Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный
музей-заповедник открыт в 1876 г. С 1900 г. располагается в Поганкиных палатах
- каменной постройке 70-80-х гг. XVII в., принадлежавшей псковскому купцу Сергею
Ивановичу Поганкину. Основу коллекции музея составили археологические предметы,
рукописные и старопечатные памятники, иконы и серебро из псковских церквей и
монастырей. В годы Второй мировой войны часть коллекций была утрачена. В 1986
г. музей стал Псковским государственным объединенным историко-архитектурным
и художественным музеем-заповедником. Имеет 14 филиалов в 10 районах области
и архитектурные памятники города и области, в т.ч. музеи-усадьбы
Римского-Корсакова, Мусоргского,
Ковалевской, мемориальные квартиры академика Виноградова, архитектора Спегальского,
храмы с фресками XIV - XV вв., крепостные сооружения.
Много легенд связано с этим зданием и его старыми владельцами; свидетелями
большой, бурной жизни были суровые стены палат.
К сожалению, до сих нор нет единой точки зрения на время их постройки. Судя
по строительным приемам, использованным зодчими при возведении палат, компоновке
помещений, деталям архитектуры, дату постройки палат следовало бы отнести
к первой трети XVII века, однако, как полагают некоторые исследователи, они
были сооружены в 70—80-х годах XVII века.
Заказчик и первый владелец палат купец Сергей Поганкин занимал в Пскове высокие
посты, соответствовавшие его экономическому могуществу: он был головою денежного
двора, таможенным головою, головою кабацким. Он вел широкую торговлю льном,
кожей, салом, пенькой и другими товарами в самом Пскове, с городами Руси и
заграницей. Торговый размах Сергея Поганкина был внушителен. О нем можно судить
хотя бы по тому, что, как явствует из документальных записей, Поганкин за
два осенних дня 1671 года совершил, среди прочих, следующие торговые операции:
закупил па торге в Пскове, переработал и перепродал иноземным гостям 1321
пуд сала, продал 875 пудов псковского льна, 1878 пудов пеньки и 336 пудов
выделанной кожи. Десятки принадлежавших Поганкину лавок занимали самые удобные
места на псковском торге и в других частях города, около них стояли многочисленные
хранилища товаров.
Сам Сергей Поганкин был не только богатым, но и, очевидно, изворотливым, не
гнушавшимся «греховной» торговли, купцом. Однажды, например, был задержан его
большой обоз (около 60 саней) с контрабандным товаром, предназначавшимся для
заграницы. Может быть, здесь и надо искать корни неблагозвучного прозвища-фамилии
этого купца. По некоторым версиям, прозвание Поганкин его род получил после
наезда в Псков грозного
царя Ивана IV. Обобравший город царь потребовал от купцов денег, и один
из них — следует полагать, предок Сергея Поганкина - спросил царя, сколько ему
нужно. Изумленный царь якобы не удержался от возгласа: «Ах ты поганый! Да разве
ты уж так богат, что можешь дать столько, сколько я захочу?»
Торговлю с иноверными («погаными»), темные связи с разбойным людом, произвол
в отношении «молодших людей» и многие другие недобрые деяния, нелестные для
памяти Сергея Поганкина, донесли до нас старые предания.
В 1711 году умер последний представитель рода Григорий Юрьевич Поганкин,
и палаты и все имущество его согласно завещанию были переданы церкви. В 1747
году здание было приобретено казною. В палатах был устроен провиантский склад,
позже — пороховой. В 1900 году они были переданы Псковскому археологическому
обществу, а спустя два года, после первой реставрации, в них открыли Исторический
музей.
Снаружи Поганкины палаты выглядят крайне просто, здесь отсутствуют какие
бы то ни было украшения. Фасадные поверхности их голы; некрупные асимметрично
расположенные окна имеют ставневые ниши, «вбиравшие» в себя железные створки
закрытий.
Сохранившаяся каменная часть палат дошла до нашего времени с очень незначительными
изменениями; утерянными, по сути дела, оказались только два крыльца палат,
выходившие во двор, и верхние оконечности лестниц, связывавших каменные помещения
с деревянными хоромами, которые возвышались над плитяным корпусом по всей
длине здания.
Палаты сооружались с известным расчетом: Г-образная компоновка состроенных
воедино трех его зданий определялась назначением их. Самая большая, трехэтажная
каменная часть была жильем хозяина; двухэтажная, меньшей высоты, принадлежала
какому-то другому самостоятельному члену семьи; и, наконец, в одноэтажной,
вытянутой дальше по Музейному переулку, находились поварни.
В настоящее время в Поганкиных палатах размещены экспонаты Псковского историко-художественного
и архитектурного музея-заповедника, так что свободный доступ в них дает возможность
ознакомиться с внутренним устройством памятника архитектуры позднего псковского
средневековья.
Нынешнее стилизованной крыльцо имеет боковой исход и расположено на место
первоначального, однако древнее каменное крыльцо, сломанное в 1748 году, было
устроено «на отлете» с всходом, идущим перпендикулярно дворовому фасаду. Лестница
ведет во второй этаж, в просторные сени — большой сводчатый зал. Все остальные
помещения — их во втором этаже основной части палат шесть — также перекрыты
сводами и связаны между собой небольшими сводчатыми же проемами. К сеням примыкают
с боков два зала меньших размеров, служившие, очевидно, вспомогательными сенными
помещениями. В трех остальных залах, не уступающих размерами парадным сеням,
размещались клети и производственные помещения, о чем говорят особенности
их устройства: глубокие ниши в стенах для товаров, вмурованные в своды кольца,
внутристенная лестница, соединяющая левые помещения с подклетями, которыми
занят весь первый этаж.
В двухэтажной части здания во втором этаже располагались сени, клети и две
палаты — столовая и потешная, для развлечений. Все четыре зала перекрыты сводами.
Пройти в эту часть здания можно было и из помещений основной части Поганкиных
палат — лестничная клетка расположена в месте соединения корпусов. Из сеней
этого крыльца палат внутренняя лестница вела в деревянные этажи, где располагались
собственно жилые хоромы.
В третий, каменный этаж главной части палат ведет лестница, проходящая из
сеней нижележащего этажа частью в стене фасада, частью в междупалатной стене.
Стопы в этом месте имеют большую толщину — около двух метров. Сохранившиеся
дверные крюки указывают на то, что междуэтажная лестница имела три кованые
двери — по концам и в середине.
Четыре зала этого этажа, обширные, хорошо освещенные, служили столовыми и
потешными палатами отдельно женской (две левые) и мужской (две правые) половин
дома. Из небольших, расположенных посередине этажа, сеней лестница вела в
деревянный верх. Помещения третьего этажа перекрыты плоскими деревянными потолками,
тогда как и подклети и помещения второго этажа, как уже говорилось, имеют
сводчатые перекрытия.
Реконструированные изразцовые
печи, находящиеся ныне в палатах, могут дать представление о богатстве и
живописности интерьеров помещений. Печи, выложенные яркими рельефными изразцами,
стояли в каждом зале обоих домов, исключая сени и производственно-складские
помещения. Неотъемлемой принадлежностью палат были обширные, с фигурными ножками,
столы, пристенные резные лавки и замысловато украшенные киоты, сверкающие позолотой
рам, икон и лампад.
В бывшей поварне — одноэтажной восточной части здания — окна прорублены только
в сторону двора, туда же, естественно, обращен и вход. Два помещения поварни
соединены внутренними проемами. Над этой частью палат могли находиться деревянные
жилища слуг.
Богатые коллекции музея Поганкипых палат, содержащие многие ценные археологические
и этнографические находки ученых, редкие древние книги и рукописи, предметы
искусства, были разорены и разграблены фашистскими оккупантами во время Великой
Отечественной войны. Многие редчайшие экспонаты музея оказались утерянными
навсегда.
После изгнания захватчиков прекрасный памятник древнепсковской архитектуры,
находившийся в развалинах, был восстановлен.
Размещенная в палатах экспозиция исторического отдела музея раскрывает жизнь
Псковского края от периода неолита до наших дней. Среди экспонатов — много
предметов производства, быта и культуры псковичей XI—XII веков, изделия местных
мастеров кожевенного, гончарного, литейного дела.
В разделе, посвященном героическому боевому прошлому Псковской земли, выставлено
много предметов военного снаряжения, материалы, рассказывающие об оборонной
роли Пскова — северо-западного щита русских земель.
Среди экспонатов музея видное место занимают произведения древнерусского
искусства — живописи, скульптуры, прикладных видов.
Музей-заповедник проводит большую работу по выявлению новых ценностей старицы,
пополняет свои коллекции, расширяет экспозиции, готовит новые. Двери замечательного
памятника русского гражданского зодчества XVII века — Поганкиных палат — широко
раскрыты для посетителей.