Народы
стран Азии > Таджикистан
Народы Таджикистана
Орошори или рошорви живут в горах Памира в верховьях реки Бартанг и ее притоков
Кудары и Танымаса, в горах, поднимающихся от деревень от Гудары (Кудара) до
Орошора (Рошорв) и в Япшорве. Административно эти населённые пункты относятся
к Савнобийскому сельсовету Рушанского района Горно-Бадахшанской автономной области
Таджикистана. Добраться на автомобиле до районного центра лучше всего с востока
через Мургаби. По данным лингвиста Х. Курбанова, численность орошори составляет
немногим более 2000 человек (1972). Орошори были вынуждены покинуть свою самую
большую деревню весной 1911 года, когда их переселили в верховья реки Гунти
в самый центр Шугни. |
Рошани живут на Памире в Рошанском районе Горно-Бадахшанской автономной области
Таджикистана к северу от области Шугни. Центром является Калай-Вомар, также
называемый Рошан. Деревни, говорящие на языке рошани, расположены на правом
берегу реки Пяндж между деревнями Ахдзев и Шипад. На рошани также говорят в
деревнях нижнего Бартанга (Емц, Багху и Рид). В 1950-х годах около ста семей
Рошани были переселены в деревни Джиликуль и Кумсагир в долине Вах, несмотря
на то, что природные условия в Рошани благоприятствуют ведению сельского хозяйства
- здесь достаточно пахотных земель, а также садов и хороших пастбищ. |
В былые века арабские миссионеры-мусульмане приезжали в Таджикистан, чтобы
распространять исламскую религию. Сегодня их потомки живут в южной части Таджикистана
и в Афганистане. Их язык представляет собой нечто среднее между таджикским и
арабским. Эти арабы-таджики живут в основном в Шахритусском и Кабодиенском районах
Таджикистана. Сегодня большинство таджикских арабов - фермеры, как и окружающие
их люди. У арабов-таджиков есть свои мечети, но иногда они молятся вместе с
остальными таджиками. Они хорошо ладят с большинством таджиков, но не вступают
с ними в браки.
|
Шугнанцы населяют правый берег реки Пяндж, от деревни Дарморахт до деревни
Дашти, (по другим данным, от Сохтшарва до Хашарага), а также долины Шохдар
(Шахдара) и Гунд (Гунта), двух рек, которые сходятся у города Хорог и одноименной
провинции и впадают в Пяндж. Народ баджуви, который обычно считается частью
племени шугнанцы, живёт в долине реки Баджуви. В административном отношении
этот район относится к району Шугнанцы Горно-Бадахшанской автономной области
Таджикистана (центр - Хорог) и району Рошт-Кала (центр - Рошт-Кала). Около
десяти деревень (кишлаков) были эвакуированы (Андравдж, Морхона, Маршид
и др.). Часть шугнанцев были переселены в деревню Гарант Колхозабадского
района.
|
Таджики, живущие в верховьях реки Ягноб, всегда отличали себя от ягнобцев,
которых они насмешливо называют галча. Русский востоковед А. Кун, посетивший
долину Ягноб в 1870 году, был, вероятно, первым европейцем, заметившим, что
там говорят на другом языке. Ещё два европейца, Р. Готиот и Х. Юнкер, посетили
долину Ягноб в 1913 году. Первое письменное упоминание о языке ягнобцев относится
к 1870-м годам. Ягнобцы обитают высоко в горах. Они живут в 22 кишлаках на берегах
реки Ягноб в центральной части Таджикистана и в верховьях реки Жеравшан. Ягнобская
долина считается самым труднопроходимым районом в регионе.
|
Самоназвание народа происходит от названия реки Язгулем - правого притока
реки Пяндж. Название языка юздами означает "язык долины реки Язгулем".
Более распространённое название языка язгулямцев происходит от таджикской
формы слова "язгуломи". На язгулямском языке говорят в Таджикистане на
западном Памире в долине реки одноимённой реки. Это узкая долина протяженностью
около 100 километров с северо-востока на юго-запад, расположенная между
двумя высокими горными хребтами Вандж и Язгулем. Горы круглый год покрыты
снегом и льдом. Большинство язгулямцев живёт в центре долины, где расположены
более-менее крупные посёлки: Матраун, Бен, Андербак и Джамак. В 1929 году
в долине было 11 кишлаков язгулямцев. |
|