Народы стран
Азии > Народы Таджикистана
> Ягнобцы
Ягнобцы
Таджики, живущие в верховьях реки Ягноб, всегда отличали себя от ягнобцев,
которых они насмешливо называют галча. Русский востоковед А. Кун, посетивший
долину Ягноб в 1870 году, был, вероятно, первым европейцем, заметившим, что
там говорят на другом языке. Ещё два европейца, Р. Готиот и Х. Юнкер, посетили
долину Ягноб в 1913 году. Первое письменное упоминание о языке ягнобцев относится
к 1870-м годам.
Ягнобцы обитают высоко в горах. Они живут в 22 кишлаках на берегах реки Ягноб
в центральной части Таджикистана и в верховьях реки Жеравшан. Ягнобская долина
считается самым труднопроходимым районом в регионе. Нижние деревни расположены
на высоте около 2500 метров над уровнем моря. Территория обитания ягнобцев окружена
высокими горными хребтами с севера и юга, и именно благодаря такой географической
изоляции эта небольшая этническая группа сохранилась до наших дней. В XVI и
XVII веках часть ягнобцы переселилась в долину реки Варзоб, где они до сих пор
живут в пяти деревнях. Несколько семей проживают в долине реки Харангон.
В административном отношении жители долины Ягноб образуют единую общину с центром
в Думзое, который относится к району Айн. Есть сведения, что во второй половине
прошлого века ягнобцы были вынуждены переселиться на юг из-за нехватки земли.
К концу 1920-х годов часть из них стала говорить на таджикском языке. По наблюдениям
М. Андреева, в деревнях в средней части долины Ягноб ещё говорят на ягнобском
языке ещё в конце 1920-х годов. В четырёх самых верхних деревнях и в двух самых
нижних люди говорили по-таджикски.
Уже тогда на Псконе (писконе) использовался смешанный ягнобско-таджикский язык:
таджикский использовался в молитвах и ритуалах.
Согласно данным переписи населения 1926 года, численность ягнобцев составляла
1800 человек, и до 1939 года их число оставалось неизменным. По оценкам М. Боголюбова,
сделанным в 1966 году, число носителей ягнобского
языка превышает 2000 человек; в 1952 году в долине Ягноб проживало около
1794 человек, а в других местах - около 900. По словам А. Хромова, в 1972 году
ситуация была следующей: 1509 носителей языка в долине Ягноб и около 900 в других
местах. Язык
Считается, что одной из причин сохранения ягнобского языка является относительно
поздняя исламизация ягнобцев. Они были вынуждены стать мусульманами, если верить
летописям таджиков: «ягнобцы были обращены в ислам с помощью топора».
Даже в конце 1920-х годов ягнобцы продолжали гордиться своей идентичностью и
своим языком несмотря на то, что их презирали и высмеивали их соседи-таджики.
Почти все ягнобцы были неграмотны: лишь немногие из них умели читать, ещё меньше
умели писать (на таджикском). В Кансе старшее поколение говорило на ягнобском,
в то время как молодёжь начала пользоваться таджикским. Жители деревни Бидиф
довольно хорошо говорили по-таджикски. М. Андреев объясняет это тем, что деревня
расположена недалеко от перевала Дарги, через который проходит большая часть
движения в долину Ягноб. Таджикский язык также изучался благодаря трудовой деятельности
мигрантов, которая была особенно популярна среди жителей тенистой части гор,
где ощущалась нехватка пахотных земель. В неурожайные годы люди массово уезжали, спасаясь от голода, переселяясь на равнины. В советские годы на равнинах Туркестана и Бухары начали выращивать хлопок, и более бедные люди приезжали с гор, чтобы немного подзаработать на хлопковых полях. В деревнях Куль и Сакен меньше всего говорили на таджикском
языке. Ягнобцы, мигрировавшие в долину Ванджа, к концу 1920-х годов перешли
на таджикский язык, потому что «язык дедов никуда не годился».
Отношения между таджиками и ягнобцами на протяжении веков были отношениями
между завоевателем и побеждённым. Исследователи отмечают пренебрежительное отношение
таджиков к ягнобцам. В прежние времена ягнобцы использовали «секретный»
язык, из-за которого таджики не могли их понимать. Сейчас, когда ягнобцы стали
все больше походить на таджиков по своей культуре и языку, этот «секретный»
язык теряет своё значение.
История
Район Ягноб был впервые упомянут (как Игнау или Ягнау) Георгом фон Мейендорфом,
который путешествовал с российским посольством в Бухару
в 1820 году. Он назвал живущих там людей «галча». Насколько известно,
история ягнобцев - это история последовательных поражений: они неоднократно
терпели завоевания от более сильных соседей. Согласно устным сообщениям, некоторое
время ягнобцы находились под властью Дарваза. В начале 19 века они были включены
в состав Бухарского эмирата. Местные правители (беки) были этническими таджиками.
Этническая культура
Из-за географической изоляции интеллектуальная и материальная культура ягнобцев
сохранила некоторые очень интересные древние формы. Ягнобцы в основном являются
фермерами, несмотря на нехватку земли в их регионе. На правом берегу реки, открытом
солнцу, пахотных земель мало, в то время как на левом берегу, в тени гор, пахотных
земель больше, но недостаточно света и тепла. Деревни в верховьях реки Ягноб
окружены хорошими пастбищами, но эти районы заняты таджиками. Среди культур,
выращиваемых ягнобцами, есть ячмень, пшеница и горох. Вегетационный период короткий.
Ягнобские деревни небольшие, так как дома расположены вблизи орошаемых полей.
Новые культуры необходимо удобрять, а навоз трудно возить издалека. Поскольку
в районе нет лесов, ягнобцы кучно строят каменные дома. Плоские крыши используются
как внутренние дворы, где люди работают или слоняются без дела, провожают умерших
и встречаются с соседями. Некоторые виды работ зависят от пола, например, поля
орошаются только мужчинами, а за животными на летних пастбищах ухаживают женщины.
Зимой большие группы мужчин (от 25 до 100 человек) отправляются на охоту. Дичь,
которую они ищут, - дикие козы. Фрукты и овощи в Ягнобской долине не растут
- их привозят из других мест. Ягнобцы закупают пшеницу в Гиссарской долине (Душанбе).
У ягнобцев нет своей письменности. Однако известно (по наблюдениям М. Кордеева
в 1920-е годы), что их муллы иногда делали записи на ягнобском языке (используя
арабскую вязь) так, что таджики не могли их понять. Филологи начали интересоваться
ягнобским языком в начале нашего века, когда в китайском Туркестане были найдены
древние согдийские тексты, и было установлено, что ягнобский язык является одним
из диалектов согдийского языка. Тем не менее, было опубликовано крайне мало
текстов на ягнобском.
|