Церкви
Владимира > Успенский Собор
Успенский Собор Владимира
Крепость Владимир была
основана в 1108 году на реке
Клязьма Владимиром Мономахом, который правил как великий князь в Киеве с
1113 по 1125 год. Во время его княжения Владимир и окрестные поселения стали
центром политической и экономической власти на землях восточных славян. При
потомках Мономаха, во второй половине XII века, Владимирское княжество стала
свидетелем развития строительства храмов из известняка, который тогда называли
белый камень.
Самым важным из тогдашних храмов был собор Успения Пресвятой Богородицы (Успенский
собор), построенный в 1158 году князем Андреем Боголюбским. План Успенского
собора соответствовал вытянутому плану с куполом в центре, типичному для больших
церквей Киева и Новгорода того же периода. На каменных фасадах было несколько
резных изображений с высоким рельефом.
Собор был увенчан четырьмя второстепенными куполами, расположенными по диагонали
к главному куполу. Получившееся грандиозное сооружение соответствовало вытянутому
плану с большим центральным куполом, типичным для главных святынь Новгорода,
таких как собор
Святой Софии, построенный почти 150 годами ранее. Несмотря на то, что оба
собора построены из разных материалов, они демонстрируют важное сходство в адаптации
византийских традиций к территории раннесредневековой Руси (так собирательно
назывались земли восточных славян).
Источник такой квалифицированной технической работы остаётся неясным. Лаврентьевская
летопись упоминает о привлечении мастеров «из всех земель», и есть
более поздние упоминания о «немцах» — термине, широко используемом
для обозначения иностранцев. Было высказано предположение, что ремесленники
были посланы к Боголюбскому Фридрихом Барбароссой. Если некоторые черты владимирских
церквей, такие как порталы и декоративная каменная кладка, предполагают присутствие
западного романского стиля, то основной план остался в традициях византийской
церковной архитектуры, адаптированной в раннесредневековой Руси.
Вскоре Успенский собор был перестроен в более сложном виде во время правления
сводного брата Андрея Боголюбского Всеволода III (Юревича). Толчком к расширению
послужил пожар в 1185 году, уничтоживший большую часть Владимира и серьёзно
повредивший Успенский собор.
При перестройке собора (1185-90) строители Всеволода разобрали пристроенные
галереи, но сохранили стены первоначального сооружения, ослабленные пожаром,
в качестве ядра нового собора. Пространство было расширено за счёт добавления
проходов с северной, западной и южной сторон. Стены пристройки были подняты
на два этажа, но не на всю высоту первоначального сооружения. Таким образом,
в перестроенном сооружении было гениально определено соотношение между старым
и новым.
Собор был увенчан четырьмя второстепенными куполами, расположенными по диагонали
к главному куполу. Новые фасады были отмечены на среднем уровне аркадным фризом
с элементами резного орнамента. Часть декоративной каменной кладки на северной
и южной стенах была перенесена из первоначального собора. Новый Успенский собор
Владимира послужил образцом для возрождения архитектуры в Московии в конце XV
века - в частности, для Успенского
собора (1470-е годы) в центре Московского
Кремля.
Менее чем через полвека после завершения строительства Успенского собора Владимирское
княжество было разгромлено монгольским нашествием на Русь. В конце февраля 1238
года город был захвачен и разграблен с большими человеческими жертвами. Тогдашний
великий князь, сын Всеволода Юрий, был убит несколько дней спустя в последней
битве горожан с монгольскими войсками. Когда жена князя Агафья вместе с другими
членами семьи попыталась спастись в соборе, монголы притащили бревна к толстым
стенам храма и подожгли, и все русские внутри задохнулись. Несмотря на эти трагические
события, сам Успенский собор уцелел.
Владимир снова был разграблен во время крупного монгольского набега в 1408
году, во время которого собор был разграблен и повреждён.
Позднее для обновления интерьера собора были привлечены два известных художника
- Андрей Рублёв и Даниил Черный. Сохранившиеся фрески Рублёва расположены в
западной части собора и изображают Страшный суд. Хотя иконостас был переделан
в стиле барокко в конце XVIII века, некоторые иконы Рублёва сохранились и сейчас
находятся в коллекции Московской Третьяковской
галереи.
Во время визита во Владимир в 1767 году Екатерина посетила Успенский собор
и лично поддержала его реконструкцию, включая создание роскошной иконописной
ширмы, упомянутой выше. Несмотря на благие намерения, изменения, произошедшие
в это и последующие десятилетия, оказали влияние на внешний вид собора.
В 1785-90 годах территория вдоль обрыва к востоку от Успенского собора была
отдана под строительство зданий губернской администрации. Спроектированное в
неоклассическом стиле, популярном во времена правления Екатерины Великой, длинное
3-этажное здание подверглось критике как диссонирующий элемент, расположенный
между средневековым Успенским собором и дворцовой церковью Всеволода, посвященной
святому Димитрию. Тем не менее, прочно построенное сооружение устояло и является
административным зданием до наших дней.
В 1810 году чуть севернее была возведена большая колокольня, а в 1862 году
Николас Артлебен спроектировал церковь, посвящённую Святому Георгию. Храм был
построен в готическом стиле, а строили его для того, чтобы заполнить пространство
между колокольней и северным фасадом собора. Эти дополнения создали новый взгляд
на ансамбль с севера, обращённый к главной улице города (Московской улице).
Всесторонние, продуманные реставрационные работы в 1880-х годах устранили
большинство искажений, допущенных в предыдущем столетии, и открыли большую часть
фресок Андрея Рублёва. Еще один длительный этап реставрации завершился в начале
1980-х годов.
В 1992 году Успенский собор был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Ответственность за этот грандиозный культурно-исторический памятник в настоящее
время разделена между Владимиро-Суздальским музеем-заповедником и Владимирской
епархией, для которой он служит главным кафедральным собором.
|