Deutsche VersionEnglish VersionБългарска версияWersja Polska

Saturday, 21 December 2024
Туры в Архангельск и Архангельскую область
Туры в Архангельск
Туризм
Отдых в области
Малые Корелы
Монастыри
Национальные парки
Поморский край
Туристские хиты
Города
Архангельск
Вельск
Каргополь
Котлас
Северодвинск
Сольвычегодск
Устьяны
Соловки
Анзер
Большая Муксалма
Большой Соловецкий
Заяцкий остров
Соловецкий монастырь

Храм Богоявления в Ошевенском

Церкви Архангельской области > Богоявления в Ошевенском Погосте

Храм в Ошевенском

Одним из наиболее интригующих примеров русского деревянного зодчества в Ошевенске является церковь Богоявления Господня. Деревянный храм расположен в первой деревушке - Погосте, название которой означает священную землю, на которой обычно располагаются кладбище и церковь.

Построенный из прочных сосновых брёвен в 1787 году, Богоявленский храм является примером сочетания структуры и искусства на Русском Севере (церковь также называют церковью Крещения, поскольку Богоявление и Крещение Христа - один и тот же православный праздник). Восьмиугольное по форме основное здание храма увенчано высокой "шатровой" башней. Церковная колокольня стоит отдельно на северо-западе со своим собственным вертикальным цоколем. Они дополняют друг друга безмятежной гармонией.

Настоящим чудом храма в Ошевенском является внутреннее убранство, которое охватывает одно из самых больших подобных пространств среди северных бревенчатых церквей. Его экран с иконками огромен, но осталось всего несколько иконок. Храм был закрыт в 1930-х годах, открыт во время войны и снова закрыт в 1960 году во время "последней" кампании Никиты Хрущёва против религии. Церковь была вновь открыта для молитв и периодических богослужений в конце 1990-х годов.

В течение этого длительного периода большинство икон в главном иконостасе были вывезены из храма. Только в самом верхнем ряду, посвящённом Пророкам, в 2000-х оставалось несколько икон. Но в октябре 2014 года в храм вломились грабители, и оставшиеся иконы были украдены. Сохранилась только великолепный резной иконостас. Хотя большинство икон к настоящему времени восстановлено, предстоит проделать большую работу, чтобы вернуть их на прежнее место.

Самым впечатляющим произведением искусства в интерьере является расписной подвесной потолок, или "небеса", панели которого все ещё на месте, хотя и со спорадическими повреждениями окрашенной поверхности. Основная форма "рая" представляет собой многоугольник, разделённый плоскими балками, проходящими от верхней части стен к кольцу в центре.

Потолочные балки слегка наклонены и, таким образом, создают самонесущий каркас между стенами и кольцом. Окрашенные панели имеют форму вытянутых треугольников и укладываются на раму без крепёжных элементов. В конструкции оригинально использованы натяжение и сила тяжести.

Эти "небеса" являются отличительной чертой традиционного Севера, сочетанием живописи и структуры. Росписи в Богоявленском храме приписываются семье Богдановых-Карбатовских - одной из династий иконописцев, живущих в Архангельской губернии во второй половине XVIII века. Они также участвовали в написании икон для монументального иконостаса Каргопольского Рождественского собора, восстановленного после крупного пожара в 1765 году. Такие художники привнесли новую выразительность в традиционное искусство, перейдя от темперных красок к масляным.

"Небеса" в Богоявленском храме Ошевенска необыкновенно велики и состоят из 18 сегментов панелей, которые включают восемь архангелов, четырёх евангелистов, Распятие и небесные формы, такие как серафимы. Центральное кольцо занимает изображение Христа Пантократора (Правителя всего сущего).

Панель, поднимающаяся из центра экрана с иконами, изображает Христа на кресте. На панели справа от Христа (слева от п) изображена Мария Богородица. На панели слева от Христа изображён святой Иоанн Богослов - автор одного из канонических Евангелий и, таким образом, боговдохновенный свидетель Распятия.

Рядом с Марией Богородицей стоит Мария Магдалина. Как близкая последовательница Иисуса, она несколько раз упоминается в Евангелиях и стояла у подножия креста. Она также фигурирует во всех четырёх Евангелиях как центральное лицо в повествовании о Воскресении. Хотя обе фигуры изображены в синих одеждах, символизирующих чистоту, Мария Магдалина также одета в малиновый плащ.

Святого Иоанна Богослова сопровождает Лонгин Центурион - имя, данное в средневековых христианских источниках римскому солдату, который пронзил бок Христа своим копьём. Лонгин был канонизирован как западной, так и восточной церквями за своё свидетельство и провозглашение божественности Христа. Ярко-красный плащ, который он носит поверх доспехов, создаёт симметрию с плащом Марии Магдалины.

Это расположение пяти центральных фигур, типичное для православных изображений Распятия, обрамлено панелями, на которых изображены два главных архангела: Михаил (на панели рядом с Марией Магдалиной) и Гавриил. Как верховный архангел (архистратиг), Михаил возглавляет Воинство Господне против полчищ сатаны в Книге Откровения. Как символ его воинственной мощи, он изображён в доспехах и красном плаще. Его правая рука держит копье, которому здесь придана нетипичная форма трезубца.

Гавриил, изображаемый более скромно, является главным посланником Бога, особенно заметным в Благовещении.

Восточная половина потолка завершается изображениями евангелистов Матфея (на панели рядом с архангелом Гавриилом) и Иоанна Богослова. Это второе изображение святого Иоанна: во-первых, как свидетеля Распятия, а во-вторых, как одного из четырёх евангелистов.

Западная половина неба продолжается другими архангелами в восточно-православной традиции, такими как Селафиил, который часто рассматривается как заступник между Богом и молящимся. Рядом с Селафиилом находится архангел Уриил, традиционно ассоциирующийся с различными человеческими начинаниями, такими как искусство. Здесь Уриил изображён сопровождающим мальчика Товию, сына Товита из Книги Товита. Мальчик держит рыбу, которую он поймал, и которая впоследствии сыграет определенную роль в повествовании этой сложной легенды. Обычно Тобиаса сопровождает архангел Рафаил (целитель), но буквы на панели чётко пишут “Уриил”.

Также среди западных панелей изображены евангелисты Марк и Лука, а также архангел Иегудиил. Центральная часть западной половины неба состоит из трех панелей с изображениями архангелов Варахиила, Селафиила и Михаила. Это второе изображение архангелов Селафиила и Михаила, повторение, вызванное необычно большим количеством панелей на потолке Богоявленского храма.

В дополнение к главному алтарю (за иконостасом), в Богоявленском храме есть два дополнительных алтаря, посвящённых святому Иоанну Богослову и мученику святому Власию (Блезу), которые имеют миниатюрные версии расписных потолков “небеса”. Для отапливаемого зимнего богослужения в этом суровом климате с западной стороны главного здания расположена трапезная с алтарём святого Иоанна Богослова.

Несмотря на их отдалённое расположение, чудотворные росписи в Ошевенском Богоявленском храме нуждаются в тщательном уходе. Ценные сами по себе, они также свидетельствуют о преемственности в русском искусстве, восходящей к крупнейшей художнице 20-го века Наталье Гончаровой - например, её работа под названием "Четыре евангелиста". Каждый вид искусства демонстрирует ясность и глубину выражения, плавность линий, нежную растушёвку и лучезарную выразительность.

 
Чат с менеджером

Скидки предоставляются:

  • Пенсионерам и ветеранам
  • Турагентствам
  • Именинникам в День Рождения и следующий день
  • Постоянным клиентам

Позвонить в офис (495) 363 3512 Telegram