Языки
Таджикистана > Памир
Памирские языки
Лингвистически язык орошори занимает промежуточное положение между языками
бартанги и сариколи, будучи несколько ближе к первому. В некоторых трактовках
орошори рассматриваются как территориальная подгруппа бартангов. Ближайшими
соседями орошори являются киргизы. Есть свидетельства взаимного лингвистического
влияния. Первые упоминания о языке и обычаях орошори относятся к 1914 году,
когда был опубликован отчёт лингвистов Р. Готье и И. Зарубина об экспедиции
на Памир. Более масштабных систематических исследований не последовало.
Таким образом, орошори являются наименее изученным народом Памира. Что касается
их языка, то появилось лишь несколько текстовых публикаций И. Зарубина (1927
и 1930). |
Язык рошани относится к подгруппе шугни-рошани памирской группы иранской
ветви индоевропейских языков, и диалекты этой подгруппы понимают речь
друг друга без каких-либо заметных трудностей. С другими носителями памирских
языков - язгулами, вахи, ишкашми - общение основано на таджикском в Таджикистане
и Афганистане и на уйгурском в Китае. Язык рошани существует только в
устной форме; текстовых примеров очень мало. Отношения между рошани и
бартанги сложны и способствуют плавному переходу от одного к другому в
общении. В 1916 году была опубликована короткая статья Р. Готиота, содержащая
слова бартанги и рошани. До этого рошани были известны в Европе только
по названию. Первый текстовый пример - сказка - появился в исследовании
У. Ленца. Рошани и бартанги формально близки к орошори в отличие от шугнанского
языка. |
Шугнанский язык вместе с языками рошани, хуфи, бартанги, орошори и сариколи
образует шугни-рошани памирских языков. Эти языки настолько близки друг
к другу, что взаимопонимание не представляет никаких трудностей. Носители
шугнанского языка составляют самую многочисленную группу среди этих языков,
и они являются крупнейшим ираноязычным меньшинством Памира, составляющим
более половины всех малых народов Памира. Первые опубликованные данные
о шугнанском языке появились в статье Р. Шоу "О шугнанцах (гальчах)".
Диалект" (Журнал Азиатского общества Бенгалии, том 46, 1877). На шугнанском
языке, включая диалекты баджуви и шахдар, также говорят за пределами бывших
советских республик в афганском Бадахшане. В 1930/31 году на основе латинского
алфавита была создана письменность шугнанцев.
|
Язгулямский язык относится к северной группе памирских языков, которые
входят в иранскую группу индоевропейской семьи языков. Помимо язгулямского,
к этой группе относятся другие языки шугни-рошани - языки шугни, рошани,
бартанги, орошори и хуфи с Западного Памира Таджикистана, а также язык
сариколи из Китая. Вполне вероятно, что ванджский язык, на котором когда-то
говорили в долине реки Вандж, но который ныне исчез, также принадлежал
к той же языковой группе. Долина Язгулям практически недоступна. К ней
можно приблизиться только в том месте, где река Язгулем впадает в Пяндж.
Из-за их уединённости европейцы долгое время ничего не знали о язгулямцах.
Впервые язгулямский язык был зафиксирован в книге русского путешественника
Г. Арандаренко (1889). Книга содержит 34 язгулямских слова, записанных
в Дарвазе и Каратегине в 1882 году. |
Памирцы - это целая группа
народов, проживающая в удалённых и труднодоступных долинах Памира, граничащих
с Афганистаном и Китаем. Являясь этническим и религиозным меньшинством в Таджикистане,
памирцы отличаются от таджикоязычного суннитского большинства тем, что говорят
на нескольких родственных языках и исповедуют исмаилизм - ветвь шиитского ислама.
За пределами бывшего СССР, где проживает по меньшей мере половина носителей
памирских языков, их можно найти в Афганистане (вахи, ишкашми, шугни, рошани),
Китае, Пакистане и Индии. На языке мунджи, который относится
к памирской группе, говорят в афганском Бадахшане, а на языке сариколи
- в Уйгурском автономном районе в китайском Синьцзяне. Ни у одного народа Памира нет письменности; эту функцию
в бывшем СССР выполнял таджикский язык, который также служил средством общения
между самими народами. Эта форма таджикского языка - фарси - сильно отличается
от литературного таджикского. Персидско-таджикское лингвистическое влияние на
памирские языки началось довольно рано. Известно, например, что ещё в 11 веке
исламская вера распространялась здесь на дари, то есть классическом литературном
персидском языке. Через таджикский в памирских языках закрепились многочисленные
арабизмы.
Первые исследователи памирских и ягнобских областей называли их и их обитателей
галчах. Этот термин был связан с иранским словом gar - "гора". Более
всесторонние исследования памирских языков были проведены в 1880-х и 1890-х
годах в основном западными учёными, но позже за ними последовали и русские.
Однако первые сведения о народах и языках Памира были привезены в Европу этнографами
и путешественниками.
В Таджикистане академическое изучение памирских языков началось в 1960-х годах.
В 1967 году в Душанбинском институте языка и литературы была создана кафедра
памирских языков. Есть те, кто верит, что легендарная гора Меру, упоминаемая
в "Махабхарате" (VI в. до н.э.) - обитель богов и полубогов, недостижимая
для человека даже в его воображении, - это Памир.
С лингвистической точки зрения "памирские языки" - это предварительный
термин, поскольку неясно, являются ли они генетически отдельной группой, произошедшей
от гипотетического прапамирского языка или же они независимо развились из древнего
общеиранского. Генетическая связь подгруппы шугни, однако, не вызывает сомнений:
- шугни (диалекты баджуви, хуфи, рошани)
- бартанги
- орошори
- сариколи
По сравнению с другими иранскими языками памирская группа сохранила множество
древних черт древнеиранского и среднеиранского языка, обусловленных территориальной
изолированностью. Относительная однородность памирских языков очевидна в отличие
от других современных иранских языков.
Как упоминалось ранее, ни один из памирских языков, включая шугни, не имеет
письменности, и образование памирцы получают на таджикском. Памирским этническим
меньшинствам "сверху" тайно внушали, что у их языков нет будущего. Постепенное
вымирание этих народов и их ассимиляция с таджиками, например, были воспеты
С. Токаревым как естественная и здоровая консолидация и положительный результат
национальной политики Коммунистической партии. Во имя обучения часто предлагалось,
чтобы дети говорили по-таджикски даже на переменах в школе.
С другой стороны, было высказано предположение, что в Горно-Бадахшанской автономной
области следует перейти на русский язык в школах, поскольку дети изначально
не знают таджикского языка - тогда таджикский язык будет преподаваться наравне
со всеми другими дисциплинами.
Наряду с малыми памирскими языками распространено несколько диалектов таджикского
и киргизского языков.
В верховьях долин Вахана, Шоходара, Гунды и Бартанга сложился своеобразный
параллелизм памирских (иранских) и тюркских топонимов из-за их разнородного
населения и двуязычия. Киргизы поселились на Памире в 17 веке, возможно, даже
раньше.
Из всех памирских языков язык ванджи полностью вымер. Ванджи жили в
долине реки Вандж (Ванч), принадлежавшей Бухарскому эмирату. Насильственное
принятие ислама (суннитизма) способствовало их ассимиляции с таджиками быстрее,
чем с любым другим памирским народом. Сведений о языке ванджи очень мало. В
1920-х годах И. Зарубину удалось составить список из 50 слов на языке ванджи.
Местные газеты выходят на таджикском и русском языках, а также ведётся радиопередача.
На всех общественных собраниях используется таджикский язык.
Широкое распространение таджикского языка на Памире в основном связано с советской
эпохой. В прошлом на таджикском языке говорили мужчины, которые имели сезонную
работу в Восточной Бухаре, Афганистане и Читрале в Пакистане. Женщины, как правило,
говорили на одном из памирских языков.
|