Население
в странах Азии > Народы
Народы стран Азии
Бедуины - это традиционные кочевые обитатели Аравийской и Египетской
пустынь, проживающие в палатках и шатрах. Племенная культура отражена
в высказывании: "Мой брат и я - против моего кузена. Мой кузен и я - против
всего мира". Группы исторически формировались вокруг главы рода. Во времена
борьбы или в случаях особой потребности группы объединялись и выступали
как одно племя. Бедуины Аравии были первыми новообращёнными в Ислам и
в 7 столетии распространяли его по всей Северной Африке до Испании. Бедуинский
народ исторически принадлежит к словесному искусству, поэтому их история
сохранена в историях и поэмах. Из-за этого для посторонних очень сложно
получить абсолютно исчерпывающую версию их истории. Бедуины наследуют
отличительные черты от конфедерации семей, у которых есть общие интересы,
а не общее происхождение. Это значит, что изначально аравийские народы
с течением времени обнаруживают общие черты с местными кочевыми племенами
Египта. |
Разделившие судьбу с шиитами курды проживают преимущественно в Северном
Ираке. Они образуют четвёртую по численности группу населения на Ближнем
Востоке после арабов, турок и персов. Они известны своим искусством ковроткачества
и высоким уровнем образования. Курдские женщины пользуются значительно
большими общественными свободами, чем женщины в других переднеазиатских
обществах. В результате гражданской войны, не прекращавшейся нескольких
лет, правительство в Багдаде в 1970 г. гарантировало курдам право на автономию.
Однако обещание не было выполнено и столкновения вспыхнули с новой силой.
|
Нганасаны - самый северный из самодийских народов, проживающий на полуострове
Таймыр на берегах Северного Ледовитого океана. Административно их арктическая
территория является частью Таймырского автономного округа Красноярского
края (ранее Долгано-Ненецкий национальный округ). Их «столицей» является
село Усть-Авамск. Авамские нганасаны проживают в Авамском районе в западной
части полуострова Таймыр в долинах рек Пясина, Дудыпта и Боганида. Носители
вадеевского диалекта проживают в тундре и в восточных районах Таймыра
в Хатангском районе на берегах реки Хета, озера Таймыр и Хатангского залива/
Нганасаны проживают на одной территории с долганами. Их южными и юго-восточными
соседями являются якуты, на юго-западе они граничат с энцами. Более раннее
и распространённое название нганасанов - тавги-самоед, или просто тавги.
Название "самоед", возможно, произошло от селькупского слова "сомату"
(или "самату"), обозначающего энцев. |
Среди российских народом и этнических групп особое место занимают коренные
малочисленные народы Севера Ямало-Ненецкого
автономного округа, которые издревле населили суровые арктические
земли, вели и ведут кочевой образ жизни, занимаются традиционным природопользованием
и промыслами, сохраняя самобытные древнейшие культуры, язык и религию.
Ненцы - "ненэй нэнэц" - настоящий человек. Это народ самодийской ветви
уральской языковой семьи, который представлен тремя основными группами
- европейской, енисейской и западносибирской. Западносибирская группа
ненцев делится на ямальскую, гыданскую, надымскую и самбургскую этнотерриториальные
группы. |
Нивхи - аборигенное население северной части острова Сахалин и низовьев
реки Амур. В территориальном отношении выделяются нивхи материка (Нижнего
Амура), западного и восточного побережий острова Сахалин. Эти локальные
группы имели различные диалекты языка и небольшие отличия в традиционной
культуре. Язык нивхов относят к палеоазиатским языкам. Название народа
происходит от слова ниг вынг, что означало "человек". До начала XX века
был широко распространён этноним "гиляки". Антропологи относят нивхов
к монголоидам, хотя существуют различные мнения исследователей по вопросам
происхождения, родства, исторических процессов расселения этого народа.
|
Ногайцы проживают в нескольких административных единицах России. У них
нет центра по продвижению и координации культурной деятельности. Русско-ногайские
отношения, основанные на торговле, имеют многовековую историю. Отношения
ухудшились во время Гражданской войны, когда Ногайская степь наполнилась
русскими беженцами из Терской области, которые решили осесть здесь осесть.
В советское время на территории ногайцев прокатилось несколько волн миграции.
Первая из них, в 1960-х годах, пришлась на выходцев из других регионов
Кавказа. Массовая миграция также имела место в 1970-х и 1980-х годах.
|
Ороки живут в северной части острова Сахалин на берегу Охотского моря
и в Поронайском районе на юге острова. Они живут бок о бок с нивхами.
О численности населения имеется мало информации, поскольку не во всех
переписях ороки были зарегистрированы как отдельный народ: Антропологически
ороки являются чистыми монголоидами, принадлежащими к байкальской или
палеосибирской группе, подобно нанайцам, эвенам и эвенкам. Орокский язык
относится к Южной группе маньчжуро-тунгусских языков. Он наиболее тесно
связан с нанайским и ульчским
языками и имеет черты, общие с эвенкийским и негидальским языками
Северной группы. В устной традиции ороков есть упоминания о континентальном
происхождении, переселении на остров и разведении северных оленей в прошлом.
Вероятно, миграция произошла самое позднее в 17 веке из района реки Амгунь.
В России они были впервые изучены Н. Бошняком в 1852 году. |
Поселения орочей находятся в южной части Хабаровского края, в частности,
в низовьях реки Тумнин (Ушка, Ушка-Русская) и на реках Амур и Копп. На
этой обширной территории между Нижним Амуром и Татарским проливом раньше
располагались многочисленные небольшие орочьи поселения для зимнего и
летнего проживания, разделённые на пять территориальных групп. В 19 веке
в поисках лучших мест для рыбной ловли и охоты в лесах происходили миграции
на реку Амур и остров Сахалин. В первые десятилетия 20-го века орочи покинули
побережье Японского
моря и направились вглубь страны, спасаясь от войны. Наряду с ороками,
орочи являются единственным тунгусским народом нижнего Амура и Сахалина.
Язык относится к Южной группе маньчжуро-тунгусских языков. Наиболее близкими
родственниками являются эвенкийский, удэгейский и негидальский языки.
|
Орошори или рошорви живут в горах Памира в верховьях реки Бартанг и ее
притоков Кудары и Танымаса, в горах, поднимающихся от деревень от Гудары
(Кудара) до Орошора (Рошорв) и в Япшорве. Административно эти населённые
пункты относятся к Савнобийскому сельсовету Рушанского района Горно-Бадахшанской
автономной области Таджикистана. Добраться на автомобиле до районного
центра лучше всего с востока через Мургаби. По данным лингвиста Х. Курбанова,
численность орошори составляет немногим более 2000 человек (1972). Орошори
были вынуждены покинуть свою самую большую деревню весной 1911 года, когда
их переселили в верховья реки Гунти в самый центр Шугни. |
Ещё 50 лет назад жители Палестины считали себя просто арабами. Войны
и миграции сформировали новый народ - палестинцев. У него древние корни
и богатая культура. У народов соседних с Израилем стран - Сирии, Иордании,
Египта и Ливана - общая с палестинцами арабская культура, замешенная на
единстве языка, истории и общности традиционных социальных структур. По
сути, в древности вся эта земля называлась Палестиной. Историческая судьба
палестинских арабов сложилась так, что жили они в уникальном месте, изначально
отмеченном особой печатью: это избранная земля сразу для трех мировых
монотеистических религий - иудаизма, христианства и ислама. Правда, начиная
с XI века Святая земля на какое-то время стала главной мишенью крестовых
походов, но - вот парадокс! - это не пошатнуло, а даже упрочило её особое
положение в памяти человечества и в мировой географии. |
Рошани живут на Памире в Рошанском районе Горно-Бадахшанской автономной
области Таджикистана к северу от области Шугни. Центром является Калай-Вомар,
также называемый Рошан. Деревни, говорящие на языке рошани, расположены
на правом берегу реки Пяндж между деревнями Ахдзев и Шипад. На рошани
также говорят в деревнях нижнего Бартанга (Емц, Багху и Рид). В 1950-х
годах около ста семей Рошани были переселены в деревни Джиликуль и Кумсагир
в долине Вах, несмотря на то, что природные условия в Рошани благоприятствуют
ведению сельского хозяйства - здесь достаточно пахотных земель, а также
садов и хороших пастбищ. |
Рутульский язык имеет множество диалектов и относится к лезгино-самурской
подгруппе дагестанских языков. В настоящее время большинство рутульцев
признают своё этническое единство, хотя жители некоторых более крупных
и старых деревень все ещё называют себя по-своему. У рутульцев нет письменности.
Рутульцы проживают в 20 сёлах Рутульского района в верховьях реки Самур
на юге Дагестана. Регион, населённый рутульцами, этнически неоднороден.
Рядом с рутульскими сёлами находятся поселения лакцев, азербайджанцев
и лезгин. В Азербайджане расположены два рутульских села - Шин и Кайнар.
Крупнейшие рутульские села расположены на берегах рек Самур, Ахты-Чай
и Кара-Самур. |
Прежним и более распространённым названием сельпуков были остяки-самоеды,
пришедшим из русского языка. Русские так называли многие неизведанные
сибирские народы остяками. Антропологически селькупы являются представителями
уральской расы и довольно похожи на обских угров. Монголоидные черты менее
заметны, чем у северных самоедов; цвет кожи более светлый. Селькупы уникальны
среди самоедов тем, что у них есть бороды. Считается, что общий язык предков
самодийцев начал разветвляться в 1-м тысячелетии до нашей эры. Населяя
в основном районы к западу от Урала, селькупы начали продвигаться на восток,
северо-восток и юго-восток. Согласно другому мнению, предки самоедов уже
в далеком прошлом населяли территорию между Уралом и Енисеем. |
Талыши живут на самой южной оконечности Азербайджана. Граница разделяет
их традиционную среду обитания, которая продолжается в Иране на берегах
Каспийского моря. До недавнего времени трансграничного сообщения не было,
и поэтому талыши развивались в двух разных странах. Согласно переписи
населения 1926 года, в Советском Азербайджане проживало 77 039 талышей.
В 1959 году они были причислены к азербайджанцам, и с тех пор так и остаётся.
Тем не менее, в 1959 году 10 500 человек признали талышский язык родным.
По данным за 1983 год, в Иране проживает около 100 000 талышей. Талышский
язык относится к иранской группе индоевропейских языков. Ближайшими языковыми
родственниками являются татианцы, а в Иране - гилани и масендерани. Письменности
нет. Официальными языками являются азербайджанский и, соответственно,
фарси. |
Таты проживают в Закавказье в районах Сиазань, Дивичин, Куба, Конахкент,
Шемаха и Исмаиллин, в городе Баку и на Апшеронском полуострове в основном
на северо-востоке Азербайджана. В России таты живут на юге Дагестана.
Населённые пункты этнически не изолированы, и таты живут вперемежку с
азербайджанцами. Большинство татов проживает в Иране к северу от Тегерана,
и рассредоточено в изолированных северных деревнях. Татский язык относится
к иранской группе индоевропейских языков. В Азербайджане таты фактически
двуязычны и говорят на азербайджанском как на втором языке. Татский язык
относится к иранской группе индоевропейских языков. В Азербайджане таты
фактически двуязычны и говорят на азербайджанском как на втором языке.
|
Тинди - малочисленный народ, проживающий в горных районах северо-западной
части южного Дагестана. Они населяют пять деревень в среднем течении реки
Анди-Койсу и в прилегающих горах: Тинди (местное название Идари или Иди),
Ангида, Акнада, Эчеда и Тисси. Центральное село народа тинди известно
по всему югу России - его можно увидеть на открытках. Из его многоуровневых
домов и извилистых деревенских улочек открывается живописный вид на окружающие
заснеженные горы. На родном языке тинди говорят в 14 деревнях этого горного
региона Дагестана. Местный климат отличается высоким уровнем осадков;
в этом регионе выпадает больше всего осадков во всём Дагестане. Соседями
тинди являются народы андо-дидо: на севере - багулалы, на северо-востоке
- ахвахи, на востоке - авары, на юге и западе - хварши и на северо-западе
- чамалалы. |
Самоназвание народа - "тубалар", "тофалар". Считается, что название племени
относится к ненецкому клану "туба" и, таким образом, к возможному генетическому
происхождению тофаларов. Когда-то тофалары были широко известны как "карагасы".
Предполагается, что их название "каракаши", как и их язык, происходят
от качинов, то есть хакасов. Тофалары живут к северу от Восточно-Саянских
гор, в бескрайней таёжной местности, в верховьях притоков рек Обь, Уда,
Бирюза, Кан, Гутар и Иа. В административном отношении они относятся к
Нижнеудинскому району Иркутской области Российской Федерации. Они являются
восточными соседями тувинцев. Сокращение числа носителей языка, очевидно,
вызвано разлагающим влиянием русскоязычной среды. |
Их самоназвание - тюрпены. В научной литературе их называют трухменами
Ставрополя или Северного Кавказа. Большинство трухменов принадлежат к
племенам чаудоров (чаводур), сончадж или икдир. Трухмены проживают в основном
в Ставропольском районе. По словам С. Токарева, в 1958 году насчитывалось
около 15 000 трухменов. Трухмены мигрировали на Кавказ в 17 веке. В русских
источниках начала 19 века всех туркмен называют трухменами. По своему
культурному укладу жизни современные трухмены очень мало отличаются от
соседних народов. Из кочевников они превратились в полуоседлый или оседлозаводский
народ. |
Их самоназвание - ундер, удди, удехе (udihe), кекар (Kakala - в честь
большого племени). Тунгусы, нанайцы и ульчи,
живущие в Приамурье, называли удэгейцев кяхала. В литературе используются
названия орочон и таз. Орочонский язык происходит от слова орон - "северный
олень" и означает "оленеводы", хотя разведение северных оленей особенно
не было характерным занятием удэгейцев. Название "таз", обозначающее южную
группу народов, происходит от китайского, где "Та-цзы" означает "все народы
Нижнего Амура". Удэгейцы разбросаны на обширной территории в Хабаровском
крае и в Уссурийской тайге. Они живут по соседству с нанайцами и нивхами
и местами смешиваются с ними. Существует девять этнически чистых поселений
удэгейцев в Ольгинском районе Приморского края. |
Основой жизнедеятельности уильта являлись оленеводство, сезонная таёжная
охота и рыбная ловля. Вместе с небольшими стадами домашних оленей семьи
уильта совершали сезонные перекочёвки по определенным маршрутам, от морских
побережий до верховьев рек в горах севера Сахалина. Оленей содержали на
вольном выпасе, использовали их как транспортных животных для верховой
езды и в качестве вьючных животных, зимой запрягали в нарты. В летне-осенний
период уильта занимались рыболовством, сбором и заготовкой ягод и других
дикоросов, зимой охотились на таёжного зверя. Объектами охоты были дикий
северный олень, бурый медведь, пушные звери, а также боровая и водоплавающая
дичь. Непременными спутниками охотника были одна или несколько специально
обученных собак. Большое значение в жизни уильта имел морской зверобойный
промысел. |
В старину их самоназвание было нани - "местные", но на нанайском так
называли ближайших соседей. Чтобы избежать путаницы, в 1930-х годах народу
дали искусственное название ульч-ис, которое по ошибке использовалось
в литературе 19 века. В письменных источниках нынешних ульчей также называют
мангунами. Мангу - это местное название реки
Амур. Русские также называли их гиляками (как и нивхов). Долгое время
название "ульчи" вызывало недоумение среди местных, однако сейчас оно
воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Антропологически ульчи
являются монголоидами, но, как правило, чистого типа не существует. Часть
из них принадлежит к так называемой сахалино-амурской группе подобно нивхам.
Ульчский язык относится к южной группе маньчжуро-тунгусских языков и настолько
близок к нанайскому языку, что считается нанайским диалектом. У ульчей
нет собственной письменности. |
Хонгана манява всю свою жизнь, от рождения до смерти, посвящают лесу.
Племя получает всё, что им нужно, из леса, и живёт в нём тысячи лет. Даже
после смерти их тела развешивают на деревьях в специальной роще, предназначенной
для духов. Почти полностью обеспечивая себя охотой и собирательством,
хонгана манява ведут кочевой образ жизни. Они обладают непревзойдённым
опытом работы в тропических лесах Хальмахера, охоты на диких кабанов,
оленей и других животных и поддерживают тесную связь с саговыми деревьями,
которые в настоящее время находятся под угрозой вырубки из-за добычи полезных
ископаемых, и которые являются их основным источником углеводов. Они глубоко
почитают свой лес и всё, что в нём есть: хонгана верят, что деревья, как
и люди, обладают душой и чувствами. |
Как и другие народы лезгино-самурской группы, цахуры являются коренными
жителями Кавказа. В настоящее время они населяют горы в верховьях реки
Самур в Дагестане. Административно село Цахур в Дагестане относятся к
Рутульскому району и трём граничащим с Азербайджаном районам: Кахскому,
Закатальскому и Белоканскому. В Дагестане насчитывается 12 цахурских сел
(4 самых крупных - Цахур, Гельмец, Курдул и Миких) и семь в Азербайджане.
Помимо них, цахуры также проживают в 11 сёлах Азербайджана, где соседствуют
с другими народами
(мухах, зарна, лякит и т.д.). Их соседями на востоке и северо-востоке
являются рутулы и лезги, на юге - азербайджанцы, на западе - грузины и
на северо-западе - аварцы. |
Шомпены - неконтактное племя на острове Большой Никобар в Индии. Теперь
народ сталкивается с геноцидом из-за проекта "мегаразвития", направленного
на превращение их маленького острова в "индийский Гонконг". На протяжении
веков большинство шомпенов отказывались от любых контактов с посторонними,
и это защищало их от ужасных последствий контактов, с которыми сталкивалось
большинство других племён Андаманских и Никобарских островов. Живущие
в тропических лесах острова Грейт-Никобар в восточной части Индийского
океана, шомпены тысячелетиями охраняли и сохраняли уникальный ландшафт.
Шомпены - кочевые охотники-собиратели. Они живут небольшими группами,
ареал обитания которых обозначен реками, пересекающими тропический лес.
|
Никаких традиционных самоназваний у шорцев зафиксировано не было. Использовались
названия, относящиеся к местности, например, Мрас кижи - "люди реки Мрасу",
Кондым чоны - "люди реки Кондома". Вдали от своей естественной среды обитания
они называли себя Чыш кижи - "люди тайги". В литературе 17-19 веков они
также упоминаются в зависимости от местности: народ мрасу, народ кондомы,
а также татары из Мрасу, Кузнецка или Томска. Также обычным для шорцев
было называть себя по названию племени или клана: Коби, Карга, Ки, Аба,
Шор и т.д. Племя шорцев, живущее в бассейне реки Кондома, было более знакомо
русским из-за расположенного там Кузнецкого острога (будущего города Новокузнецк).
"Шорцами" народ называли их соседи - алтайцы и хакасы. |
Шугнанцы населяют правый берег реки Пяндж, от деревни Дарморахт до деревни
Дашти, (по другим данным, от Сохтшарва до Хашарага), а также долины Шохдар
(Шахдара) и Гунд (Гунта), двух рек, которые сходятся у города Хорог и
одноименной провинции и впадают в Пяндж. Народ баджуви, который обычно
считается частью племени шугнанцы, живёт в долине реки Баджуви. В административном
отношении этот район относится к району Шугнанцы Горно-Бадахшанской автономной
области Таджикистана (центр - Хорог) и району Рошт-Кала (центр - Рошт-Кала).
Около десяти деревень (кишлаков) были эвакуированы (Андравдж, Морхона,
Маршид и др.). Часть шугнанцев были переселены в деревню Гарант Колхозабадского
района. |
Эвенки - кочевой народ тунгусского происхождения. Небольшие группы эвенков
кочевали в бассейне реки Амур с середины XIX века. В 1860-х годах часть
их переселилась с материка на остров Сахалин. На острове эвенки проживали
в бассейне реки Тымь, на восточном побережье в Александровском и Корсаковском
округах. Зимой держались ближе и западному побережью, в начале лета выходили
к морю, а к августу переходили на восточное побережье, где запасали юколу.
Образ жизни и многие элементы культуры были аналогичны культуре уильта.
В отличие от айнов и нивхов, у эвенков, как и у других оленеводческих
народов, была широко распространена одежда из кожи и шкур оленя. Высоко
ценился осенний мех дикого оленя, из которого шился весь комплект зимней
одежды: шубы, шапки, ноговицы, обувь, рукавицы. |
Этнологически юкагиры считаются коренными народами Восточной Сибири.
До русской колонизации 17 века юкагирские племена (чуванцы, ходыны, анаулы
и др.) были рассеяны по территории, простиравшейся от реки Лена до устья
реки Анадырь. Численность юкагиров значительно сократилась в XVII-XIX
веках из-за эпидемий, междоусобных войн и колонизационной политики царского
правительства, а также отчасти из-за их ассимиляции чукотским, якутским,
эвенским и русским народами. Ещё в начале XVII века юкагиры населяли обширную
территорию в Северо-Восточной Сибири - от низовьев реки Лена на западе
до среднего и верхнего течения реки Анадырь на востоке и от Северного
Ледовитого океана на севере до Верхоянских гор на юге. |
Таджики, живущие в верховьях реки Ягноб, всегда отличали себя от ягнобцев,
которых они насмешливо называют галча. Русский востоковед А. Кун, посетивший
долину Ягноб в 1870 году, был, вероятно, первым европейцем, заметившим,
что там говорят на другом языке. Ещё два европейца, Р. Готиот и Х. Юнкер,
посетили долину Ягноб в 1913 году. Первое письменное упоминание о языке
ягнобцев относится к 1870-м годам. Ягнобцы обитают высоко в горах. Они
живут в 22 кишлаках на берегах реки Ягноб в центральной части Таджикистана
и в верховьях реки Жеравшан. Ягнобская долина считается самым труднопроходимым
районом в регионе. |
Самоназвание народа происходит от названия реки Язгулем - правого притока
реки Пяндж. Название языка юздами означает "язык долины реки Язгулем".
Более распространённое название языка язгулямцев происходит от таджикской
формы слова "язгуломи". На язгулямском языке говорят на Памире в долине
реки одноимённой реки. Это узкая долина протяженностью около 100 километров
с северо-востока на юго-запад, расположенная между двумя высокими горными
хребтами Вандж и Язгулем. Горы круглый год покрыты снегом и льдом. Большинство
язгулямцев живёт в центре долины, где расположены более-менее крупные
посёлки: Матраун, Бен, Андербак и Джамак. В 1929 году в долине было 11
кишлаков язгулямцев. |
Племя даяков - коренная народность Калимантана. Чтобы воочию увидеть даякские
традиционные дома, загляните в Танджунг Ису. Мандау или мачете - название традиционного
оружия даяков, мастера по изготовлению мандау живут в местечке Нагар. Вы можете
увидеть пёструю жизнь даков на фестивале Эрау (Erau), который проводится в Тенгаронге
каждый сентябрь. Вас ждут танцевальные и музыкальные представления, различные
ритуалы и гонки на каноэ. Посетите устье Куин на реке Барито (Barito), в г.
Банджармасин, чтобы увидеть уникальный плавучий рынок. Чтобы подняться вверх
по реке Вы можете воспользоваться речным трамвайчиком "клоток" (klotok) или
для дальнего путешествия взять быстроходный катер.
Праздник переселения на Запад у сиботян также называется "День 18 числа 4 месяца".
Это главный Сибо, он посвящён переселению этого народа в Синьцзян. В этот день
сиботяне устраивают пляски, поют песни, соревнуются в стрельбе из лука, устраивают
различные праздничные забавы, прославляют историю своего народа.
Большинство необъединённых зон Австрало-тайского влияния распространяются
по всему юго-востоку Азии, включая острова Индонезии и юго-запад Китая. В Таиланде
эти австрало-тайские группы принадлежат к тайско-кадайскому и мон-хмерскому
языковому семейству. Тай-Кадай является важнейшей этно-лингвистической группой
во всей юго-восточной Азии. 72 миллиона человек говорят на языке этой группы,
начиная с долины реки Брахмапутра в Индии, заканчивая островом Хайнань в Китае.
Языковая карта южного Китая, северо-востока Индии и юго-востока Азии ясно показывает,
что предполагаемые зоны расселения тайского народа. В одно время было два пути
движение к тому, чем сейчас является Таиланд. Сейчас население сконцентрировано
именно на этих территориях. Долина реки Меконг между Таиландом и Лаосом была
как раз такой промежуточной зоной, как и речные долины вдоль рек Нан, Пинг,
Кок, Йом и Ванг на севере Таиланда, а также различные речные долины в Лаосе
и федеральный округ Мьянмы Шан.
Самые необычные в Китае дома-тулоу народности хакка - большие, круглые, в
3-4 этажа, строились как оборонительные сооружения вроде замков. В одном доме
живут только члены одного рода - десятки семей, сотни человек. Толщина стен
2,5 метра, высота 18 метров. Бойницы, единственная дверь, покрытая сталью...
Появились подобные дом ещё в Х-ХII веках, когда на хакка стали нападать кочевники
севера Китая. Строили их из гранита, кирпича, иногда в смеси глины, песка и
извести. Почему их строили столько сотен лет? Почему они так закрыты от внешнего
мира, ведь давно уже не тревожат хакка северные кочевники? Дело было так: сначала
хакка были пришельцами на этой земле, им достались неплодородные земли предгорьев
Уишань, да и за те надо было бороться. А потом хакка стали теснить другие племена.
Император был далеко, свои проблемы надо было решать самим. Хакки нашли выход
- сплотились семьями. Конфуцианство вообще обожествляло семейные связи, сыновнюю
почтительность.
Примерно в 1750 году было бы относительно легко описать численность
населения и этническое распределение народов Азии. Вся северная Евразия была
довольно слабо заселена разнообразными палеосибирскими, тунгусскими и тюркскими
народами, которые, как и в древности, занимались охотой, собирательством, рыбной
ловлей или скотоводством. У некоторых групп, таких как ненцы, саха и чукчи,
была несколько отличающаяся экономика, сосредоточенная на одном виде деятельности
или на видах деятельности, которые менялись в зависимости от сезона.
Центральная Азия, Тибет и Монголия образовали смешанную зону, в которой доминировали
кочевые скотоводы: буряты, монголы и киргизы, в то время как нижние плато и
речные долины были усеяны сельскохозяйственными районами, населёнными таджиками,
уйгурами, узбеками и другими группами. Аналогичная картина преобладала в Юго-Западной
Азии, которая в то время была населена иранскими, арабскими и тюркскими народами
с рассеянными этническими меньшинствами. Население было сосредоточено вокруг
пригодных для обработки земель, водных ресурсов или травянистых пастбищ.
Южная и Восточная Азия демонстрировали более сложный состав населения. Самые
крупные компоненты состояли из высокоцивилизованного населения низменностей,
издавна осевшего на своей земле и занимавшегося оседлым сельским хозяйством
и ремесленным производством. Рыночные посёлки были разбросаны по сельской местности,
а множество маленьких портовых городков усеяло морские побережья. Плотность
населения была самой высокой в низменностях с наилучшими сельскохозяйственными
условиями, которые также были заселены дольше всего, таких как Северо-Китайская
равнина, долина реки Янцзы (Чанцзян), южная Япония, прибрежный Вьетнам, низменности
Явы и долины рек Ганг (Ganga) и Инд.
Более мелкие компоненты включали разнообразные этнические группы, рассеянные
во влажных дельтовых низменностях, таких как реки Ганг, Иравади, Чаопрайя и
Меконг; центральную равнину острова Лусон на Филиппинах; северную Суматру и
Малайский полуостров. Группы также были разбросаны по большей части холмистой
и низкогорной местности. Их быт сочетал охоту и собирательство с оседлым или
сменным земледелием (возделыванием новых земель для каждой последующей культуры).
Как правило, в этих менее густонаселённых районах небольшое население было рассеяно
по деревенским поселениям, которые поддерживались за счёт натурального хозяйства;
существовало ограниченное кустарное производство, а торговля ограничивалась
второстепенными товарами. Наги на северо-востоке Индии, высокогорные карены
в Мьянме и хмонги (также известные как мяо) в Лаосе являются примерами такого
образа жизни.
К 20 веку в Азии произошли большие изменения как в этнических структурах, так
и в связанном с ними образе жизни. Многие небольшие народы столкнулись с проблемами
своей автономии, поскольку распространение национальных государств и экономический
обмен по всему континенту объединили их в более крупные социальные, политические
и экономические единицы. К середине 20-го века Советский Союз и Китай расширили
свой экономический и политический контроль над Сибирью и Центральной Азией,
бывшие колониальные земли Южной Азии обрели независимую государственность, а
составные территории старой Османской империи были преобразованы в современные
страны Юго-Западной Азии. Многие из сотен малых народов были поглощены населением
национальных государств, многие старые языки пришли в упадок, а многие ранее
отличительные уклады жизни сохранились лишь в виде пережитков или искусственно
сохранённых обществ.
Политическое и экономическое господство почти во всех новых или расширенных
национальных государствах находилось в руках одной или нескольких этнических
групп страны. В бывшем Советском Союзе и современной России этнические русские
были доминирующей группой. В Китае ханьцы (этнические китайцы) занимают большинство
властных постов. В Индонезии яванцы доминируют в политической жизни, в то время
как власть в других странах Юго-Восточной Азии, как правило, остаётся за низменными
народами, такими как вьетнамцы во Вьетнаме и бирманцы в Мьянме; в этих районах
высокогорные племенные народы, такие как хмонги (во Вьетнаме) или шаны (в Мьянме),
часто сталкиваются с неблагоприятными условиями.
Экспансия доминирующих этнических групп неуклонно ограничивала территорию,
доступную для старых, более простых обществ; и современные экономические модели
в значительной степени заменили прежние практики. Все ещё возможно идентифицировать
регион, в котором юкагиры ранее жили как отдельная культурная группа в Восточной
Сибири, но - для нескольких сотен оставшихся юкагиров - политическая абсорбция,
аккультурация и внутренний социальный распад сделали классическое описание группы
в значительной степени историческим. Многие бывшие каракалпаки, занимавшиеся
верховой ездой, проживанием в палатках и выпасом овец, теперь водят тракторы
на зерновых фермах, созданных Советами, живут в постоянных деревнях и публично
говорят по-русски. Некоторые мужчины из горного района Чота-Нагпур на востоке
Индии, которые раньше занимались охотой и занимались сменным земледелием, теперь
работают на сталелитейных заводах Джамшедпура. К концу 20-го века оставшиеся
айны - коренной народ северной Японии, в основном были собраны в "культурные
деревни", где их традиционная резьба по дереву и танцы медведей привлекали поток
туристов из других частей Японии. Однако с тех пор айны активно занимаются культурным
возрождением. Воинственные кампании арабов распространили ислам и арабские
политические структуры за пределы Аравии на запад, в Африку и Испанию, на север
через Левант в Анатолию и на восток в Центральную Азию, Персию, Индию и Малайский
архипелаг. Начиная с 7-го века нашей эры и продолжаясь до 16-го века, эти усилия
привели к значительной миграции арабов в Юго-Западную Азию.
В период европейского империализма проникновение русских в
Северную и Центральную Азию, а западноевропейцев - на океанические окраины Южной
и Восточной Азии привело эти народы во все части Евразийского континента. Расширение
торговли после прибытия европейцев придало дополнительный импульс существовавшему
ранее потоку миграции из прибрежного Китая в Юго-Восточную Азию.
Британцы также поощряли миграцию с Индийского субконтинента
в Малайзию и Сингапур. Начиная с 17-го века в результате смешения народов сформировались
новые этнические идентичности, включая англо-индийцев Индии и бюргеров Шри-Ланки.
Смешанные браки между мужчинами-иммигрантами из Китая и местными женщинами привели
к появлению многих людей смешанного происхождения в Индонезии, Малайзии, Таиланде
и на Филиппинах.
Прибытие американских солдат европейского и афроамериканского
происхождения в Восточную и Юго-Восточную Азию во время и после Второй мировой
войны ещё больше усложнило этническую мозаику в Китае, Южной Корее, Японии,
Вьетнаме и на Филиппинах. Современное смешение народов когда-то считалось новым
явлением, но все чаще рассматривается как продолжение исторических моделей миграции
и культурного распространения.
Старые центры торговли, оазисы и несколько старинных городов Южной Сибири
и республик Центральной Азии превратились в современные промышленные центры;
эти места были связаны с современными транспортными системами, по которым сырье
и готовая продукция доставляются в европейские регионы. Большинство новых городов
были заселены в основном русскими, в то время как азиатские народы остались
в основном в сельской местности.
Модернизация Юго-Западной Азии - благодаря возрождению Турции и влиянию добычи
нефти на Аравийском полуострове, в Ираке и Иране - изменила многие старые модели
этнических народов в этих регионах. Дальнейшее изменение исторической модели
произошло в 1948 году с созданием государства Израиль, в которое мигрировало
большое количество евреев из Северной Африки, Ближнего Востока, Европы и Северной
Америки. Более двух пятых всех азиатов живут в городах и посёлках в их окрестностях,
и растущая урбанизация усиливает региональные контрасты в плотности населения.
|