Поселение Валдай
впервые появилось в исторических записях в конце 15 века как Валдайского селища.
Значительный прогресс в судьбе деревни произошёл в начале 1650-х годов, когда
недавно назначенный глава Русской церкви патриарх Никон (1605-81) сообщил царю
Алексею Михайловичу о своём желании основать монастырь на острове в озере Валдай.
Никон осознал красоту этого региона, когда служил митрополитом Новгородской
епархии в 1649-1652 годах. С одобрения царя и при финансовой поддержке в 1653
году начались работы по строительству монастыря.
Никон посвятил новый монастырь Иверской иконе Божией Матери - одной из самых
почитаемых чудотворных православных икон, которая, по мнению благочестивых верующих,
была написана апостолом Лукой и хранится в монастыре Ивирон в комплексе монастырей
на горе Афон в Греции.
Развитие Иверского Святоозерского монастыря ускорилось в 1655 году с переводом
большой группы монахов из Богоявленского Кутеинского монастыря, расположенного
в Орше Витебской области на территории современной Беларуси. С собой они привезли
печатный станок, а также знания о западной церковной культуре, которая развита
в католических монастырях Витебской области.
Среди белорусов были высококвалифицированные гончары, которые усовершенствовали
технику изготовления полихромного фаянса в керамической мастерской, которую
Никон построил для Валдайского монастыря.
Их работы оказали большое влияние на развитие богатого керамического декора
русской церковной архитектуры конца XVII века, особенно в рамках другого крупного
проекта, спонсируемого Никоном, - собора Воскресенского
Новоиерусалимского монастыря на реке Истре под Москвой.
В 1653 году по проекту мастера-строителя Аверкия Мокеева началось строительство
главного храма Валдайского монастыря - кирпичного собора Иверской Божией
Матери, некоторые черты которого перекликались с храмом Гроба Господня
в Иерусалиме. Собор был освящён в 1656
году. Посвящением своего монастыря, а также формой его центральной церкви Никон
почтил память двух самых священных мест православного христианства - Иерусалима
и горы Афон.
Вторым крупным сооружением в монастыре был Богоявленский собор,
построенный Мокеевым в 1657-58 годах. Рядом с собором была пристроена большая
трапезная.
Никон, однако, не видел расцвета Иверского монастыря. Его властный характер
привёл его к конфликту с царём в 1666 году, и он был сослан на север.
В середине 18 века собор был надстроен вторым этажом и алтарём, посвящённым
Сошествию Святого Духа.
Среди других церквей монастыря - церковь Якова Боровичского,
построенная в 1702 году для мощей новгородского подвижника XVI века и “юродивого
во Христе”, память которого почиталась Никоном.
Над главными воротами внешней западной стены находится церковь митрополита
Московского Филиппа (1674), принявшего мученическую смерть во время
правления Ивана Грозного. В монастыре есть вторые внутренние ворота, которые
выходят во двор собора. Над ними возвышается внушительная церковь Архангела
Михаила (1685).
Масштабная строительная кампания в 1680-х годах добавила высокую колокольню,
пристроенную к резиденции настоятеля.
В середине 18 века монастырь еще больше расширился - были построены массивные
кирпичные стены и башни.
После русской революции монастырь просуществовал несколько лет как сельскохозяйственная
коммуна, но окончательно был закрыт в 1927 году из-за утраты своей самой священной
иконы. Здания использовались для различных целей, в том числе и как музей.
В позднесоветский период его привлекательное расположение (на небольшом острове
посреди Валдайского острова) сделало обитель туристической базой, но отсутствие
технического обслуживания привело к неуклонному упадку.
Возвращённый Православной церкви в 1991 году, монастырь подвергся длительной
реставрации. Сейчас обитель служит примером русской монашеской жизни - именно
так, как первоначально задумывал Никон.
Главная монастырская церковь - Успенский собор - был отремонтирован снаружи
и внутри, включая его фрески. Впервые в своей истории вместительные медные купола
были покрыты сусальным золотом.