Архитектура Москвы >
Стили
Стили архитектуры Москвы
Столица России Москва известна как город контрастов. Столетия хаотичного строительства
наложили отпечаток на его внешний вид. Вот почему сегодня вы найдёте архитектурные
стили императорской России, советскую архитектуру и постперестроечные эксперименты
в одном и том же городском квартале.
Предлагаем вашему внимание 11 стилей архитектуры современной Москвы.
Русская средневековая архитектура
Старейшими сохранившимися зданиями Москвы являются знаменитый собор Василия
Блаженного, кремлёвские соборы и собор Андроникова монастыря 15 века, в котором
до сих пор сохранились оригинальные фрагменты фресок известного иконописца Андрея
Рублёва. Допетровская Россия также оставила нам несколько каменных палат.
Стиль барокко
С приходом на российский престол Петра Великого в Россию проникло сильное
западное влияние, в том числе и в архитектуре. Стиль европейского барокко слился
с русским узорочьем, породив уникальный стиль московского барокко, который сегодня
можно увидеть во многих церквях Москвы и её окрестностей, где знатные семьи
строили церкви для себя.
- Центральный
дом культуры железнодорожников
- Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях (1690-1694)
- Архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря (конец 18 века)
- Церковь Святой Троицы в Троице-Лыково (1698-1703)
Готическая архитектура
После того, как стиль барокко изжил себя, поскольку он отличается чрезмерным
количеством декоративных элементов, архитекторы в России начали экспериментировать
с готическим стилем. Стрельчатые арки и устремлённые ввысь шпили изначально
были чужды русскому глазу, но в конце концов они вошли в моду и нашли своё применение
даже в архитектуре православных храмов.
- Царицыно (18 век)
- Кафедральный собор Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии (1901-1911)
- Особняк Морозовой (1893-1898)
Неорусский стиль
После полутора веков любви России ко всему европейскому при императоре Александре
III в конце 19 века стало модно обращаться за вдохновением к родным корням страны.
Одним из самых ярких примеров неорусского стиля является храм Спаса-на-Крови
в Санкт-Петербурге, который напоминает собор
Василия Блаженного в Москве. Император лично одобрил архитектурный проект
этого собора. В Москве было построено много домов, которые больше походили на
терема. На Красной площади было возведено новое стилизованное здание для экспозиции
бесценных национальных сокровищ Государственного исторического музея, которое
присоединилось к ансамблю средневековых зданий.
Ар-нуво
Асимметричные композиции, растительные орнаменты, мозаичные панно и обращение
к прошлому России – все это было характерно для развития русского модерна -
одного из самых необычных архитектурных стилей, который был популярен в конце
19-го и начале 20-го веков. Богатым купцам и ценителям искусства было предложено
строить для себя особняки в стиле модерн; одним из главных архитекторов модерна
в Москве был Фёдор Шехтель, который построил знаменитый особняк Рябушинского
и «пряничный» Ярославский вокзал.
Советский
конструктивизм
В 20-е годы были и другие течения, кроме конструктивизма, представлявшие архитектурный
авангард, в их числе рационализм (или формализм), возглавляемый Н.А. Ладовским.
Были и мастера, стоявшие особняком и не примыкавшие ни к одному из организационно
оформленных течений в архитектуре. Продолжали трудиться и те зодчие, что тяготели
к старым, привычным, «наработанным» формам. Однако именно конструктивизм,
оставивший значительный след в реальной архитектурно-строительной практике,
в сознании многих олицетворяет собой 20-е годы. Как раз поэтому мы остановились
на нем так подробно. Пока кипели страсти вокруг Дворца труда, в Москве началось
проектирование, а затем и строительство Всероссийской сельскохозяйственной и
кустарно-промышленной выставки с иностранным отделом.
Авангард
В начале 1920-х годов, после разрушений гражданской войны, советские власти
отдали приоритет архитектуре авангарда, когда речь зашла о восстановлении Москвы.
Советскую столицу украшали экспериментальные здания с минимальным декором, однако
они имели хорошо продуманную, практичную конструкцию с большими окнами. Конструктивизм
стал ведущим направлением советского авангарда в архитектуре; лидерами этого
движения были архитекторы Константин Мельников, Алексей Щусев и братья Веснины.
Советский ар-деко (постконструктивизм)
После того как конструктивистские эксперименты с формами и пространствами
закончились, советские архитекторы черпали вдохновение в принципах классицизма,
который больше пришёлся по вкусу Сталину. Этот постконструктивизм стал основой
для советской интерпретации стиля ар-деко, в котором, например, в 1920-х годах
были построены небоскрёбы Нью-Йорка. Его отличают монументализм, колонны, украшения
в виде гербов, барельефов и скульптур, а также строгость форм и сочетание бетона
и металла.
Сталинский ампир
По мере развития 1930-х годов советская архитектура трансформировалась в стиль,
который искусствоведы называют сталинским ампиром. Это было особенно заметно
в эпоху после Второй мировой войны. Это был уже не классицизм, а, скорее, помпезный
и торжествующий стиль победоносной империи. Этот архитектурный стиль характеризуется
колоннами, портиками, идеальной симметрией, завитушками, лепниной, скульптурами,
эркерными окнами и декоративными карнизами, а также пятиконечными звёздами и
советскими гербами. Таким образом были построены как жилые, так и грандиозные
общественные здания, такие как Московский речной вокзал. Сталинские высотки
с устремлёнными ввысь шпилями стали апофеозом этого стиля. Подробнее о стиле
сталинский ампир читайте здесь.
- Сталинские
высотки
- Московский государственный университет (1949-1953)
- Центральный павильон ВДНХ (1951-1954)
- Северный речной вокзал (1933-1937)
Брутализм
После Сталина началась идеологическая борьба против архитектурных излишеств,
и почти на два десятилетия стандартизированные жилые хрущёвки стали обычным
явлением в стране. Однако в 1970-е годы, когда страна стала богаче и у неё появилось
больше возможностей, власти захотели еще раз продемонстрировать мощь советского
народа. Таким образом, появились монолитные здания, состоящие из массивных бетонных
форм без отделки; они поражали своими колоссальными размерами и нетрадиционными
формами. Например, там был «самый уродливый» дом в Москве «Лежачий
небоскрёб» на Тульской и «дом-корабль», который был построен
для работников атомной промышленности (основная идея заключалась в том, что
он должен был напоминать ядерный реактор). Также там было зловещее здание Московского
онкологического диспансера. Даже Останкинская телебашня, похожая на космическую
ракету, стоит на массивном бетонном фундаменте и придерживается этого стиля.
- Онкологический диспансер им. Н.Н. Блохина (1972-1976)
- Дом авиаторов (1973-1978)
- Дом-корабль (1972-1986)
- Останкинская телебашня (1960-1967)
Постмодернизм
1990–е годы были сложными временами для страны - их называют «дикими»,
потому что после распада СССР наступила новая эра рыночной экономики. Это была
эпоха ‘новых русских’ и организованной преступности. Однако вместе с этим появилось
и гораздо больше свободы. Бывшие советские люди теперь открыли для себя все
западное, и они отправились в путешествие, чтобы обрести своё собственное чувство
стиля и вкуса. Это был период часто катастрофических архитектурных экспериментов.
При мэре Юрии Лужкове, который управлял Москвой долгие годы, появилось множество
зданий, которые сегодня входят в списки самых безвкусных. Архитектурные эксперименты
1990-х годов были попыткой создать новый стиль с использованием стекла, металлических
конструкций и хай-тека. Тем не менее, они черпали вдохновение в архитектурных
стилях прошлого – ар-нуво, ар-деко и других эклектичных стилях.
- Торговый центр «Наутилус»
- Дом-яйцо
- Дом музыки (2002)
|