Бугрово - деревня, находящаяся на полпути между Михайловским и Святогорским
монастырём. Деревня в пушкинское время - небольшая, в три дома. На краю деревни
длительное время находилась водяная мельница, первое известное нам свидетельство
- письменное упоминание о "мельнице оного Святогорского монастыря на реке Луговке
об одном поставе" относится к 1761 году.
В те годы, когда в Михайловском жил Пушкин, мельница в Бугрово имела внушительный
вид и размеры: - пять на три с половиной сажени, высота - восемь аршин. Но
не только размеры и своеобразная "физиономия" выделяла водяную мельницу на
фоне других деревенских построек. В отличие от них, она была крайне "разговорчивым"
сооружением. Рёв мчащейся по деревянному лотку воды, скрежет вращающихся водяных
колёс, валов и жерновов сливались в одну господствующую над всей округой "мельничную"
арию, заглушавшую все иные звуки.
Среди местных крестьян сохранились воспоминания о визитах Пушкина в Бугрово:
"Пушкин любил зимой с дворовыми в людской лучину щипать, песни петь, в особенности
про берёзу белую. На мельницу в Бугрово бегать любил. Иной раз совсем от муки
поседеет, станет как старый мельник". Была в водяных мельницах и своя особая
тихая прелесть, связанная с приходом зимы:
Дохнул осенний хлад - дорога промерзает. Журча ещё бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл...
("Осень" 1833 г.) В 1826 году в Михайловском у поэта возникает замысел
драмы, впоследствии получившей название "Русалка":
Вот мельница! Она уж развалилась; Весёлый стук её колёс умолкнул; Стал жернов…
Эти строки написаны в 1829 году. Но не являются ли они воспоминаниями о водяной
мельнице, находившейся неподалёку от Михайловского?
В пушкинских черновиках драмы "Русалка" упоминается не только мельница, но
и "хижинка", в которой жили мельник и его дочь. И в Бугрово в то время, когда
родился замысел драмы, находилась не только мельница, но и так называемый
"дом мельника": "изба с сенями, крытые дранью".
На другом берегу Луговки находится ещё один музейный комплекс под названием
"Псковская деревня". Псковские деревни в пушкинское время были небольшими.
Зачастую "деревней" назывались поселения в один - два дома. На эту особенность
Пушкин обратил внимание в элегии "…Вновь я посетил"(1835 г.):
"…По брегам отлогим //Рассеяны деревни …". "Рассеяны" - как маленькие
зёрнышки…
В музее в Бугрово возрождён характерный для пушкинского времени "портрет"
деревни. На пригорке располагается изба. Справа - типичный для данной местности
крытый хлев, слева - двор и ряд построек: амбар, поветь, конюшня. За домом
у небольшого пруда - баня, топящаяся по-чёрному. Далее - сельник (помещение
для хранения сена и соломы) и наиболее масштабная крестьянская постройка -
гумно с овином.
Крестьянская изба в Бугрово состоит из двух клетей. В первой - печь по-чёрному,
А ещё, в избе, как у Пушкина в повести "Капитанская дочка": "… лавки, стол,
рукомойник на верёвочке, полотенце на гвозде. Ухват в углу и широкий шесток,
уставленный горшками". В другой половине - печь по-белому с дымоходом.
Напротив дома - амбар, место, где хранились рожь, овёс, гречиха, горох. К
амбару примыкает поветь, навес для уборки под крышу от дождей или снега дровен,
саней, телег. Дровни напомнят строки из пятой главы "Евгения Онегина: "…Крестьянин
торжествуя, На дровнях обновляет путь…". Детские санки - салазки "пришли",
а точнее, приехали все из той же главы пушкинского романа: "Вот бегает дворовый
мальчик, В салазки жучку посадив, себя в коня преобразив".
За домом - небольшой пруд, баня и гумно (рига) с овином. География музея
почти сказочная, если вспомнить черновую запись, сделанную поэтом в Михайловском:
"Мать, разсердясь на сына ему: "Лукавый тебя побери. Мальчикъ исчезаетъ -
Тожь слышитъ его голосъ в бане; читая воскресную молитву (да воскреснетъ Богъ)
она туда - а плачутъ въ риге, у пруда, Господи, говоритъ она, прости мое согрешенiе…".
Среди банных атрибутов центральное место занимает берёзовый веник: именно
Пушкин стал первым, кто ввёл в русскую художественную литературу это традиционное
банное орудие.
Музей "Мельница в д. Бугрово" был открыт в 1986 году. Он стал последним музеем,
созданным С.С. Гейченко, его "лебединой песней". Автор успел сделать
главное: на историческом месте появился небольшой музейный комплекс: дом и
двор мельника, макет водяной мельницы.
Гейченко мечтал о превращении деревни Бугрово в большой литературно-этнографический
музей под открытым небом. Автор не раз повторял: "К Пушкину в Михайловское
надо ехать через русскую деревню, которая из него сделала гения".