Азербайджан > Азербайджанские
ковры > Сюжетные ковры
Сюжетные ковры
Расцвет искусства сюжетного ковра в Тебризе приходится на XVI столетие. К этому
времени относится также развитие тебризской школы миниатюры. Исследования этого
периода дают основание утверждать, что творчество тебризских художников не ограничивалось
одной лишь миниатюрной живописью, они владели также секретами создания художественных
тканей, архитектурного декора, ювелирных украшений и т. д. В области ковроткачества
художниками разрабатывались композиции высокохудожественных изделий.
Начиная со 2 половины XIX столетия в ковровых центрах северных областей Азербайджана
стали появляться и случайные сюжеты. Это было связано с тем, что с включением
этих областей в состав России, сюда хлынул поток различных изделий тиражного
массового характера. Их декор, а также бумажные деньги, в особенности, с изображением
императрицы Екатерины II, явились дополнительным источником вдохновения для
местных мастеров. Однако такие ковры носили единичный характер и не пользовались
спросом.
Древнее искусство ковроткачества переживает новый расцвет в ХХ-веке. Искусство
ковроделия в это время характеризует глубокая связь с традициями этого художественного
ремесла, и в то же время то новое, что привнесли в него профессиональные мастера
коврового качества.
В 1933 году в Губе создаётся Образовательный ковровый комбинат, одним из преподавателей
которого был молодой мастер ковра и художник-орнаменталист - Лятиф Керимов.
По его эскизам были созданы ковры "Афшан", "Лечек-Турундж", "Ислими", "Хатаи",
"Бенди- руми", "Шаби Хиджрин" и др.
Этот жанр, внесённый Л.Керимовым в ковровое искусство, был успешно продолжен
другими азербайджанскими мастерами, среди которых следует особо отметить творчество
Народного художника Азербайджана Кямиля Алиева. Он создал серию портретов, и
тем самым, развил портретный жанр в древнем искусстве ковроткачества. Среди
его работ: портреты азербайджанских поэтов Низами, Физули, Насими, а также видных
политических деятелей XX-XXI столетия- Мустафы Ататюрка, Гейдара Алиева, Маргарет
Тетчер, Билла Клинтона, Индиры Ганди и Владимира Путина. Руководством страны уделяется большое внимание делу сохранения и дальнейшего
развития древнего национального искусства. Так, в республике в 1967 году был
создан первый в мире музей ковра (с 1972 года музей открыт для посетителей).
Регулярно проводятся симпозиумы и международные конференции, посвящённые этому
искусству.
Особый интерес представляют охотничьи ковры, сотканные в Ширване. Они выделяются
своей непосредственностью, геометрической стилизацией живых образов и яркостью
цветового решения. Самобытны "охотничьи" ковры, созданные мастерами Карабаха. Сюжеты охоты образуются
из горизонтальных, симметричных композиций, корни которых уводят к образцам
искусства древней истории.
В конце XIX столетия в Карабахе и в первую очередь в Шуше в тематике ковров
появляются совершенно новые сюжеты: "атлы-итли", "итли-пишикли", "марал- джейран",
источником вдохновения которых послужило оформление изделий российской мануфактурной
промышленности. В таких изделиях одни и те же относительно реалистичные сценки
или изображения ритмически повторяются на всей поверхности полотна, образуя
своеобразные орнаменты декоративного свойства.
Интересно происхождение ковров "Четыре времени года", изготавливаемых в Тебризе
в, ХIХ-ХХ столетиях. Центральное поле их делилось на 4 сюжетных сегмента. В
точке пересечения фрагментов обычно располагался медальон, который сопровождался
стихотворным фрагментом, взятым из классической, восточной поэзии с иллюстрирующей
его композицией. Остальные четыре композиции представляют собой жанровую картинку
одного из времён года. Характерно, что в этих композициях давались известные
архитектурные сооружения Ирана и Азербайджана - Гёй-мечеть в Тебризе, Мавзолей
Олджайту в Султание, развалины Ктесифона и Персополиса. В бордюрной части ковров
изображались исторические и мифологические герои, и цари Ирана.
Особую группу сюжетных ковров составляют образы, навеянные творчеством великих
поэтов - Низами Гянджеви, Фирдовси, Хагани Ширвани и других, героями которых
были Лейли и Меджнун, Хосров и Ширин, Рустам и Зохраб, Фархад и другие.
Начиная со 2 половины XIX столетия в ковровых центрах северных областей Азербайджана
стали появляться и случайные сюжеты. Это было связано с тем, что с включением
этих областей в состав России, сюда хлынул поток различных изделий тиражного
массового характера. Их декор, а также бумажные деньги, в особенности, с изображением
императрицы Екатерины II, явились дополнительным источником вдохновения для
местных мастеров. Однако такие ковры носили единичный характер и не пользовались
спросом.
Древнее искусство ковроткачества переживает новый расцвет в ХХ-веке. Искусство
ковроделия в это время характеризует глубокая связь с традициями этого художественного
ремесла, и в то же время то новое, что привнесли в него профессиональные мастера
ковроткачества.
В конце XX столетия ковроткачество в Азербайджане становится одной из важных
отраслей экономики.
Руководством страны уделяется большое внимание делу сохранения и дальнейшего
развития древнего национального искусства. Так, в республике в 1967 году был
создан первый в мире музей ковра (с 1972 года музей открыт для посетителей).
Регулярно проводятся симпозиумы и международные конференции, посвящённые этому
искусству. Сегодня во многих регионах страны успешно продолжаются древние традиции
ковроткачества. В частности, в Губе, Гусарах, Кюрдамире, Гяндже, Шамахы, Девечи,
Газахе, Товузе, Баку и других городах республики действует ковроткаческое производство,
в которых творчески продолжают развиваться древние традиции искусства ковроделия. Зарубежные гости, посещающие республику сегодня, в качестве сувениров традиционно
увозят ковровые изделия ручной работы местных мастеров. Приобрести подобные
сувениры можно, как во многих регионах Азербайджана, так и в многочисленных
лавках и магазинчиках, находящихся в старой части Баку "Ичери шехер".
|