Азербайджанские
ковры > Ковры из овечьей шерсти
Ковры из овечьей шерсти
Процесс подготовки шерсти для ворсовых и безворсовых ковров начинался весной
или осенью со стрижки овец. Осенняя шерсть — гюзем — использовалась, как правило,
для приготовления нитей основы, весенняя — ярпагы — для утка и узелковой пряжи.
Местные породы овец, такие, как безах, херик, дёнме, мазах, балбаз, гарадолаг,
шахсевян, лезги, кюрд, гала и прочие, отличались друг от друга качеством и тонкостью
шерсти. Особенно ценилась шерсть овец, выращенных в горных местностях. От шерсти
равнинных овец она отличалась чистотой, оттенками, а также способностью к окрашиванию
и закреплению цвета. Белая шерсть лучше остальных абсорбировала любую краску
и цвет.
Стриженая шерсть в первую очередь мылась. В процессе мойки она освобождалась
от грязи и минерализованных солей. Очень грязная шерсть сначала мылась горячей
водой, затем полоскалась холодной. После мытья шерсть вывешивалась или раскладывалась
на землю для сушки. Чесали шерсть с помощью специальной вертикальной расчёски,
зубья которой изготавливались из металла или кости. Для достижения максимальной
тонкости, шерсть чесали по несколько раз. Отходы, образуемые при чёске, использовались
для изготовления изделий, применяемых в быту— чул, чувал, хурджун и другие.
Пряжа из шерсти готовилась с помощью простого приспособления — джахра, которой
пользуется большинством мастериц-надомниц и по сей день. Джахра представляла
собой 2 колеса разного диаметра, соединённых между собой петлёй. В колесо меньшего
размера продевался прут. На прут сажался моток расчёсанной шерсти. Большое колесо
приводилось в движение руками, после чего с помощью маленького колеса осуществлялась
крутка пряжи.
Для получения нитей основы, пряжа скручивалась особенно крепко, для нитей
же утка — более свободно. Нить обычно скручивали в два, три или четыре раза,
после чего она сворачивалась в клубки. Для достижения максимальной гладкости
нити, её шлифовали специальным приспособлением «гыртыз», которое представляло
собой металлическую пластину. С её помощью удалялась излишняя ворсистость и
разного рода уплотнения.
Для окрашивания пряжи использовались натуральные красители местного приготовления.
В разных регионах страны для достижения одного и того же цвета применялись отличные
друг от друга средства. Качество окраски напрямую зависело от опыта мастерицы,
которая выбирала на глаз пропорции красителя, воды и пряжи.
|