Мирожский монастырь известен тем, что в его стенах создавалась псковская летопись
и копировалось «Слово о полку Игореве», а местная иконописная мастерская подарила
российским церквям, соборам и монастырям множество святых образов. Обитель,
расположенная в стратегически важном районе и не раз подвергалась нападениям.
Её захватывали и даже превращали в крепость, из которой вели пушечный огонь
по Пскову. Но несмотря
на все невзгоды, монастырь не знал упадка ,и если бы не случилось событий 1917
года, после которых обитель была упразднена, сегодня можно было увидеть еще
больше древних святынь в их первозданном виде.
Свое название монастырь получил от горы Снятной, на склонах которой расположен.
Эта местность, расположенная в 3,5 км от центра современного Пскова, впервые
фигурирует в летописях от 1299 года, в которых говорится о сожжении ливонскими
рыцарями святой обители и гибели преподобного Иосафа и 17-ти монахов.В 14-15
веках восстановленный монастырь становится центром псковского монашества. Здесь
принимают постриг бояре и князья, уставшие от мирской жизни. Снетогорская обитель
помнит многих великих служителей церкви, оставивших заметный след в истории
страны. Среди монахов, молившихся здесь, были такие люди как Савва Крыпецки
и Ефросин Псковский — известные основатели прочих псковских монастырей.Центральным
объектом ансамбля является Богородицкий собор (Рождества Богородицы). Его архитектура
напоминает архитектуру Спасо-Преображенского собора, расположенного в Мирожском
монастыре. Внутри собора частично сохранились уникальные фрески, созданные в
первое десятилетие 14-го века. Они являются единственным в России памятником
псковской школы иконописи того периода.
Преподобный Никон (Никандр) удалился от мира и жил в пустыне более 50-ти
лет, пока его дни на земле не закончились. После его смерти хижину занял монах
Исаиа, ставший впоследствии игуменом новой обители. Монастырь в честь преподобного
Никандра был основан в 1584 году. Впервые упоминание о монастыре встречается
в царской грамоте от 1598 года. За долгую историю своего существования монастырь
несколько раз разорялся, горел и отстраивался заново. Последний пожар, уничтоживший
почти все деревянные постройки, случился в 1673 году, после чего обитель получила
каменные церкви и стала больше.Расцвет монастыря пришелся на вторую половину
19-го столетия, тогда архимандрит Игнатий установил ежегодный крестный ход
из пустыни до Порхова, под знаменем иконы преподобного Никандра. Но спустя
менее чем сотню лет монастырь был полностью закрыт, на дворе был 1928 год.
За свою долгую и насыщенную историю Псково-Печерский мужской монастырь пережил
немало судьбоносных для России событий. Ученые до сих пор не могут точно сказать,
когда был основан монастырь, документы, относящиеся к периоду до 14-го века,
отсутствуют. Точно известно, что «Богом зданная» пещера еще до постройки монастырских
келий была приютом для иноков. Первые свидетельства об обители и монахах её
населяющих относятся к 1392 году, а первым представителем РПЦ начавшим служить
стал протопоп Иона, поселившийся в пещере в 1470-м году и воздвигнувший здесь
тремя годами позже Богородицкую церковь.
Монах Ефросин, призванный на служение из Снетогорского
монастыря в 1425 году, основал обитель на том месте, где ранее селились
сестры из Иоановского женского монастыря, пожелавшие уединения. Но не выдержали
женщины тягот отшельничества и вернулись в свою обитель, оставив благословленное
место братьям. Пустынный поросший лесом район, в котором был основан монастырь,
словно в святую землю одна за одной перекочевали важнейшие православные святыни,
в том числе и Цареградская икона Богоматери, подаренная патриархом Константинополя
Генадием II. Спасо-Елеазаровский монастырь, расположенный вдали от шумных дорог,
жил уединенной и спокойной жизнью вплоть до начала 20-го столетия, когда был
упразднен и закрыт. Практически столетие длилось забвение обители. Лишь в 2000
году сюда вновь пришла православная церковь. В настоящее время монастырь функционирует
как женский. За последние четверть века произведены масштабные работы по реконструкции
и ремонту обветшавших со временем построек ансамбля.