Киев > Достопримечательности > Дом Рыцаря
Дом Рыцаря
Поднимаясь от Крещатика
вверх по улице Прорезной, за Золотыми воротами обращает на себя внимание,
оригинальное строение в самом начале улицы Ярославов
Вал. Все в нем поражает своей непривычностью, и даже не искушенный в архитектурных
тонкостях зритель, скользнув внимательным взглядом, откроет для себя массу
прелюбопытных деталей: это и арочная подворотня, и жуткие монстры-стражи,
притаившиеся под сводом и готовые в любую минуту броситься на незваного гостя,
и узкие стрельчатые окна. А если ступить за порог этого замка-дома, то сразу
же за ним на мраморном полу в глаза бросается классическое латинское приветствие
- Salve! Не менее любопытно и то, что торец этого здания представляет собой
совершенно глухую стену, без единого окна ... Ни дать ни взять - настоящие
владения Синей Бороды! Скупые сведения о таинственном доме на Ярославовом
Валу содержатся в энциклопедическом справочнике "Киев". Там можно
прочесть, что в 1892 году замком владел некий барон Штецнгель. Однако в действительности
барону Магнусу-Карлу-Александру Штейнгелю, предпринимателю и страстному меломану,
принадлежал не этот дом, а соседний с ним особняк. Настоящим же владельцем,
согласно архивным документам, был помещик-шляхтич Михаил Подгорский, чья романтическая
душа искала острых ощущений. Подгорский, имея обширные владения на Киевщине
и на Волыни, облюбовал участок в исторической части Киева и поручил архитектору
Николаю Добачевскому выстроить для себя дом, напоминающий убежище рыцаря.
Что послужило толчком к созданию замка какими мыслями навеяно сама его идея,
и по сей день остается для нас загадкой. Не исключено, что со стороны торца
планировалось создать не менее оригинальное строение в том же средневековом
стиле. Но Михаил Подгорский прожил здесь всего пару лет и неожиданно умер.
После него "дом рыцаря" приобрел дворянин Карл Яр Ярошинский. Позже
его владельцем стыл знаменитый "сахарный король" Лев Бродский, и
тоже ненадолго. В советские времена дом национализировали и частично отдали
под учреждения. Это сооружение, дошедшее до нас почти неизменным внешне, и
ныне остается замечательным образцом романтики, едва ли не первой ласточкой
киевского модерна.
|