Церкви Архангельской
области > Богоявления в Ошевенском Погосте
Храм в Ошевенском
Одним из наиболее интригующих примеров русского деревянного зодчества в Ошевенске
является церковь Богоявления Господня. Деревянный храм расположен в первой деревушке
- Погосте, название которой означает священную землю, на которой обычно располагаются
кладбище и церковь.
Построенный из прочных сосновых брёвен в 1787 году, Богоявленский храм является
примером сочетания структуры и искусства на Русском Севере (церковь также называют
церковью Крещения, поскольку Богоявление и Крещение Христа - один и тот же православный
праздник). Восьмиугольное по форме основное здание храма увенчано высокой "шатровой"
башней. Церковная колокольня стоит отдельно на северо-западе со своим собственным
вертикальным цоколем. Они дополняют друг друга безмятежной гармонией.
Настоящим чудом храма в Ошевенском является внутреннее убранство, которое
охватывает одно из самых больших подобных пространств среди северных бревенчатых
церквей. Его экран с иконками огромен, но осталось всего несколько иконок. Храм
был закрыт в 1930-х годах, открыт во время войны и снова закрыт в 1960 году
во время "последней" кампании Никиты Хрущёва против религии. Церковь была вновь
открыта для молитв и периодических богослужений в конце 1990-х годов.
В течение этого длительного периода большинство икон в главном иконостасе
были вывезены из храма. Только в самом верхнем ряду, посвящённом Пророкам, в
2000-х оставалось несколько икон. Но в октябре 2014 года в храм вломились грабители,
и оставшиеся иконы были украдены. Сохранилась только великолепный резной иконостас.
Хотя большинство икон к настоящему времени восстановлено, предстоит проделать
большую работу, чтобы вернуть их на прежнее место.
Самым впечатляющим произведением искусства в интерьере является расписной
подвесной потолок, или "небеса", панели которого все ещё на месте, хотя и со
спорадическими повреждениями окрашенной поверхности. Основная форма "рая" представляет
собой многоугольник, разделённый плоскими балками, проходящими от верхней части
стен к кольцу в центре.
Потолочные балки слегка наклонены и, таким образом, создают самонесущий каркас
между стенами и кольцом. Окрашенные панели имеют форму вытянутых треугольников
и укладываются на раму без крепёжных элементов. В конструкции оригинально использованы
натяжение и сила тяжести.
Эти "небеса" являются отличительной чертой традиционного Севера, сочетанием
живописи и структуры. Росписи в Богоявленском храме приписываются семье Богдановых-Карбатовских
- одной из династий иконописцев, живущих в Архангельской губернии во второй
половине XVIII века. Они также участвовали в написании икон для монументального
иконостаса Каргопольского
Рождественского собора, восстановленного после крупного пожара в 1765 году.
Такие художники привнесли новую выразительность в традиционное искусство, перейдя
от темперных красок к масляным.
"Небеса" в Богоявленском храме Ошевенска необыкновенно велики и состоят из
18 сегментов панелей, которые включают восемь архангелов, четырёх евангелистов,
Распятие и небесные формы, такие как серафимы. Центральное кольцо занимает изображение
Христа Пантократора (Правителя всего сущего).
Панель, поднимающаяся из центра экрана с иконами, изображает Христа на кресте.
На панели справа от Христа (слева от п) изображена Мария Богородица. На панели
слева от Христа изображён святой Иоанн Богослов - автор одного из канонических
Евангелий и, таким образом, боговдохновенный свидетель Распятия.
Рядом с Марией Богородицей стоит Мария Магдалина. Как близкая последовательница
Иисуса, она несколько раз упоминается в Евангелиях и стояла у подножия креста.
Она также фигурирует во всех четырёх Евангелиях как центральное лицо в повествовании
о Воскресении. Хотя обе фигуры изображены в синих одеждах, символизирующих чистоту,
Мария Магдалина также одета в малиновый плащ.
Святого Иоанна Богослова сопровождает Лонгин Центурион - имя, данное в средневековых
христианских источниках римскому солдату, который пронзил бок Христа своим копьём.
Лонгин был канонизирован как западной, так и восточной церквями за своё свидетельство
и провозглашение божественности Христа. Ярко-красный плащ, который он носит
поверх доспехов, создаёт симметрию с плащом Марии Магдалины.
Это расположение пяти центральных фигур, типичное для православных изображений
Распятия, обрамлено панелями, на которых изображены два главных архангела: Михаил
(на панели рядом с Марией Магдалиной) и Гавриил. Как верховный архангел (архистратиг),
Михаил возглавляет Воинство Господне против полчищ сатаны в Книге Откровения.
Как символ его воинственной мощи, он изображён в доспехах и красном плаще. Его правая рука держит копье, которому здесь придана нетипичная форма трезубца.
Гавриил, изображаемый более скромно, является главным посланником Бога, особенно
заметным в Благовещении.
Восточная половина потолка завершается изображениями евангелистов Матфея (на
панели рядом с архангелом Гавриилом) и Иоанна Богослова. Это второе изображение
святого Иоанна: во-первых, как свидетеля Распятия, а во-вторых, как одного из
четырёх евангелистов.
Западная половина неба продолжается другими архангелами в восточно-православной
традиции, такими как Селафиил, который часто рассматривается как заступник между
Богом и молящимся. Рядом с Селафиилом находится архангел Уриил, традиционно
ассоциирующийся с различными человеческими начинаниями, такими как искусство.
Здесь Уриил изображён сопровождающим мальчика Товию, сына Товита из Книги Товита.
Мальчик держит рыбу, которую он поймал, и которая впоследствии сыграет определенную
роль в повествовании этой сложной легенды. Обычно Тобиаса сопровождает архангел
Рафаил (целитель), но буквы на панели чётко пишут “Уриил”.
Также среди западных панелей изображены евангелисты Марк и Лука, а также архангел
Иегудиил. Центральная часть западной половины неба состоит из трех панелей с
изображениями архангелов Варахиила, Селафиила и Михаила. Это второе изображение
архангелов Селафиила и Михаила, повторение, вызванное необычно большим количеством
панелей на потолке Богоявленского храма.
В дополнение к главному алтарю (за иконостасом), в Богоявленском храме есть
два дополнительных алтаря, посвящённых святому Иоанну Богослову и мученику святому
Власию (Блезу), которые имеют миниатюрные версии расписных потолков “небеса”.
Для отапливаемого зимнего богослужения в этом суровом климате с западной стороны
главного здания расположена трапезная с алтарём святого Иоанна Богослова.
Несмотря на их отдалённое расположение, чудотворные росписи в Ошевенском Богоявленском
храме нуждаются в тщательном уходе. Ценные сами по себе, они также свидетельствуют
о преемственности в русском искусстве, восходящей к крупнейшей художнице 20-го
века Наталье Гончаровой - например, её работа под названием "Четыре евангелиста".
Каждый вид искусства демонстрирует ясность и глубину выражения, плавность линий,
нежную растушёвку и лучезарную выразительность.
|