Монастыри
Суздаля > Покровский монастырь
Покровский монастырь в СуздалеОдним из древнейших православных центров Владимирского княжества является Покровский
женский монастырь в Суздале, сыгравший важную роль в истории России.
Основанный в 1364 году, женский монастырь был деревянным до начала XVI века,
когда он снискал покровительство великого князя Московского Василия III. В 1510
году началось строительства собора
Покрова Пресвятой Богородицы, освящённого в 1514 году.
В архитектуре этого кирпичного храма угадывались черты московских церквей:
остроконечные декоративные кокошники в восьмиугольном расположении у основания
барабана, поддерживающего центральный купол. Эта вертикальная корона венчается
куполом в стиле барокко. На протяжении веков вид верхней части храма несколько
раз видоизменялся.
Соседняя колокольня датируется тем же периодом и соединена
с юго-западным углом галереи собора. В многоугольной башне первоначально была построена
часовня на втором этаже, посвящённая Честным Древам Животворящего Креста Господня. Хотя часовня была перестроена
в 17 веке, она считается одной из самых ранних примеров церкви с кирпичной башней в Московии.
Надвратная церковь Покровского монастыря, посвящённая Благовещению
Пресвятой Богородицы, была построена около 1516 года. В её конструкции
три купола и главный барабан в миниатюре повторяют монастырский собор. Пропорции
Благовещенской церкви с её аркадной галереей на верхнем уровне и углублёнными
входными арками свидетельствуют о мастерском обращении с формой, что наводит
на мысль о работе кремлёвских каменщиков.
Причастность Кремля особенно правдоподобна, поскольку строительство обоих храмов
были связаны с обетом Василия III и его первой жены Соломонии Сабуровой (ок. 1490-1542) в мольбе о рождении наследника. К сожалению, их молитвы остались
без ответа. Соломонией, которая была родом из известной татарской семьи, восхищались
за её добрый характер и красоту, но долгие годы бездетности подорвали её положение
при дворе.
К 1525 году отсутствие наследника мужского пола и угроза династической нестабильности
привели Василия при настоянии митрополита Даниила к трудному решению расторгнуть
брак. Соломонию отвезли в Московский женский монастырь Рождества Богородицы,
где она приняла монашеское имя София. Вскоре после этого её отправили в более
отдалённую ссылку в Суздальский Покровский женский монастырь, с которым она
была знакома десятилетием ранее как просительница. Княгиня умерла там в декабре
1542 года.
Последующий брак Василия в 1526 году на Елене Глинской (ок. 1508-38), наконец,
произвёл на свет наследника мужского пола - Ивана IV - в 1530 году.
Трагедия Соломонии стала источником легенд, и ко второй половине XVI века
Соломония-София почиталась как святая и даже мученица. Впоследствии ей приписывались
чудеса, и в 1650 году патриарх Иосиф разрешил почитание её как Софии Суздальской,
что увеличило число паломников в Покровский женский монастырь.
Соломония-София была бы не последней знатной женщиной, заточенной в Покровской
женской обители. Среди этих несчастных была Анна Васильчикова, которую Иван
Грозный взял в качестве своей пятой жены в 1575 году. Вскоре после этого её
сослали в Покровский женский монастырь, где она и умерла в 1579 году.
Самым печально известным был случай с Евдокией Лопухиной (1669-1731) - первой
женой Петра Великого. Брак, в результате которого родилось трое сыновей (двое
из них умерли в младенчестве), был несчастливым. Клан Лопухиных не испытывал
особой симпатии к склонностям Петра к западной культуре. В 1698 году разгневанный
Пётр потребовал, чтобы Евдокия приняла монашеский постриг (под именем Елена),
и отправил её в Покровский женский монастырь, где она провела следующие 19 лет
своей жизни.
Но несчастливая история не закончилась её изгнанием. В 1716 году у Петра возникли
подозрения в заговоре против него, в котором был замешан их сын и наследник
престола Алексей (1690-1718). Испытывая все больший страх перед отцовским гневов,
Алексей попытался бежать в Австрию в 1717 году. Его обманным путём вернули в
начале 1718 года. Последующие длительные допросы привели к смерти царевича тем
же летом.
Расследование предполагаемого заговора привело к Евдокии, которая, как было
установлено, пренебрегла монастырскими предписаниями, поддерживая любовные отношения
в 1709-1710 годах со Степаном Глебовым - армейским офицером благородного происхождения.
Хотя не было найдено убедительных доказательств связи сторонников Евдокии с
бегством Алексея, Пётр I был взбешён новыми фактами.
В марте 1718 года Глебов был подвергнут длительным пыткам, а затем жестоко
казнён на Красной площади, а Евдокия была отправлена в суровую ссылку в далёкий
Ладожский Успенский женский монастырь. Последствия "суздальского дела"
отразились и в других арестах в последующие годы.
Эти мрачные эпизоды из истории российских династий теперь кажутся далёкими
от живописного ансамбля, который теперь является одной из главных архитектурных
достопримечательностей Суздаля. Использовавшийся в качестве туристической базы
в позднесоветский период, монастырь был возвращён Православной церкви в 1992
году.
Одним из самых привлекательных памятников средневекового периода монастыря
является трапезная
церковь Зачатия Святой Анны, построенная по архаичному проекту в 1551
году в начале правления Ивана Грозного.
|