Народы Средней Азии
Орошори или рошорви живут в горах Памира в верховьях реки Бартанг и ее притоков
Кудары и Танымаса, в горах, поднимающихся от деревень от Гудары (Кудара) до
Орошора (Рошорв) и в Япшорве. Административно эти населённые пункты относятся
к Савнобийскому сельсовету Рушанского района Горно-Бадахшанской автономной области
Таджикистана. Добраться на автомобиле до районного центра лучше всего с востока
через Мургаби. По данным лингвиста Х. Курбанова, численность орошори составляет
немногим более 2000 человек (1972). Орошори были вынуждены покинуть свою самую
большую деревню весной 1911 года, когда их переселили в верховья реки Гунти
в самый центр Шугни. |
Рошани живут на Памире в Рошанском районе Горно-Бадахшанской автономной области
Таджикистана к северу от области Шугни. Центром является Калай-Вомар, также
называемый Рошан. Деревни, говорящие на языке рошани, расположены на правом
берегу реки Пяндж между деревнями Ахдзев и Шипад. На рошани также говорят в
деревнях нижнего Бартанга (Емц, Багху и Рид). В 1950-х годах около ста семей
Рошани были переселены в деревни Джиликуль и Кумсагир в долине Вах, несмотря
на то, что природные условия в Рошани благоприятствуют ведению сельского хозяйства
- здесь достаточно пахотных земель, а также садов и хороших пастбищ. |
В былые века арабские миссионеры-мусульмане приезжали в Таджикистан, чтобы
распространять исламскую религию. Сегодня их потомки живут в южной части Таджикистана
и в Афганистане. Их язык представляет собой нечто среднее между таджикским и
арабским. Эти арабы-таджики живут в основном в Шахритусском и Кабодиенском районах
Таджикистана. Сегодня большинство таджикских арабов - фермеры, как и окружающие
их люди. У арабов-таджиков есть свои мечети, но иногда они молятся вместе с
остальными таджиками. Они хорошо ладят с большинством таджиков, но не вступают
с ними в браки.
|
Шугнанцы населяют правый берег реки Пяндж, от деревни Дарморахт до деревни
Дашти, (по другим данным, от Сохтшарва до Хашарага), а также долины Шохдар
(Шахдара) и Гунд (Гунта), двух рек, которые сходятся у города Хорог и одноименной
провинции и впадают в Пяндж. Народ баджуви, который обычно считается частью
племени шугнанцы, живёт в долине реки Баджуви. В административном отношении
этот район относится к району Шугнанцы Горно-Бадахшанской автономной области
Таджикистана (центр - Хорог) и району Рошт-Кала (центр - Рошт-Кала). Около
десяти деревень (кишлаков) были эвакуированы (Андравдж, Морхона, Маршид
и др.). Часть шугнанцев были переселены в деревню Гарант Колхозабадского
района.
|
Таджики, живущие в верховьях реки Ягноб, всегда отличали себя от ягнобцев,
которых они насмешливо называют галча. Русский востоковед А. Кун, посетивший
долину Ягноб в 1870 году, был, вероятно, первым европейцем, заметившим, что
там говорят на другом языке. Ещё два европейца, Р. Готиот и Х. Юнкер, посетили
долину Ягноб в 1913 году. Первое письменное упоминание о языке ягнобцев относится
к 1870-м годам. Ягнобцы обитают высоко в горах. Они живут в 22 кишлаках на берегах
реки Ягноб в центральной части Таджикистана и в верховьях реки Жеравшан. Ягнобская
долина считается самым труднопроходимым районом в регионе.
|
Самоназвание народа происходит от названия реки Язгулем - правого притока
реки Пяндж. Название языка юздами означает "язык долины реки Язгулем".
Более распространённое название языка язгулямцев происходит от таджикской
формы слова "язгуломи". На язгулямском языке говорят в Таджикистане на
западном Памире в долине реки одноимённой реки. Это узкая долина протяженностью
около 100 километров с северо-востока на юго-запад, расположенная между
двумя высокими горными хребтами Вандж и Язгулем. Горы круглый год покрыты
снегом и льдом. Большинство язгулямцев живёт в центре долины, где расположены
более-менее крупные посёлки: Матраун, Бен, Андербак и Джамак. В 1929 году
в долине было 11 кишлаков язгулямцев. |
Когда в Среднюю Азию пришли русские, большинство народов самых
северных регионов - современных Казахстана, Кыргызстана и Туркменистана - были
кочевниками. Стран как таковых не существовало, а общество было слабо организовано
в соответствии с клановой принадлежностью. Народы на юге на территории современных
Узбекистана и Таджикистана жили в городах, но веками были изолированы от мира,
поэтому во многих областях общество находилось в состоянии застоя.
Как кочевые племена, так и городские жители Средней Азии были преимущественно
мусульманами. На улицах Самарканда и Бухары женщины традиционно покрывали себя
одеждой полностью, а полигамия была широко распространена, как и среди кочевников.
В XI веке Бухара и Самарканд были важными научными и культурными центрами, но
ко времени прихода русских этот интеллектуальный золотой век давно миновал:
сто лет назад в Средней Азии очень немногие умели читать, а те немногие школы,
которые существовали, были сосредоточены в основном на изучении религии.
На протяжении веков многие народы - персы, греки, монголы, арабы и турки -
завоёвывали Среднюю Азию. Эти частые вторжения были ценой, которую народам Средней
Азии пришлось заплатить за своё положение между Востоком и Западом. Но именно
это положение позволило многим городам процветать в связи с торговлей шёлком
между Азией и Европой более тысячи лет назад. До настоящего времени ни одна
иностранная держава не вмешивалась в повседневную жизнь народов Средней Азии
так систематически и в такой степени, как советские власти. В течение нескольких
лет народы Средней Азии осуществили управляемый переход от традиционного, основанного
на кланах общества, к жёсткому социализму. Всё - от алфавита до положения женщин
в обществе - изменилось. Пока происходили эти радикальные изменения, Средняя
Азия, по сути, исчезла с карты мира. Во времена советского режима значительная
часть региона была закрыта для посторонних. Однако сейчас большинство стран
Средней Азии живут на основе нефте и газодобычи, заводов и фабрик, дорог и мостов,
атомных электростанций, которые построили русские.
|