Туризм в России    
 
Археология в мире
История
Теории археологии
Проблемы
Чёрная археология
Историческая археология
Разведки
Проведение раскопок
Культурные слои
Археологические памятники
Древние надписи
Этноархеология
Экспериментальная археология
Археология в России
Археологические культуры
Волосовская культура
Гребенчатая керамика
Катакомбная культура
Пластинчатая обработка
Гребенчатая керамика

Археология в мире > Гребенчатая керамика

Гребенчатая керамика

На берегах озера Сайма были обнаружены многочисленные поселения, относящиеся к периоду гребенчатой керамики, и особенно к так называемому типичному периоду гребенчатой керамики (4000-3500 гг. до н.э.). По-видимому, эпицентр этого этапа развития находился в районе озера Сайма; возможно, здесь даже зародился декоративный узор, характерный для той эпохи. Широкое использование кремня и янтаря, привезённых из-за рубежа, указывает на то, что люди, жившие в период изготовления гребенчатых изделий, поддерживали активные связи с внешним миром. Помимо кремневых отщепов и наконечников стрел, хорошим примером такой «внешней торговли» является статуэтка медведя, найденная в Сырьяле в Тайпалсаари.

Поселение Ваатеранта в Тайпалсаари дает представление об образе жизни людей, населявших берега озера Сайма, как раз перед тем, как река Вуокси прорвалась через хребет Салпаусселька в Вуоксенниске. Это место и по сей день является отличным пляжем. Это место имеет большое значение из-за обнаруженного там могильника каменного века. Покойных, чьи тела были захоронены без кремации, посыпали красной охрой, что облегчает поиск могил и связанных с ними останков в наши дни.

Культура позднего каменного века сохранялась почти без изменений и в бронзовом веке, поскольку в этот район привозили мало меди и олова. Однако небольшой металлический наконечник стрелы и медная бусина были обнаружены в Утуле в Руоколахти и Хиекканиеми в Пуумале. По-видимому, ещё в конце каменного века (1900 год до н.э.) люди начали переходить от охоты и рыболовства к растениеводству и животноводству. Эти новые источники средств к существованию, по-видимому, привели к распаду поселения как такового: богатые места обитания на берегу озера, связанные с культурой гребенчатой керамики, были заброшены и, похоже, не были заменены чем-либо подобным, хотя население, очевидно, не исчезло.

Гребенчатая керамика постепенно превращается в асбестовую керамику, что, вероятно, отражает слияние групп населения, производивших гребенчатую посуду и асбестовую керамику. Например, в Южной Карелии мы знаем о керамических группах Киерикки (3600-3100 гг. до н.э.), Пелья и Йисма (3100-1900 гг. до н.э.).

В конце V - начале IV тысячелетия до нашей эры в лесной зоне Европы происходили миграции населения, не оставившие нетронутой и территорию Эстонии. Развивалась культура гребенчатой керамики, которая в наибольшей степени охватывала современную Финляндию, часть северной Швеции, Эстонию, Латвию, часть Литвы, Белоруссии и Западную Россию. Похожие глиняные сосуды, а также каменные и костяные орудия начали изготавливаться в регионах, которые отличались друг от друга на протяжении тысячелетий.

Возникли обширные контактные сети, благодаря которым янтарь, имеющий ограниченное распространение в природе, многие разновидности кремня, метатуфа, а в северных регионах также медь в качестве сырья и промышленных товаров распространились по всему культурному ареалу. В культуре гребенчатой керамики Эстонии (3900-1750 гг. до н.э.) различают два этапа: типичный и поздний, граница которых проходит примерно в 3500 г. до н.э., когда в относительно однородном культурном ареале вновь проявились региональные особенности в изготовлении глиняных сосудов, использовании камня и т.д.В течение последнего тысячелетия или около того культура гребенчатой керамики сосуществовала с другой культурой – культурой шнуровой посуды (2800-2000 гг. до н.э.).

Представители культуры гребенчатой керамики жили в основном на берегах внутренних водоемов или вдоль побережья. В Эстонии были обнаружены места их поселения, которые включают в себя как места кратковременного отдыха, так и остатки охотничьих и рыболовецких стоянок, а также деревни. Жилища были наземными в прибрежных районах с полом, немного углубленным в землю. Пищу добывали рыбалкой, охотой и собирательством; единственным домашним животным была собака.

Погребальные обычаи культуры гребенчатой керамики были разнообразны. Большинство людей были похоронены таким образом, что не осталось никаких археологически прослеживаемых останков. Однако часть умерших была захоронена в лежачем или скорченном положении в могилах в жилых помещениях или поблизости от них. К настоящему времени были обнаружены останки более тридцати представителей гребенчатой керамической культуры. В могилах были найдены предметы, которые были помещены рядом с телом или прикреплены к одежде. Погребальные принадлежности, а также весь ритуал погребения, вероятно, также имели религиозное значение, как и многочисленные фигурки животных и людей, сделанные из кости, оленьих рогов, янтаря и глины. Часто в местах захоронений находили фигурки из кости и янтаря, а также украшения из зубов и костей животных. Фрагменты глиняных фигурок свидетельствуют об их преднамеренном разбивании – религиозном акте – в жилищах и поблизости от них.

Центральной социальной единицей для людей, производивших гребенчатую керамику, предположительно было сообщество, которое, вероятно, было связано общей территорией и родственными отношениями или предполагаемым родством. Население территории Эстонии в то время было относительно невелико – по оценкам, в 3900 году до нашей эры оно могло достигать максимум 6000 человек, а в 2000 году до нашей эры - до 10000 человек.