Монастыри
Владимирской области
> Михайло-Архангельский монастырь
Михайло-Архангельский монастырь
За последние три века Юрьев-Польский
и нынешняя центральная часть вышла за пределы земляных валов, которые хорошо
сохранились до дней. На валах, высота которых составляла почти 7 м, раньше стояли
деревянные стены . Валы окружают две главных достопримечательности: первая из
них - мужской Михаило-Архангельский монастырь,возникший в XIII в. на северо-восточном
участке крепости. К сожалению, до наших дней ничего хранилось от древних монастырских
строений: все существующие здания были возведены в XVIII вв.
На территории Михайло-Архангельского монастыря открыт Юрьев-Польский историко-архитектурный
художественный музей, посвященный истории Юрьева-Польского, жизни и деятельности
П. И. Багратиона. Также здесь работает выставка деревянной скульптуры, церковной
утвари и живописи XV-XX вв.
На западной линии ограды монастыря сохранились Святые ворота (1654) и над ними
- пятиглавая надвратная церковь Иоанна Богослова (1670). Для отдыха пришедших
издалека богомольцев внутри Святых ворот были устроены специальные «печуры»
- ниши для сидения.
За воротами открывается центральный двор монастыря с главным собором св. Михаила
Архангела (1729) и шатровой колокольней XVII в., которую многие ученые считают
лучшей монастырской постройкой. На южной стороне монастырского двора стоит Знаменская
трапезная церковь: первый этаж предназначался для хозяйственных целей, на втором
находилась трапезная палата, к которой и примыкала сама церковь.
Почти сразу за монастырем высится обезглавленный кирпичный храм св. Троицы
(1907-1909), а за ним — главное сокровище — Георгиевский храм. Однако
в 1460-х гг. произошла катастрофа: не выдержав большой нагрузки, своды xpaма
обвалились. По приказу великого князя Московского восстанавливать здание приехал
извести московский зодчий В.Д. Ермолов.
За княжеской ложей на западном фасаде храма находились изображения библейских
пророков, а также царей Давида и Соломона. Над окном располагалась фигура Богоматери
Оранты, которая символизирует идею всеобщей защиты («Орантой» называют изображение
Богоматери с воздетыми в молитве руками).
Собор св. Георгия в Юрьев-Польском стал одним из последних творением древних
зодчих, построенным в домонгольские времена, и последним храмом, построенным
Юрием Долгоруким.
|