На главную страницу сайта
(495) 363 35 12

Deutsche VersionEnglish VersionБългарска версияWersja Polska

Saturday, 21 December 2024
Коттеджи
Горшиха
Даная
Избушки в лесу
Коттедж с сеновалом
Коттедж Сруб
Юбилейный
Города
Александров
Боголюбово
Владимир
Вязники
Гусь Хрустальный
Кидекша
Ковров
Муром
Муромцево
Покров
Суздаль
Юрьев-Польский
Петушки
Туризм
Общая информация
Монастыри
Музеи
Усадьбы
Церкви
Покровский монастырь

Монастыри Суздаля > Покровский монастырь

Покровский монастырь в Суздале

Одним из древнейших православных центров Владимирского княжества является Покровский женский монастырь в Суздале, сыгравший важную роль в истории России.

Основанный в 1364 году, женский монастырь был деревянным до начала XVI века, когда он снискал покровительство великого князя Московского Василия III. В 1510 году началось строительства собора Покрова Пресвятой Богородицы, освящённого в 1514 году.

В архитектуре этого кирпичного храма угадывались черты московских церквей: остроконечные декоративные кокошники в восьмиугольном расположении у основания барабана, поддерживающего центральный купол. Эта вертикальная корона венчается куполом в стиле барокко. На протяжении веков вид верхней части храма несколько раз видоизменялся.

Соседняя колокольня датируется тем же периодом и соединена с юго-западным углом галереи собора. В многоугольной башне первоначально была построена часовня на втором этаже, посвящённая Честным Древам Животворящего Креста Господня. Хотя часовня была перестроена в 17 веке, она считается одной из самых ранних примеров церкви с кирпичной башней в Московии.

Надвратная церковь Покровского монастыря, посвящённая Благовещению Пресвятой Богородицы, была построена около 1516 года. В её конструкции три купола и главный барабан в миниатюре повторяют монастырский собор. Пропорции Благовещенской церкви с её аркадной галереей на верхнем уровне и углублёнными входными арками свидетельствуют о мастерском обращении с формой, что наводит на мысль о работе кремлёвских каменщиков.

Причастность Кремля особенно правдоподобна, поскольку строительство обоих храмов были связаны с обетом Василия III и его первой жены Соломонии Сабуровой (ок. 1490-1542) в мольбе о рождении наследника. К сожалению, их молитвы остались без ответа. Соломонией, которая была родом из известной татарской семьи, восхищались за её добрый характер и красоту, но долгие годы бездетности подорвали её положение при дворе.

К 1525 году отсутствие наследника мужского пола и угроза династической нестабильности привели Василия при настоянии митрополита Даниила к трудному решению расторгнуть брак. Соломонию отвезли в Московский женский монастырь Рождества Богородицы, где она приняла монашеское имя София. Вскоре после этого её отправили в более отдалённую ссылку в Суздальский Покровский женский монастырь, с которым она была знакома десятилетием ранее как просительница. Княгиня умерла там в декабре 1542 года.

Последующий брак Василия в 1526 году на Елене Глинской (ок. 1508-38), наконец, произвёл на свет наследника мужского пола - Ивана IV - в 1530 году.

Трагедия Соломонии стала источником легенд, и ко второй половине XVI века Соломония-София почиталась как святая и даже мученица. Впоследствии ей приписывались чудеса, и в 1650 году патриарх Иосиф разрешил почитание её как Софии Суздальской, что увеличило число паломников в Покровский женский монастырь.

Соломония-София была бы не последней знатной женщиной, заточенной в Покровской женской обители. Среди этих несчастных была Анна Васильчикова, которую Иван Грозный взял в качестве своей пятой жены в 1575 году. Вскоре после этого её сослали в Покровский женский монастырь, где она и умерла в 1579 году.

Самым печально известным был случай с Евдокией Лопухиной (1669-1731) - первой женой Петра Великого. Брак, в результате которого родилось трое сыновей (двое из них умерли в младенчестве), был несчастливым. Клан Лопухиных не испытывал особой симпатии к склонностям Петра к западной культуре. В 1698 году разгневанный Пётр потребовал, чтобы Евдокия приняла монашеский постриг (под именем Елена), и отправил её в Покровский женский монастырь, где она провела следующие 19 лет своей жизни.

Но несчастливая история не закончилась её изгнанием. В 1716 году у Петра возникли подозрения в заговоре против него, в котором был замешан их сын и наследник престола Алексей (1690-1718). Испытывая все больший страх перед отцовским гневов, Алексей попытался бежать в Австрию в 1717 году. Его обманным путём вернули в начале 1718 года. Последующие длительные допросы привели к смерти царевича тем же летом.

Расследование предполагаемого заговора привело к Евдокии, которая, как было установлено, пренебрегла монастырскими предписаниями, поддерживая любовные отношения в 1709-1710 годах со Степаном Глебовым - армейским офицером благородного происхождения. Хотя не было найдено убедительных доказательств связи сторонников Евдокии с бегством Алексея, Пётр I был взбешён новыми фактами.

В марте 1718 года Глебов был подвергнут длительным пыткам, а затем жестоко казнён на Красной площади, а Евдокия была отправлена в суровую ссылку в далёкий Ладожский Успенский женский монастырь. Последствия "суздальского дела" отразились и в других арестах в последующие годы.

Эти мрачные эпизоды из истории российских династий теперь кажутся далёкими от живописного ансамбля, который теперь является одной из главных архитектурных достопримечательностей Суздаля. Использовавшийся в качестве туристической базы в позднесоветский период, монастырь был возвращён Православной церкви в 1992 году.

Одним из самых привлекательных памятников средневекового периода монастыря является трапезная церковь Зачатия Святой Анны, построенная по архаичному проекту в 1551 году в начале правления Ивана Грозного.

 
Чат с менеджером
Туры во Владимир и Владимирскую область Отдых в санаториях, турбазах и пансионатах Владимирской области
Туры во Владимир Подбор пансионата

Скидки предоставляются:

  • Пенсионерам и ветеранам
  • Турагентствам
  • Именинникам в День Рождения и следующий день
  • Постоянным клиентам
Позвонить в офис (495) 363 3512 Telegram