Киев > Церкви
Киева > Андреевская церковь
Андреевская церковь
Андреевскую церковь часто называют лебединой песней выдающегося мастера отечественной
архитектуры Бартоломео Растрелли. Возвышается она на одной из круч Старокиевской
горы. С ее террасы открывается неповторимый вид на древний Подол, заднепровские
дали, новые жилые массивы.
Построена Андреевская церковь по заказу императрицы Елизаветы Петровны.
Проект здания разработан Б. Растрелли в 1748 году, строительные работы велись
в 1749—1754 гг. под руководством известного московского зодчего Ивана Мичурина.
В создании храма участвовали многие специалисты Петербурга, Москвы, Киева,
поэтому Андреевская церковь — памятник творческого содружества русских и украинских
мастеров.
За свою историю церковь многократно ремонтировалась. Уже в первые годы по
окончании строительства она пришла в запущенное состояние, поскольку после
смерти Елизаветы Петровны царский двор перестал интересоваться киевскими постройками.
Освящение храма состоялось лишь в 1767 году. В XIX веке несколько раз ремонтировались
верха здания, что привело к грубому искажению первоначальной формы очертания
купола и утере его декора. В таком виде памятник находился до 70-х годов XX
века.
С 1917 по 1953 год неоднократно проводились работы по укреплению фундаментов
Андреевской церкви и холма, на котором она стоит, по отведению подпочвенных
вод, выполнялся ремонт фасадов, интерьера, производилась консервация живописи
и резьбы.
В 1970 году по заказу Софийского заповедника из Венского музея Альбертина
были получены фотокопии хранящихся там растреллиевских чертежей Андреевской
церкви. По этим чертежам киевские реставраторы (проект архитектора В. Корнеевой)
в 1978 году восстановили первоначальную форму купола, и этот замечательный
памятник русского и украинского зодчества предстал перед киевлянами таким,
каким его проектировал Б. Растрелли.
Андреевская церковь — одна из самых ярких построек стиля барокко, который
распространился в отечественной архитектуре и искусстве в конце XVII — середине
XVIII в. Придя с запада, этот стиль подвергся влиянию местных традиций и приобрел
своеобразные национальные черты.
Для барочных сооружений характерны парадность, эффектность, живописность
и динамичность архитектурных форм, богатство декора, яркая контрастная окраска
стен, обилие позолоты. Все эти черты присущи Андреевской церкви.
Чтобы поставить храм на вершине холма, строители возвели под ним стилобат
в виде двухэтажного жилого здания, примыкающего к срезу кручи. Его завершает
огражденная балюстрадой паперть, куда ведет с улицы широкая чугунная лестница.
Андреевская церковь — крестообразная в плане постройка, вытянутая по оси запад
— восток. Ее размеры 31 х 20 метров, высота — 47 метров. Высота стилобата
(с фундаментами) — 15 метров. Внутри церковь перекрыта одним большим куполом
диаметром 10 метров. Однако снаружи это пятиглавый храм: четыре малые главки
поставлены на контрфорсы, размещенные по диагонали здания. Силуэт церкви построен
на контрасте между массивной центральной главой и изящными угловыми куполами,
направляющими движение архитектурных масс ввысь.
Интерьер
Интерьер поражает богатством декора. Стены здания и барабаны куполов расчленены
по вертикали пилястрами и колоннами коринфского (первый ярус) и ионического
(второй ярус) ордеров. Цоколь, стены и барабаны куполов завершаются карнизами
сложного профиля. Круглые окна (люкарны) обрамляет роскошный лепной орнамент,
на фронтонах размещены чугунные картуши с монограммой императрицы Елизаветы.
Живописность фасадов усиливает яркая раскраска: на бирюзовом фоне стен выделяются
белые колонны, пилястры, карнизы, сверкают позолотой чугунные капители, картуши,
по граням темно-зеленого купола извиваются золоченые гирлянды.
Тот же принцип декора сохранен в интерьере, который воспринимается единым
архитектурным объемом. Здесь также расчлененные плоскости стен сочетаются
с богатой позолоченной лепкой, обрамляющей окна-люкарны и украшающей купол.
Главным акцентом в интерьере является иконостас. Это трехъярусное монументальное
сооружение мягких криволинейных очертаний. На пурпурном фоне выделяются позолоченные
пилястры, карнизы и богатые резные обрамления икон, имеющих разнообразные
размеры и сложные контуры. Поверхность царских врат покрыта сплошным кружевом
резьбы. В декор введена скульптура — головки херувимов, фигуры ангелов, трехфигурная
группа ,,Распятие", завершающая иконостас.
Б. Растрелли руководил всеми работами по оформлению интерьера. Он выполнил
не только проект иконостаса, но и его рисунок-шаблон в натуральную величину,
по которому петербургские резчики Иосиф Домаш и Андрей Карловский изготовили
все резные детали. Монтированием иконостаса в Киеве руководил мастер Иоганн
Грот. За иконостасом в алтаре находится надпрестольная сень на витых позолоченных
колонках, украшенных гирляндами цветов. В интерьере привлекает внимание кафедра
для проповедника, которую поддерживают две позолоченные фигуры ангелов. Большой
интерес представляет живопись Андреевской церкви середины XVIII века — иконы
иконостаса, роспись кафедры, картины в куполе, написанные масляными красками
на холсте. Большую часть икон (25 штук) выполнил в Петербурге художник И.
Вишняков с учениками. Живопись на оборотной стороне иконостаса создали украинские
художники И. Роменский и И. Чайковский. Наибольшую ценность имеют работы талантливого
русского живописца Алексея Антропова: роспись кафедры, купола, большая картина
„Тайная вечеря" в алтаре, часть икон в иконостасе. На иконе „Успение
Богородицы" сохранилась его подпись.
Хотя вся живопись Андреевской церкви написана на религиозные сюжеты, она
по манере исполнения представляет собою светские картины с характерными для
стиля барокко эффектными позами, нарядными одеждами, обилием бытовых деталей,
пейзажами и натюрмортами. Это реалистичное, жизнеутверждающее искусство, лишенное
религиозного аскетизма. Живопись органично связана с резьбой, лепным декором
и архитектурными формами здания.
На западных стенах трансепта находятся две картины XIX века — „Выбор веры
князем Владимиром" неизвестного автора и „Проповедь апостола Андрея"
художника Платона Бориспольца. Это большие исторические полотна, содержание
которых связано с рассказами древнерусских летописей. Выполнены эти работы
в характерной манере классицизма.
В целом интерьер Андреевской церкви — светлый, нарядный, мажорный — производит
впечатление парадного дворцового зала.
По своей художественной выразительности, смелости и оригинальности замысла
Андреевская церковь является одним из шедевров отечественного зодчества XVIII
века. Совершенство линий, четкие пропорции, удивительная гармония форм и окружающего
ландшафта принесли этому памятнику всемирную славу. В 1968 году Андреевская
церковь объявлена музеем.
|