Старейшим сохранившимся и наиболее внушительным памятником в Великом Новгороде
является собор Святой Софии (Божественной Премудрости), построенный между 1045
и 1050 годами и расположенный в новгородском
кремле на западном берегу реки
Волхов. Собор был построен по заказу Владимира Ярославича, князя Новгородского,
а также его отца, великого князя Ярослава Мудрого, и архиепископа Новгородского
Луки.
Великий Новгород строился в основном из дерева вплоть до 20-го века, несмотря
на его знаменитые каменные церкви и соборы 11-19 веков. Средневековые хроники
содержат редкие упоминания о больших деревянных церквях в Новгороде, таких как
самая ранняя городская святыня - Софийский собор - по-видимому, дубовое
сооружение конца 10 века с тринадцатью “вершинами” или куполами.
Вполне уместно, что Ярослав, чей собственный Софийский
собор в Киеве в это время вступал в завершающую фазу строительства, должен
был сыграть определенную роль в создании новгородской Святой Софии. Новгород
был основой его власти во времена правления его отца - великого князя киевского
Владимира. Построив большие каменные соборы как в Киеве, так и в Новгороде,
Ярослав отдал дань уважения одной из самых священных тайн Православной церкви
и установил символическую связь между двумя главными городами своего царства
и Константинополем.
Кроме того, участие Ярослава было бы необходимо с практической точки зрения.
Каменное строительство было редкостью в Новгороде до середины XI века, и собор
такого размера и сложности мог быть построен только под руководством опытных
строителей.
Они применили метод укладки блоков местного шероховатого серого известняка
в раствор из толчёного кирпича и извести, который придал розовый оттенок фасадам
с грубой текстурой. Узкий плинтитовый кирпич (богатая железом, бедная гумусом
смесь глины с кварцем и другими минералами) использовался для внутренних арок
и сводов, а также для других сегментов, которые требовали точности конструкции.
Лепнина сначала применялась только в интерьере, который затем был покрыт фресками,
написанными местными и зарубежными мастерами из Греции и с Балкан.
Снаружи стены собора выглядели очень текстурированными даже после облицовки
строительным раствором, чтобы уменьшить неровности поверхности. Самое раннее
упоминание о нанесении побелки на стены встречается в Новгородской летописи
под 1151 годом.
Новгородский собор Святой Софии включал в себя закрытые галереи, пристроенные
к северному, западному и южному фасадам. Первоначально планировавшиеся как одноэтажные,
галереи превратились во время строительства Новгородского собора в неотъемлемую
часть сооружения на обоих уровнях. Северная и южная галереи содержат часовни
на первом этаже, в то время как западная галерея включает в себя круглую лестничную
башню, которая ведёт на верхние уровни галереи, включая галерею хоров в главном
здании.
На фасаде над западным порталом изображены фрагменты средневековой фрески,
изображающей ветхозаветную Троицу. Сам портал содержит бронзовые магдебургские
или Сигтунские двери, изготовленные в Магдебурге в 1050-х годах и вывезенные
в качестве добычи из варяжской крепости Сигтуны
новгородскими разбойниками в 1117 году.
Кульминационной точкой Новгородского Софийского собора является ансамбль куполов,
первоначальная форма которых имела меньшую высоту, чем существующие сейчас шлемовидные
купола. Купол над центральным переходом преобладает по высоте и диаметру, однако
четыре вспомогательных купола расположены так близко, что кажутся частью одного
идеально продуманного целого. Сам храм обеспечивает визуальную основу для куполов
благодаря отсутствию декоративной отделки поверхности и резко очерченной линии
крыши с остроконечными и арочными фронтонами (закомарами).
Собор был окружён закрытыми галереями, пристроенными к северному, западному
и южному фасадам. Первоначально планировавшиеся как одноэтажные, галереи превратились
в неотъемлемую часть здания на обоих уровнях. В северной и южной галереях на
первом этаже расположены часовни, в то время как в западной галерее есть лестничная
башня, ведущая на верхние галереи. Акцент на высоте сохраняется и в интерьере,
где опоры главных проходов поднимаются непосредственно к сводчатым потолкам.
Новгородские летописи указывают, что интерьер Софийского собора был расписан
фресками, которые писали несколько десятилетий.
Согласно Третьей Новгородской летописи, вскоре после завершения строительства
«иконописцы из Царьграда (Константинополя)» написали лик Иисуса Христа
с поднятой в благословении рукой (вероятно, изображение Пантократора в центральном
куполе) и другие изображения Спасителя. Были обнаружены фрагменты работ 11-го
века - в том числе картины в полный рост, изображающие императора Константина
и его мать Елену, а также фрески начала 12–го века.
Большая часть оригинальной росписи интерьера исчезла в результате многовековых
реставраций (нынешние фрески датируются главным образом 19 веком).
В Новгородском Софийском соборе отсутствовала сложная мозаика, характерная
для крупных церквей Киева до середины XII века, однако на полу и в алтарном
пространстве была декоративная мозаика.
Софийский собор окружён множеством исторических памятников, среди которых
массивный фронтон соборной колокольни (15-18 века), башня с часами (сейчас датируется
1670-ми годами) и покои архиепископа, также известные как Грановитые палаты,
первоначально построенные в 1430–х годах и существенно перестроенные в 19 веке.
Лицом к Софийскому собору на юге находится гигантский колокольный памятник
«Тысячелетие Руси». Памятник, созданный по проекту скульптора Михаила
Микешина и других авторов, был открыт в 1862 году в честь тысячелетия основания
династической власти в Древней Руси.