Народы стран
Азии > Таджикистан
> Язгулямцы
ЯзгулямцыСамоназвание народа происходит от названия реки Язгулем - правого притока реки
Пяндж. Название языка юздами означает "язык долины реки Язгулем".
Более распространённое название языка язгулямцев происходит от таджикской формы
слова "язгуломи". На язгулямском языке говорят на Памире в долине
реки одноимённой реки. Это узкая долина протяженностью около 100 километров
с северо-востока на юго-запад, расположенная между двумя высокими горными хребтами
Вандж и Язгулем. Горы круглый год покрыты снегом и льдом.
Большинство язгулямцев живёт в центре долины, где расположены более-менее крупные
посёлки: Матраун, Бен, Андербак и Джамак. В 1929 году в долине было 11 кишлаков
язгулямцев. Это место относится к Ванджийскому району Горно-Бадахшанской области
Таджикистана. Некоторое количество язгулямццев также проживает в Вахшской долине
(Куйбышевский район). Люди поселились там, когда кишлаки выше Джамака опустели.
Во время переписи населения 1926 года язгулямцы не учитывались отдельно. Согласно
другим статистическим данным за тот же период, число людей, говорящих на язгулямском
языке, составляло 1900 человек, в 1939 году - 2200, а в 1940 году - около 2000.
Язык
Язгулямский язык
относится к северной группе памирских языков, которые входят в иранскую группу
индоевропейской семьи языков. Помимо языка язгулямцев, к этой группе относятся
другие языки шугни-рошани - языки шугни, рошани, бартанги, орошори и хуфи с
Западного Памира, а также язык сариколи из Китая. Вполне вероятно, что ванджский
язык, на котором когда-то говорили в долине реки Вандж, но который ныне исчез,
также принадлежал к той же языковой группе.
Долина Язгулям практически недоступна. К ней можно приблизиться только в том
месте, где река Язгулем впадает в Пяндж. Из-за их уединённости европейцы долгое
время ничего не знали о язгулямцах. Впервые язгулямский язык был зафиксирован
в книге русского путешественника Г. Арандаренко (1889). Книга содержит 34 язгулямских
слова, записанных в Дарвазе и Каратегине в 1882 году.
Этническая культура
Верхняя часть долины реки Язгулем называется быргын, нижняя - пойтыхта. В разных
частях долины живут разные кауны, что, вероятно, является пережитком патриархата.
Согласно легендам, первые обитатели долины (28 кланов) пришли из деревни Ашакалон
в Картегине.
Позже сюда прибыли новые поселенцы из афганского Бадахшана с левого берега
реки Пяндж. Новые жители заняли часть земель и получили привилегированный статус.
Некоторые кланы пришли из Рошана на Бартанге и из других населённых пунктов.
Экономическая жизнь в деревнях, расположенных на разных высотах, значительно
различается. В горах абрикосы и шелковица, распространённые в долинах, не выращивались,
а лошади были практически неизвестны до начала нынешнего столетия. Земля находилась
в общинном пользовании. Патриархальная система распалась с приходом советской
власти.
Религия
Язгулямцы - мусульмане (сунниты), в отличие от других народов Памира, которые
являются исмаилитами (рошани, шугни, ишкашми, вахи). Многие языческие обычаи
до сих пор соблюдаются. Язгулямцы, как и другие народы Памира, до сих пор используют
части человеческого тела в качестве своеобразного древнего календаря. Браки
между родственниками были довольно частыми - так довольно бедные кланы пытались
избежать выкупа.
Места обитания язгулямцев отрезаны от других народов шугни. Правый берег реки
Пяндж почти непроходим. Чтобы попасть в Бартанг или Рошан, необходимо пересечь
перевалы Андербага (Бартанг) и Мотрауни (Рошан) или сделать крюк по левому берегу
реки Пяндж. Горные перевалы были проходимы всего два-три месяца в году. Связь
с жителями долины Вандж осуществлялась через Джамах.
С 1937 года Великая Памирская дорога связывает долину Язгулем с крупными центрами,
такими как Хорог и Душанбе - столица Таджикистана. Хорог также имеет воздушное
сообщение с остальным миром.
История
В исторических источниках нет упоминаний о долине Язгулям. Известно, что язгулямцами
управляли правители Дарваза и долины Вандж. В 1877 году Бухара завоевала горные
районы Бадахшана, и язгулямцы были покорены бухарскими эмирами. Как и народ ванджи,
язгулямцы приняли ислам (суннитский). Это сблизило их с таджиками больше, чем
с другими народами Памира.
У язгулямцев была нелёгкая жизнь. Советская власть в 1924-25 годах была установлена
в кровопролитных боях. В 1932 году язгулямцы были вынуждены вступить в кооперативы,
а в 1936 году - в колхозы. Неповиновение было недопустимо. К 1948 году в долине
Язгулям насчитывалось семь колхозов. Люди обрабатывали землю и разводили скот.
Весной и осенью животные пасутся вблизи деревень, летом их перегоняют на горные
пастбища. В 1954 году язгулямцы с высокогорий были переселены в Вахшскую долину, где
они живут довольно рассеянно среди таджиков, узбеков, русских и других этнических
групп. Около 20% язгулямцев были переселены насильственно. Считается, что весь
проект был запущен с целью улучшения условий жизни людей. С 1959 года численность
населения язгулямцев снова увеличивается, хотя количество деревень сократилось
наполовину. Древние деревни в верхней долине пустуют, но люди постепенно возвращаются
(например, в деревни Зайч и Джамак).
Пахотных земель здесь мало. Участки крошечные, и использовать какую-либо технику
невозможно. Охота является источником дополнительной пищи; основной добычи является
дикий козел. Женщины племени язгулами известны во всем Таджикистане своими вязаными
шерстяными чулками (джунб) с ярким рисунком.
У язгулямцев нет письменности. Таджикский язык используется в школах, радиопередачах,
книгах, народных песнях и частной переписке. Только маленькие дети и пожилые
женщины владеют одним языком.
|