Города
Челябинской области > Касли
Город Касли
Примерно на полпути между уральскими горными городами Челябинском
и Екатеринбургом находится заводской городок Касли, живописно расположенный
между Большим Каслинским озером и озером Иртяш. Город издавна славится своими
чугунными шедеврами и является одним из центров культурного туризма на Урале.
Здесь, начиная со второй половины 19-го века, местные мастера занимаются уникальным
художественным литьём: из черного чугуна создают самые настоящие шедевры - от
статуй и памятников до миниатюрных изделий. Увидеть образцы чугунного литья
можно и на улицах города, и в историко-художественном музее Касли. В последнем,
например, хранятся такие редкие экспонаты, как часовая цепочка и брелоки из
чугуна размером всего 1,5 см!
Территория вокруг Касли, включая Большое и Малое Каслинские озера, традиционно
заселялась башкирским народом. Посёлок Касли был основан в 1747 году на земле,
приобретённой купцом Яковом Коробковым для строительства железоделательного
завода. В регионе были не только богатые залежи полезных ископаемых и обширные
леса (вырубленные впоследствии для производства древесного угля для плавильных
печей), но и высококачественный песок, необходимый для изготовления точных и
прочных форм для придания формы расплавленному железу.
В конце лета 1749 года завод начал выпускать чугунную стружку. Продукция доставлялась
на телегах к реке Уфа, которая в конечном итоге соединялась с бассейном Волги
в центре России.
После судебного процесса по поводу прав на добычу полезных ископаемых Коробков
продал предприятие в 1751 году Никите Демидову (1688-1758) - младшему сыну старшего
Никиты Демидова, патриарха-основателя самого известного в России металлургического
клана. За счёт покупок у местных башкир Никита Демидов расширил земельные владения
фабрики, которые достигли размеров, превышающих современную Бельгию.
После его смерти фабрику унаследовал четвёртый из его сыновей - также Никита,
- который умер бездетным в 1804 году. Вскоре после этого Каслинский завод был
приобретён екатеринбургским предпринимателем Львом Расторгуевым (1769-1823),
чьи управленческие способности существенно расширили возможности завода.
К началу 19 века Каслинский завод, продукция которого уже была известна своей
детализацией и качеством, начал изучать использование чугуна в качестве материала
для художественного скульптурного производства. В то время заводом руководил
Григорий Зотов - один из самых опытных директоров уральских заводов. В этот
период завод производил железные архитектурные детали, а также бронзовые отливки.
Репутация Каслинской фабрики как художественного центра укрепилась благодаря
приёму на работу выпускников Императорской академии художеств, таких как Михаил
Канаев и Николас Бах, оба из которых внесли фундаментальный вклад в Каслинскую
школу скульптуры. Фабрика также специализировалась на репродукциях работ Питера
Клодта - одного из самых известных скульпторов России XIX века.
Во второй половине 19 века фабрика получила международную известность и награды
на выставках за свои изделия из чугуна, в том числе, за большие скульптуры.
Скульптурный стиль Касли характеризовался живым взаимодействием форм, часто
со сложными декоративными мотивами. Статуи, как правило, покрывались сажей.
Процветание заводов в Касли обеспечило средства для строительства церквей,
из которых наиболее впечатляющей была церковь Вознесения Господня, спроектированная
Эрнстом Сарториусом, который в 1840-46 годах был главным архитектором Екатеринбурга.
Её дизайн в точности соответствовал русско-византийскому стилю, созданному архитектором
Константином Тоном и широко популярного во времена правления Николая
I (наиболее заметной работой Тона был храм
Христа Спасителя в Москве).
В 1858 году чуть севернее начались работы над гораздо меньшей церковью
Святого Николая, которую достроили в 1861 году. Поскольку ее компактные
размеры позволяли легче отапливать в суровые зимы, она служила "зимней церковью"
для своей более крупной соседки.
Старейшая из них, посвящённая Успению Пресвятой Богородицы,
была построена в 1777-85 годах младшим Никитой Демидовым. На его месте стояла
деревянная церковь, сожжённая зимой 1774 года - вместе с большей частью Касли
- во время разрушительного Пугачевского восстания, прокатившегося по Уралу и
Среднему Поволжью в 1773-74 годах.
В Касли также существовала значительная община старообрядцев, православных
религиозных диссидентов, которые отказались принять литургические реформы, провозглашённые
официальной церковью во второй половине XVII века. Старообрядцев ценили на уральских
заводах за их трезвость и трудовую этику. В 1852 году у них появилась собственная
церковь, также посвящённая Успению Пресвятой Богородицы.
Все пять церквей Касли были закрыты в 1930 году. Большинство из них были либо
разрушены, либо утратили отличительные элементы, такие как купола и колокольни.
К счастью, Вознесенская церковь не пострадала от структурных повреждений и была
вновь открыта в 1944 году в рамках сближения советского режима и Церкви во время
войны. Православная церковь поддерживала военные действия, и было отмечено,
что функционирующая церковь привела к повышению производительности труда работников.
С началом Первой мировой войны и последующими революционными потрясениями
каслинские традиции в значительной степени исчезли. Только в течение десятилетий,
последовавших за Второй мировой войной, каслинский стиль был постепенно восстановлен.
Каслинский литейный завод теперь входит в состав глобальной
корпорации «Мечел» (штаб-квартира находится в Москве), и Каслинская
чугунная скульптура снова пользуется спросом. Примечательный пример - главный
вход Челябинского драматического театра (1973-82). Фантастические фигуры, кажется,
не выдерживают веса металла, из которого они сделаны.
Процветание заводов в Касли
обеспечило средства для строительства церквей, из которых наиболее впечатляющей
была церковь Вознесения Господня, спроектированная Эрнстом Сарториусом, который
в 1840-46 годах был главным архитектором Екатеринбурга. Её дизайн в точности
соответствовал русско-византийскому стилю, созданному архитектором Константином
Тоном и широко популярного во времена правления Николая I (наиболее заметной
работой Тона был храм
Христа Спасителя в Москве). |
|