Киев > Горы
Киева > Фуникулёр Киева
Фуникулёр Киева
Построить фуникулер в Киеве планировали еще во второй половине XIX века. Даже
был утвержден проект инженера из Австрии
фуникулера на паровой тяге, который должен был соединять Почтовую и Европейскую
площади (на Александровском спуске – сейчас Владимирский спуск). Но этот фуникулер
так и не был построен, а вместо него здесь пустили первый в Российской империи
и второй в Европе электрический трамвай (1892г.).
Идея нынешнего фуникулера, соединяющего Михайловскую
(Верхний город) и Почтовую
площадь (Подол), принадлежала инженеру путей сообщения, директору правления
Московско-Казанской железной дороги Артуру Адольфовичу Абрагамсону, а конструкторскую
документацию разработали инженер Николай Пятницкий и архитектор Александр
Барышников. Проектные работы проводились на протяжении 1902 – 1904 гг., а
строительство было завершено в мае 1905-го. Виадук сооружался по передовой
для того времени технологии – с использованием железобетона.
До начала ХХ века с Подола в Верхний город можно было добраться по узким извилистым
тропинкам, а позже по проложенным деревянным лестницам или пешком по крутому
Андреевскому спуску, что
было не так то просто. Нужен был быстрый и удобный способ сообщения между двумя
частями Киева. Выдвигалось несколько проектов подъемников и фуникулеров различных
типов в разных местах (в том числе и на Андреевском спуске), но все они не имели
никакого продолжения, кроме одного – проекта инженера Артура Абрагамсона. Фуникулер
начали строить в местности, которую раньше называли урочище Чертово Беремище
– одно из мест «сбора» ведьм. Длина маршрута тогда составляла около 200 метров,
и фуникулер не доходил до Почтовой площади как сейчас, а только до улицы Боричев
Ток, откуда до Контрактовой
площади ходил трамвай. Первоначально планировалось провести фуникулер до
Почтовой площади, но на пути была частная усадьба, владелица которой потребовала
слишком большую сумму в качестве компенсации за снос имения и разрешение провести
фуникулер по ее территории, поэтому фуникулер тогда не довели до Почтовой площади.
Строительство фуникулера обошлось владельцам киевского трамвая – Бельгийскому акционерному обществу (владельцу трамвайных линий во многих городах Российской империи) в сумму около 200 тысяч рублей, но благодаря огромному интересу киевлян и гостей города к необычному транспортному средству, вложенные в строительство средства быстро окупились, и фуникулер принес довольно существенную прибыль.
Все механическое оборудование и тележки вагонов были сделаны в Швейцарии,
имевшей богатый опыт в создании фуникулеров и канатных дорог. Вагоны приводились
в движение с помощью двух электродвигателей (один из них – запасной) напряжением
постоянного тока 500 В и мощностью каждого в 65 лошадиных сил (прибл. 50 кВт).
Вагоны вмещали в себя по 65-70 человек и двигались со скоростью 2 метра в секунду.
В 1928 году проводили ремонт фуникулера, во время которого, при замене каната, верхний вагон сорвался вниз и столкнулся со вторым вагоном. Обошлось без человеческих жертв, но вагоны были разрушены полностью. Рабочие КЗЭТ им. Дзержинского (тогда – завод имени Домбаля) сделали новые вагоны практически с нуля, постаравшись не изменить заложенного принципа механики. В это же время фуникулер продлили на 38 метров до Почтовой площади (а точнее до нынешней улицы Петра Сагайдачного). Это продление стало возможным после революции, когда хозяев усадеб на Боричевом току выгнали из своих домов. В доме, который находился на пути фуникулера, устроили вестибюль нижней станции и проделали выход-коридор в сторону Днепра вместо одного подъезда здания. В таком необычном виде фуникулер просуществовал около 50 лет.
В конце 30х годов, после обратного переноса столицы Украины из Харькова в Киев, фуникулер чуть было не разрушили. Тогда коммунисты-чиновники хотели обосноваться в Верхнем городе, для чего разрушили Михайловский монастырь и Трехсвятительскую церковь, на месте которой в 1939 году построили здание ЦК КП(б)У (сейчас – МИД Украины). На месте Михайловского Златоверхого монастыря также планировалась постройка подобных сооружений. Вместо фуникулера хотели сделать помпезную парадную лестницу с огромной статуей Ленина. К счастью, эти бредовые идеи не были воплощены в жизнь до конца, и фуникулер остался на своем месте. Правда причина отмены столь грандиозных градостроительных планов была ужасной – война.
В 1958 году была произведена еще одна реконструкция подъемника, во время которой полностью поменяли оборудование машинного зала и были реконструированы вагоны.
Следующая капитальная реконструкция была проведена в начале 80х годов, во время которой заменили вагоны, а также полностью перестроили нижнюю станцию, в результате чего она приобрела сегодняшний вид.
Сейчас фуникулер опять подвергается опасности, но на этот раз со стороны «бизнесменов-строителей»,
которые ведут строительство возле фуникулера, а также со стороны чиновников
городской администрации, которые выдали разрешения на эти стройки. На Почтовой
площади, слева и справа от фуникулера ведется строительство гостинично-офисных
комплексов с подземными паркингами, несмотря на то, что стройка здесь запрещена
(склоны Владимирской горки входят в охранную зону заповедника «Древний Киев»).
Скоро эти гостиницы полностью закроют собой фуникулер, и станет невозможным,
как раньше, любоваться панорамой Подола. К тому же, что самое ужасное, из-за
стройки, склоны стали оседать (местные горы имеют слабые, склонные к оползням
грунты), и фуникулер, который и без того нуждается в серьезной реконструкции,
вообще может быть разрушен. Фуникулер не смогли уничтожить ни коммунисты, ни
фашисты, но, возможно, его смогут разрушить наши с вами современники – ничтожные
люди, которых интересует только быстрая прибыль, а последствия их не волнуют.
|