Богатство старинного архангельского центра добычи соли - Сольвычегодска
- нашло отражение прежде всего в двух памятниках, построенных Строгановыми:
соборах Благовещения Пресвятой Богородицы (1560-84) и богато украшенном соборе
Сретения Господня (1688-93).
Патриарх династии Аника (Иоанникий) Строганов (1497-1570) положил начало щедрому
строгановскому меценатству искусств. Его величайшим вкладом является Благовещенский
собор, строительство которого было начато в 1560 году, завершено в начале 1570-х
и освящено в 1584 году.
Своеобразный дизайн собора имеет всего два внутренних простенка, но в нем
представлены пять куполов, обычных для больших храмов 16 века. Первоначально
сооружение завершалось арочными фронтонами, очертания которых до сих пор видны
под четырёхскатной крышей 18 века. В 1819-26 годах колокольня в северо-западном
углу была перестроена в крупногабаритную неоклассическую форму.
Летом 1600 года внутренние стены Благовещенского собора были расписаны фресками,
изображающими чудеса Иисуса Христа и жизнь Марии. Впоследствии фрески были "отреставрированы" в 18-м и 19-м веках - в особенности после разрушительного пожара в 1819 году.
Даже в своём более позднем виде фрески производят необычайное впечатление.
Реставрационные работы, продолжающиеся с 1970-х годов, позволили обнаружить
под слоем краски яркие оригинальные фрески Страшного суда на западной стене.
Ряд замечательных фресок также сохранился в апсиде, где находится главный алтарь.
Центральным элементом Благовещенского собора является высокая пятиярусная
иконостасная ширма, впервые установленная в конце 1570-х годов. Её нынешний
вид датируется 1690-ми годами, хотя позолоченные Царские врата, ведущие к алтарю,
были подарены храму Строгановыми в начале XVII века.