм (с 9000 по 5000 год до н.э.; человеческие фигуры в натуральную
величину, крупный рогатый скот и ориксы)
- Неолит (с 5000 по 3000 год до н.э.; схематичные изображения животных и
человека)
- Символический (3000 по 1000 год до н.э.; фигурки из палочек, крупный рогатый
скот заменён верблюдами и страусами);
- Период грамотности (с 1000 года до н.э.).
Общее правило заключается в том, что более ранняя резьба демонстрирует более
высокую степень сложности, в то время как более поздняя резьба проще, даже кажется,
что вырезана детьми. Самые впечатляющие примеры, с которыми вы столкнётесь в
Саудовской Аравии, датируются примерно 5500 годом до н.э. и знаменуют переход
от сообществ охотников-собирателей к оседлому земледелию, что отражено в изображениях
домашнего скота.
Впечатляющие наскальные рисунки Джуббы демонстрируют уровень утончённости,
характерный для древней эпохи, и включают замечательного длиннорогого буйвола
и несколько наборов элегантных и удлинённых человеческих фигур, а также сцены
охоты и сражений вооружённых всадников; считается, что они датируются 5500 годом
до н.э., когда большая часть территории была покрыта водой. Есть также более
грубые резные изображения верблюдов и других домашних животных, датируемые примерно
300 годом нашей эры.
Впечатляющие наскальные рисунки Джуббы демонстрируют уровень утончённости,
характерный для древней эпохи, и включают замечательного длиннорогого буйвола
и несколько наборов элегантных и удлинённых человеческих фигур, а также сцены
охоты и сражений вооружённых всадников; считается, что они датируются 5500 годом
до н.э., когда большая часть территории была покрыта водой. Есть также более
грубые резные изображения верблюдов и других домашних животных, датируемые примерно
300 годом нашей эры.
Шуваймис - удивительное место. В этом всемирно известном месте находятся одни
из старейших и наиболее выдающихся резных изображений Аравийского полуострова.
В 2015 году он был признан ЮНЕСКО наряду с Джуббой объектом Всемирного наследия,
о котором говорилось: "Выдающимися универсальными ценностями, воплощёнными в
наскальном искусстве Джабаль аль-Манджор/Раат, являются высокое качество петроглифов,
которые демонстрируют различные традиции наскального искусства за последние
10 000 лет и отражают серьёзные экономические и культурные изменения, а также
адаптация людей к изменению климата в регионе, который всегда был мостом между
Африкой и другими континентами". Изображения наскальных рисунков расположены
в 190 км к северу от Медины к северу от огромных лавовых
полей Харрат Хайбар.
|