Недалеко от Великого
Новгорода расположен один из уникальных памятников российского зодчества
- комплекс памятников, объединённый под общим названием музей-заповедник "Витославлицы".
В музее под открытым
небом собраны архитектурные объекты, красноречиво говорящие о высоком уровне
развития старинного зодчества в России.
Название музея происходит от одноименного села, существовавшего здесь в период
в 12-18 вв. Последними жителями села были графиня Орлова с семьёй и свитой,
поселившиеся здесь вначале 18-го века. Сегодня рядом с музеем расположен Свято-Юрьев
мужской монастырь.
Расположенный в старинном поместье, окружённом берёзовыми и сосновыми рощами,
музей деревянного зодчества «Витославлицы» раскрывает дополнительный
компонент традиционной народной культуры. Витославлицы - один из самых популярных
музеев под открытым небом в России. Впечатляющее разнообразие сооружений варьируется
от небольших часовен до больших церквей, а также домов с экспозициями старинной
мебели и традиционных ремёсел.
Музей на месте бывшей монастырской слободы был основан в 1964 году, а официальное
его открытие состоялось спустя три года. С целью сохранения старинных архитектурных
памятников сюда везли старые здания из новгородских сел и погостов. Первым экспонатом
стала деревянную церковь Успения Богоматери, построенная в конце 16-го века
и привезённая сюда из деревни Курицко.
Хотя
церковь Тихвинской иконы в Торжке является наиболее впечатляющим сохранившимся
воплощением восьмиугольной бревенчатой башни, среди деревянных церквей, собранных
в музее «Витославлицы», есть еще один примечательный пример многоярусной
святыни. Основанный не позднее середины IX века, Новгород был одним из определяющих
центров средневековой русской культуры и торговли, а великий Софийский
собор был построен в середине XI века. Действительно, сам Новгород строился
в основном из дерева вплоть до 20-го века, несмотря на его знаменитые каменные
церкви и соборы 11-19 веков. Средневековые хроники содержат редкие упоминания
о больших деревянных церквях в Новгороде, таких как самая ранняя городская святыня,
посвящённая Святой Софии, - по-видимому, дубовое сооружение конца 10 века с
тринадцатью “вершинами” или куполами.
Из обширных археологических и исторических данных очевидно, что дерево использовалось
практически для всех типов сооружений в Новгороде. Благодаря тому, что русские
населяли обширную лесную зону, они в полной мере осознавали силу дерева, которое
они применяли при строительстве церквей, жилищ и укреплений.
Парк Витославлицы служит энциклопедией разнообразия русских деревянных церквей.
Обработанные более тщательно, чем дома, эти сооружения могли бы прослужить столетия,
если бы своевременно заменяли гниющие бревна и поддерживали крышу в надлежащем
состоянии. Среди множества бревенчатых церквей музея самые ранние образцы датируются
16 веком.
Более сложные церкви имели галереи на приподнятых крыльцах и были украшены
резными торцевыми досками, защищавшими балки крыши. Аналогичные декоративные
элементы можно найти и на более крупных крестьянских домах.
Самый простой тип деревянной церкви, проиллюстрированный в Витославлицах церковью
Успения Пресвятой Богородицы из деревни Никулино (1599), которая
напоминает крестьянский дом с его скатной крышей и прямоугольными элементами.
План здания линейный по оси восток-запад, с основной частью для богослужений
и меньшей частью на западе, которая служила вестибюлем. Апсида с алтарём, обращённая
на восток, как того требует русская православная практика. В некоторых примерах
к западной части вестибюля была пристроена колокольня.
Этот линейный план мог бы быть дополнен крышей с двумя плоскостями над основным
сооружением, чтобы лучше защитить стены от влаги, как в церкви Святого
Николая из деревни Тухолии (17 век). Еще более сложные примеры демонстрируют
многочисленные фронтоны с декоративной резьбой, такие как церковь Святого
Николая из деревни Мякишево, построенная во второй половине XVII века).
Их крутые крыши, спроектированные для защиты от снега, радуют глаз не только
обывателей, но и профессиональных архитекторов.
Самый смелый конструктивный подход был применён при проектировании башенных
храмов. Их основная структура восходит серией восьмиугольных ярусов над основной
частью здания, и этот подход великолепно иллюстрирует церковь Святого
Николая из деревни Высокий остров(1757). В отличие от Торжокской церкви
с её небольшим притвором, башня Свято-Никольской церкви расположена в восточном
конце более крупного притвора “трапезной”, что создаёт линейный план. Если смотреть
с востока, дизайн напоминает форму пагоды.
Альтернативный подход к вертикальной форме продемонстрирован в деревянной церкви
“шатрового” типа, названной так из-за формы её высокой центральной башни (по-русски
шатёр). Здесь линейное расположение заменено централизованным планом, квадратное
основание которого поддерживает восьмигранник, увенчанный парящей восьмигранной
“шатровой” башней, проиллюстрированной в церкви Успения Пресвятой Богородицы
из деревни Курицко (1595).
Более сложные вариации “шатровой” башни демонстрируют крестообразный план
с боковыми куполами, как показано на примере церкви Рождества Богородицы
из деревни Передки - первоначально монастырского сооружения, впервые
упомянутого в 1539 году. Церковь из Передков (высотой около 30 метров) имеет
галерею, приподнятую над самыми высокими снежными заносами с помощью системы
выступающих брёвен - дизайн, который показывает, как органично сочетались эстетика
и функциональность в бревенчатых церквях.
В парке Витославлицы также есть образцы бревенчатых домов и амбаров. Скромные
по размерам, эти избы сочетают в себе художественность дизайна с экономичностью
функционала. Центром крестьянского бревенчатого дома была большая русская печь,
используемая не только для приготовления пищи, но и для обогрева основного жилого
помещения во время долгих зим.
В центральной части России дом, как правило, являлся основным компонентом двора,
обнесённого сплошным забором и содержащего сараи для животных и сельскохозяйственного
инвентаря. В условиях более сурового климата крайнего севера эти подразделения
были объединены в единую самодостаточную структуру. Витославлицы отображают
оба типа. Во-втором случае хозяйственные инструменты и животные содержались
на первом этаже здания, а крестьяне жили на втором.
Какой бы ни была форма деревянных конструкций, в методах строительства использовались
навыки поколений и знания свойств древесины. Бревна традиционно рубили поздней
осенью после того, как затвердело последнее кольцо дерева - обычно сосны, иногда
ели - и оставляли их на земле до начала строительного сезона поздней весной.
Затем бревна доставлялись на строительную площадку, где их обтёсывали, надрезали
и, в некоторых случаях, ровняли.
Хотя в современную эпоху технологии строительства эволюционировали, дерево
по-прежнему используется для строительства домов и церквей по всей России. Музей
в Витославлицах играет важную роль в сохранении корней этих древних традиций.
Другие памятники архитектуры:
Изба Марии Екимовой из деревни Рышево;
Клетская Троицкая церковь 17-го века из Реконьской пустыни;
Лодощинская деревянная мельница 20-го века;
Кроме архитектурных памятников, Витославлицы знамениты тематическими фестивалями
и праздниками в лучших традициях царской России. Здесь празднуется разудалая
Масленица и Рождество, Пасха и День любви, семьи и верности. Гости музея могут
посетить обнаруженные археологами остатки древнего селища, датированные 12-м
столетием. Экскурсии по Витославлицам - отличный способ узнать больше
об истории России и культуре страны.
В последние годы в музее частыми гостями являются свадебные церемонии. И дело
не только в красивых декорациях для свадебных фото. Для молодожёнов предлагаются
интерактивные программы, в ходе которых они на своём примере узнают, как раньше
сватали, выкупали, садились за праздничный стол, что было на свадебном столе,
какие обязанности и права появлялись у молодых, где для молодых устраивали спальню,
как отмечали второй день и т. д. Интерес к этим программам огромный, что, конечно
же, не может радовать, так как знакомство с обычаями и культурой наших предков,
конечно же, воспитывает и укрепляет в молодых людях любовь к Родине и патриотизм.