На главную страницу сайта
(495) 363 35 12

Ягнобцы

Народы стран Азии > Народы Таджикистана > Ягнобцы

Ягнобцы

Таджики, живущие в верховьях реки Ягноб, всегда отличали себя от ягнобцев, которых они насмешливо называют галча. Русский востоковед А. Кун, посетивший долину Ягноб в 1870 году, был, вероятно, первым европейцем, заметившим, что там говорят на другом языке. Ещё два европейца, Р. Готиот и Х. Юнкер, посетили долину Ягноб в 1913 году. Первое письменное упоминание о языке ягнобцев относится к 1870-м годам.

Ягнобцы обитают высоко в горах. Они живут в 22 кишлаках на берегах реки Ягноб в центральной части Таджикистана и в верховьях реки Жеравшан. Ягнобская долина считается самым труднопроходимым районом в регионе. Нижние деревни расположены на высоте около 2500 метров над уровнем моря. Территория обитания ягнобцев окружена высокими горными хребтами с севера и юга, и именно благодаря такой географической изоляции эта небольшая этническая группа сохранилась до наших дней. В XVI и XVII веках часть ягнобцы переселилась в долину реки Варзоб, где они до сих пор живут в пяти деревнях. Несколько семей проживают в долине реки Харангон.

В административном отношении жители долины Ягноб образуют единую общину с центром в Думзое, который относится к району Айн. Есть сведения, что во второй половине прошлого века ягнобцы были вынуждены переселиться на юг из-за нехватки земли. К концу 1920-х годов часть из них стала говорить на таджикском языке. По наблюдениям М. Андреева, в деревнях в средней части долины Ягноб ещё говорят на ягнобском языке ещё в конце 1920-х годов. В четырёх самых верхних деревнях и в двух самых нижних люди говорили по-таджикски.

Уже тогда на Псконе (писконе) использовался смешанный ягнобско-таджикский язык: таджикский использовался в молитвах и ритуалах.

Согласно данным переписи населения 1926 года, численность ягнобцев составляла 1800 человек, и до 1939 года их число оставалось неизменным. По оценкам М. Боголюбова, сделанным в 1966 году, число носителей ягнобского языка превышает 2000 человек; в 1952 году в долине Ягноб проживало около 1794 человек, а в других местах - около 900. По словам А. Хромова, в 1972 году ситуация была следующей: 1509 носителей языка в долине Ягноб и около 900 в других местах.

Язык

Считается, что одной из причин сохранения ягнобского языка является относительно поздняя исламизация ягнобцев. Они были вынуждены стать мусульманами, если верить летописям таджиков: «ягнобцы были обращены в ислам с помощью топора». Даже в конце 1920-х годов ягнобцы продолжали гордиться своей идентичностью и своим языком несмотря на то, что их презирали и высмеивали их соседи-таджики.

Почти все ягнобцы были неграмотны: лишь немногие из них умели читать, ещё меньше умели писать (на таджикском). В Кансе старшее поколение говорило на ягнобском, в то время как молодёжь начала пользоваться таджикским. Жители деревни Бидиф довольно хорошо говорили по-таджикски. М. Андреев объясняет это тем, что деревня расположена недалеко от перевала Дарги, через который проходит большая часть движения в долину Ягноб. Таджикский язык также изучался благодаря трудовой деятельности мигрантов, которая была особенно популярна среди жителей тенистой части гор, где ощущалась нехватка пахотных земель.

В неурожайные годы люди массово уезжали, спасаясь от голода, переселяясь на равнины. В советские годы на равнинах Туркестана и Бухары начали выращивать хлопок, и более бедные люди приезжали с гор, чтобы немного подзаработать на хлопковых полях. В деревнях Куль и Сакен меньше всего говорили на таджикском языке. Ягнобцы, мигрировавшие в долину Ванджа, к концу 1920-х годов перешли на таджикский язык, потому что «язык дедов никуда не годился».

Отношения между таджиками и ягнобцами на протяжении веков были отношениями между завоевателем и побеждённым. Исследователи отмечают пренебрежительное отношение таджиков к ягнобцам. В прежние времена ягнобцы использовали «секретный» язык, из-за которого таджики не могли их понимать. Сейчас, когда ягнобцы стали все больше походить на таджиков по своей культуре и языку, этот «секретный» язык теряет своё значение.

История

Район Ягноб был впервые упомянут (как Игнау или Ягнау) Георгом фон Мейендорфом, который путешествовал с российским посольством в Бухару в 1820 году. Он назвал живущих там людей «галча». Насколько известно, история ягнобцев - это история последовательных поражений: они неоднократно терпели завоевания от более сильных соседей. Согласно устным сообщениям, некоторое время ягнобцы находились под властью Дарваза. В начале 19 века они были включены в состав Бухарского эмирата. Местные правители (беки) были этническими таджиками.

Этническая культура

Из-за географической изоляции интеллектуальная и материальная культура ягнобцев сохранила некоторые очень интересные древние формы. Ягнобцы в основном являются фермерами, несмотря на нехватку земли в их регионе. На правом берегу реки, открытом солнцу, пахотных земель мало, в то время как на левом берегу, в тени гор, пахотных земель больше, но недостаточно света и тепла. Деревни в верховьях реки Ягноб окружены хорошими пастбищами, но эти районы заняты таджиками. Среди культур, выращиваемых ягнобцами, есть ячмень, пшеница и горох. Вегетационный период короткий.

Ягнобские деревни небольшие, так как дома расположены вблизи орошаемых полей. Новые культуры необходимо удобрять, а навоз трудно возить издалека. Поскольку в районе нет лесов, ягнобцы кучно строят каменные дома. Плоские крыши используются как внутренние дворы, где люди работают или слоняются без дела, провожают умерших и встречаются с соседями. Некоторые виды работ зависят от пола, например, поля орошаются только мужчинами, а за животными на летних пастбищах ухаживают женщины. Зимой большие группы мужчин (от 25 до 100 человек) отправляются на охоту. Дичь, которую они ищут, - дикие козы. Фрукты и овощи в Ягнобской долине не растут - их привозят из других мест. Ягнобцы закупают пшеницу в Гиссарской долине (Душанбе).

У ягнобцев нет своей письменности. Однако известно (по наблюдениям М. Кордеева в 1920-е годы), что их муллы иногда делали записи на ягнобском языке (используя арабскую вязь) так, что таджики не могли их понять. Филологи начали интересоваться ягнобским языком в начале нашего века, когда в китайском Туркестане были найдены древние согдийские тексты, и было установлено, что ягнобский язык является одним из диалектов согдийского языка. Тем не менее, было опубликовано крайне мало текстов на ягнобском.

 
Чат с менеджером

Скидки предоставляются:

  • Пенсионерам и ветеранам
  • Турагентствам
  • Именинникам в День Рождения и следующий день
  • Постоянным клиентам