Народы
Закавказья > Народы
Азербайджана > Талыши
Народ талыши
Их самоназвание - «талыш» (единственное число) или «талышон»
(множественное число).
Талыши живут на самой южной оконечности Азербайджана. Граница разделяет их
традиционную среду обитания, которая продолжается в Иране на берегах Каспийского
моря. До недавнего времени трансграничного сообщения не было, и поэтому
талыши развивались в двух разных странах. Согласно переписи населения 1926 года,
в Советском Азербайджане проживало 77 039 талышей. В 1959 году они были причислены
к азербайджанцам, и с тех пор так и остаётся. Тем не менее, в 1959 году 10 500
человек признали талышский язык родным. По данным за 1983 год, в Иране проживает
около 100 000 талышей.
Талышский язык относится к иранской группе индоевропейских языков. Ближайшими
языковыми родственниками являются татианцы, а в Иране - гилани и масендерани.
Письменности нет. Официальными языками являются азербайджанский и, соответственно,
фарси.
История талышей изучена весьма скудно. Считается, что предки этого народа были
древними аборигенами Кавказа и что регион когда-то принадлежал древнему Мидийскому
царству. Позже этот регион перешёл под власть Персии. В 5-7 веках и особенно в
11-13 веках началось нашествие тюркских племён и переселение на территорию, которая
позже стала Азербайджаном. В конце XVIII века было образовано Талышское ханство,
которое в 1812 году (окончательно в 1828 году) вместе с северной частью Азербайджана
было присоединено к России.
Экономика талышей была основана на обработке земли, особенно зерновых (пшеницы
и риса). Влажный субтропический климат Прикаспийской равнины хорошо подходил
для выращивания риса, что привело к формированию местной талышской культуры:
ирригационные технологии, женская рабочая одежда, рисовый хлеб и т.д. Из-за
отсутствия подходящих пастбищ скотоводство практиковалось лишь в незначительной
степени. Другими традиционными отраслями хозяйства талышей были пчеловодство
и разведение шелкопряда.
В советское время после черноморского побережья Грузии этот регион был вторым
по урожайности субтропических культур. Были запущены масштабные проекты по выращиванию
чая, цитрусовых и других теплолюбивых культур (например, лавра). В то же время
широкое распространение получило выращивание картофеля, томатов и табака. Было
начато выращивание овощей для обеспечения Баку и других городов ранними овощами.
Вся эта работа велась в колхозах.
Промышленность была сосредоточена в основном на побережье и в городе Ленкорань.
Талыши имели давние связи с Баку, где ещё в 19 веке они находили работу в нефтяной
промышленности и рыболовстве на Каспии. Однако в целом эти связи оставались
неразвитыми, а крупномасштабная индустриализация была несовместима с сельским,
почти феодальным обществом талышей.
Талыши исповедуют ислам (большинство из них шииты, некоторые сунниты), что,
несмотря на языковые различия, привело к тесным связям с азербайджанцами. Итак,
с одной стороны, талыши долгое время находились под сильным азербайджанским
влиянием, что ярко проявляется в их одежде и еде. С другой стороны, одежда,
которую носили женщины на рисовых полях (рубашки и шорты), была типично талышской.
Главным кулинарным блюдом талышей было кизме - густой отварной
рис, который употребляли вместо хлеба (сейчас его заменили азербайджанским хлебом).
В архитектуре талышей сохранилось больше оригинальности вероятно из-за влажного
климата, характерного для их региона. Амбары на сваях, тростниковые крыши, крыльцо
с колоннами, лям, где крестьянская семья могла отдохнуть в
жаркий период - все это характерно для жилищ талышей. У талышей нет письменности,
но в прошлом при необходимости использовался арабский алфавит.
Школьное обучение ведётся на азербайджанском языке, и все талыши практически
двуязычны. Любая родная культура ограничивается фольклором. В последние десятилетия
талыши подвергались значительному давлению со стороны администрации Азербайджана,
целью которого было объединение всех меньшинств республики в единый азербайджанский
народ. Эту политику было относительно легко проводить в отношении людей исламского
вероисповедания, поскольку они были просто объявлены этнической группой азербайджанского
народа. Это подтверждается политикой переписи населения, в результате которой
несколько меньшинств, говорящих на разных языках, просто остались незарегистрированными.
Поэтому в переписях населения 1959 года и последующих переписях талыши не упоминаются.
Интересно отметить, что эта практика очень похожа на официальную политику
соседнего Ирана, где также часто заявляется, что в стране нет меньшинств (хотя
в стране проживает более 40 различных национальностей), а есть только племенные
группы иранцев; таким образом, все исламские народы считаются иранцами.
|