Киев >
Церкви Киева > Собор Святой Софии
Собор Святой Софии
Расцвет древнерусской культуры ярко отражен в строительстве храмов, невиданных
прежде по своим размерам и красоте. Древнейшими сохранившимися до нашего времени
каменными сооружениями являются храмы середины XI в. Один из них — Собор
Святой Софии в Киеве, всемирно известный шедевр древнерусского зодчества, выстроен
в 1037 г. при киевском князе Ярославе Мудром (1019 – 1054 гг.) на месте победоносной
битвы киевлян с печенегами в 1036 г.
Киевская
Русь того времени не имела подобных монументов. Памятниками народному подвигу
становились храмы и часовни, по обычаю возводившиеся в честь крупных побед,
в память павших воинов. Собор Святой Софии был посвящен главному храму греческой
церкви Константинопольского собора — Богоматери-Оранте, олицетворявшей
Софию (от греческого
слова "софия" – "премудрость"). Ей особо поклонялись жители
древнего Киева, как защитнице своего города ("Нерушимой стене"). Строя
храм, одноименный Константинопольскому, Ярослав стремился к утверждению равенства
русской церкви с греческой.
Возведением Киевской Святой Софии руководили впервые приглашенные в Киевскую
Русь греческие мастера. Они не только построили собор, но и украсили его изумительными
мозаикой и фресками.
Ярослав Мудрый задумал Собор Святой Софии как общественно-политический и культурный
центр Киевского государства и главный храм Руси. В нем происходили церемонии
"посажения" послов, возле него собирались киевские вече, здесь велось
летописание и действовала собранная Ярославом Мудрым первая в Киевской Руси
библиотека. Творение древнерусских зодчих сохранилось до нашего времени практически
в первозданном виде, но за свою историю ему пришлось пережить нападения врагов,
грабежи, частичные разрушения, ремонты и многочисленные перестройки (особенно
сильно собор перестроили в конце XVII в.).
Большую ценность среди фресок Собора Святой Софии едставляют фрагментарно
сохранившиеся многоцветные мозаики и фрески XII в. в центральном подкупольном
пространстве, а также групповой портрет семьи Ярослава Мудрого на стенах собора.
На нем были изображены князь Ярослав Мудрый с макетом Собора Святой Софии в
руке и жена Ярослава княгиня Ингигерда-Ирина, шествующие к Христу, возле которого
стоят, вероятно, князь Владимир и княгиня Ольга, сыновья и дочери князя, и среди
них будущая королева Франции
Анна Ярославна. Портрет семьи Ярослава — уникальный памятник древнерусской
портретной живописи.
Купольное пространство собора венчает полуфигура Христа-Вседержителя (Пантократора)
в окружении четырех крылатых ангелов (сохранились лишь фрагменты одного из
них). Ниже располагались фигуры апостолов и евангелистов и "сорока мучеников
севастийских". Над алтарем собора находится главный мозаичный образ храма
– Богоматери-Оранты с воздетыми в молитве руками (Молящейся). Она просит Христа-Вседержителя
о снисхождении к грешникам. Во Владимирском нефе размещалась великокняжеская
усыпальница, где были похоронены Ярослав Мудрый, Всеволод Ярославич, Ростислав
Всеволодович, Владимир Мономах и др. До наших дней сохранился только саркофаг
Ярослава Мудрого.
С 1934 г. архитектурный комплекс Собора Святой Софии объявлен государственным
архитектурно-историческим заповедником.
За свою уникальность Собор Святой Софии внесен в список мировых ценностей ЮНЕСКО.
|