Сохранившиеся белокаменные храмы Руси - наследие, оставленное нам предками.
Они вобрали в себя опыт и талант выдающихся русских людей, которые страстно
любили Россию. Через столетия дошли до наших дней рукотворные шедевры из камня-известняка.
Белый камень-известняк издревле был излюбленным камнем, применявшимся в строительстве
Руси. По велению князей московских и владимиро-суздальских из камня этого возводились
храмы и дворцы. Доступ к добыче белого камня был ограничен, но именно на территории
земель Владимиро-Суздальской, а позднее - Московской Руси находились залежи
известняка высочайшего качества.
На Европейской территории России известняки такого качества находятся в основном
на Среднерусской возвышенности: в долинах рек Москвы, Пахры, на Оке (в Московской
и Рязанской областях), по берегам притоков Клязьмы во Владимирской области,
на Онеге и Северной Двине в Архангельской области, по берегам Верхней Волги
в Тверской области, в Липецкой и Орловской областях.
Благодаря неоценимым свойствам известняка - однородной и пористой структуре,
лёгкости в обработке, высокой морозоустойчивости, камень этот ценился и ценится
зодчими всегда. Первый белокаменный храм, построенный во славу князей Бориса
и Глеба в селе Кидекша под Суздалем, стоит уже более 850 лет!
В селе Березовка Данковского района Липецкой области у центральной дороги
на Москву, стоит необыкновенной красоты храм Святого великомученика Дмитрия
Солунского. Благодаря построенному князем белокаменному кремлю (1366 г.)
Москва и стала называться Белокаменной. Князь Дмитрий считал, что благодаря
молитвам к своему святому небесному покровителю, он одержал ряд славных
побед, предопределивших все дальнейшее развитие России. Мы почитаем его
за победу над Золотой Ордой в Куликовской битве, духовно сплотившую славянские
народы и, как известно, ставшую первым общерусским национальным подвигом.
Храм построен в конце XIX века на средства крупнейшего мецената Ю. С.
Нечаева-Мальцева. Церковь состоит из двух ярусов, мощные своды нижнего
яруса выложены из огромных плит известняка.
Церковь Бориса и Глеба в Кидекше была, возможно, вотчиной князя. Здесь,
вдали от столицы и даже не на территории Суздаля, на берегу важной торговой
реки Нерли этот храм возвёл Юрий Долгорукий. Позже его сын Андрей Боголюбский
создал свою резиденцию также вдали от Владимира, но на берегу другой торговой
реки - Клязьмы. Церковь святых Бориса и Глеба внесена в список всемирного
наследия ЮНЕСКО. Это одно из самых древних белокаменных сооружений на
северо-востоке домонгольской Руси! Её история началась в 1152 году, когда
князь Юрий Долгорукий построил одноглавую белокаменную церковь в селе
Кидекша в честь своих сыновей Бориса и Глеба. Они царствовали во многих
городах Древней Руси: Белгороде, Турове, Кидекше, Киеве, Переяславле и
Курске. Борис похоронен в часовне при этой церкви.
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы (1690-1704) была построена в стиле
барокко, и, по мнению историков, к этому приложили руку итальянские архитекторы.
Однако их имена до сих пор остаются загадкой. Основание церкви имеет форму
равноконечного креста, со всех четырёх сторон к нему ведут лестницы, а
фундамент и стены украшены резьбой в виде виноградных лоз, раковин и ангелов.
Внутри церковь украшена ещё роскошнее. В строительстве использовали белый
камень-известняк, который возили с берегов Пахры.
Иоанно-Предтеченская церковь или Церковь Зачатия Иоанна Предтечи представляет
собой древнейший храм в Коломне. Храм расположен в районе бывшего села
Городище. Он был построен с 1307 по 1308 годы. В настоящее время ежедневно
здесь проходят богослужения. Топоним этого замечательного сооружения происходит
от древнего земляного городища (оно же городище) на левом берегу реки
Коломенки, но ко времени строительства церкви село Городище принадлежало
местному священнику. Нижняя часть храма (наиболее древняя) была выстроена
в начале XIV века. Несмотря на значительную перестройку, нижние стены
церкви - из потёртого известняка - свидетельствуют о ранних стадиях восстановления
каменной архитектуры после катастрофического монгольского нашествия.
По преданию, церковь в Епифани возведена на месте, где возвращавшиеся
после битвы ратники не могли тронуть с места своих лошадей — им пришлось
разобрать свои повозки, которые достались в качестве трофеев после бегства
врагов-литовцев. На одной из повозок ратники нашли чудную икону с образом
Николая Чудотворца. И порешили: на месте этом заложить храм в честь образа
Святителя. Начали строить храм только в 1810 году, а окончательно он был
построен и освящён в 1850 году. Величественный, не покорённый временем,
стоит он и по сей день. Помпезная, необычная архитектура храма, несмотря
на небольшие его размеры, напоминает Исаакиевский собор. Колонны, выполненные
из красного обожжённого кирпича, в кладке перевязаны каменными поясами,
основание колонн — базы, также из белого известняка.
В 1222 году один из сыновей Всеволода, Юрий, разрушил старый кирпичный собор
и возвёл великолепный новый храм
из известняка, посвящённый Рождеству Богородицы. Фасад был украшен декоративной
резьбой по камню, которая является отличительной чертой каменных церквей, построенных
во Владимирской области в конце XII века. Резной орнамент включает колонны аркады,
а также львов и женские маски (подразумевающие священный образ Девы Марии),
которые украшают собор по углам и вдоль фасадов. Необычной особенностью Суздальского
собора является богатое изображение религиозных изображений на поверхности больших
"золотых" дверей западного портала и на более поздней паре дверей в южном портале.
Завершённый в 1158 году князем Андреем Боголюбским (?-1174), Успенский
собор был перестроен в более крупном и сложном виде во время правления
его сводного брата Всеволода III (1154-1212). При реконструкции Успенского
собора в 1185-1190 годах строители Всеволода разобрали пристроенные галереи,
но сохранили гладкие известняковые стены первоначального строения в качестве
ядра перестроенного собора, окружённого с трех сторон новыми нефами. Собор
был увенчан четырьмя второстепенными куполами, расположенными по диагонали
к главному куполу. Получившееся грандиозное сооружение соответствовало
вытянутому плану с большим центральным куполом, типичным для главных святынь
Новгорода, таких как собор Святой Софии, построенный почти 150 годами
ранее.
Недалеко от набережной Онеги Каргополя находится старейший и важнейший
архитектурный памятник города - Христорождественский собор, строительство
которого было начато в 1552 году и завершено 10 годами позже. Одной из
его отличительных особенностей является широкое использование местного
известняка для основной конструкции. По сути, дизайн собора, вероятно,
заимствован из Новгорода, который сохранил большое влияние на основную
церковную архитектуру севера в XVI веке. Основной план состоит из помещения
на первом этаже, в котором находились фундаментные своды сооружения и
было три алтаря для богослужений в течение долгих зим. Парящее верхнее
сооружение использовалось для богослужений в летнее время.