Археология в мире > Гребенчатая
керамика
Гребенчатая керамика
На берегах озера Сайма
были обнаружены многочисленные поселения, относящиеся к периоду гребенчатой
керамики, и особенно к так называемому типичному периоду гребенчатой керамики
(4000-3500 гг. до н.э.). По-видимому, эпицентр этого этапа развития находился
в районе озера Сайма; возможно, здесь даже зародился декоративный узор, характерный
для той эпохи. Широкое использование кремня и янтаря, привезённых из-за рубежа,
указывает на то, что люди, жившие в период изготовления гребенчатых изделий,
поддерживали активные связи с внешним миром. Помимо кремневых отщепов и наконечников
стрел, хорошим примером такой «внешней торговли» является статуэтка
медведя, найденная в Сырьяле в Тайпалсаари.
Поселение Ваатеранта в Тайпалсаари дает представление об образе жизни людей,
населявших берега озера Сайма, как раз перед тем, как река Вуокси прорвалась
через хребет Салпаусселька в Вуоксенниске. Это место и по сей день является
отличным пляжем. Это место имеет большое значение из-за обнаруженного там могильника
каменного века. Покойных, чьи тела были захоронены без кремации, посыпали красной
охрой, что облегчает поиск могил и связанных с ними останков в наши дни.
Культура позднего каменного века сохранялась почти без изменений и в бронзовом
веке, поскольку в этот район привозили мало меди и олова. Однако небольшой металлический
наконечник стрелы и медная бусина были обнаружены в Утуле в Руоколахти и Хиекканиеми
в Пуумале. По-видимому, ещё в конце каменного века (1900 год до н.э.) люди начали
переходить от охоты и рыболовства к растениеводству и животноводству. Эти новые
источники средств к существованию, по-видимому, привели к распаду поселения
как такового: богатые места обитания на берегу озера, связанные с культурой
гребенчатой керамики, были заброшены и, похоже, не были заменены чем-либо подобным,
хотя население, очевидно, не исчезло.
Гребенчатая керамика постепенно превращается в асбестовую керамику, что, вероятно,
отражает слияние групп населения, производивших гребенчатую посуду и асбестовую
керамику. Например, в Южной Карелии мы знаем о керамических группах Киерикки
(3600-3100 гг. до н.э.), Пелья и Йисма (3100-1900 гг. до н.э.).
В конце V - начале IV тысячелетия до нашей эры в лесной зоне Европы происходили
миграции населения, не оставившие нетронутой и территорию Эстонии. Развивалась
культура гребенчатой керамики, которая в наибольшей степени охватывала современную
Финляндию, часть северной Швеции, Эстонию, Латвию, часть Литвы, Белоруссии и Западную
Россию. Похожие глиняные сосуды, а также каменные и костяные орудия начали изготавливаться
в регионах, которые отличались друг от друга на протяжении тысячелетий.
Возникли обширные контактные сети, благодаря которым янтарь, имеющий ограниченное
распространение в природе, многие разновидности кремня, метатуфа, а в северных
регионах также медь в качестве сырья и промышленных товаров распространились
по всему культурному ареалу. В культуре гребенчатой керамики Эстонии (3900-1750
гг. до н.э.) различают два этапа: типичный и поздний, граница которых проходит
примерно в 3500 г. до н.э., когда в относительно однородном культурном ареале
вновь проявились региональные особенности в изготовлении глиняных сосудов, использовании
камня и т.д.В течение последнего тысячелетия или около того культура гребенчатой
керамики сосуществовала с другой культурой – культурой шнуровой посуды (2800-2000
гг. до н.э.).
Представители культуры гребенчатой керамики жили в основном на берегах внутренних
водоемов или вдоль побережья. В Эстонии были обнаружены места их поселения,
которые включают в себя как места кратковременного отдыха, так и остатки охотничьих
и рыболовецких стоянок, а также деревни. Жилища были наземными в прибрежных
районах с полом, немного углубленным в землю. Пищу добывали рыбалкой, охотой
и собирательством; единственным домашним животным была собака.
Погребальные обычаи культуры гребенчатой керамики были разнообразны. Большинство
людей были похоронены таким образом, что не осталось никаких археологически
прослеживаемых останков. Однако часть умерших была захоронена в лежачем или
скорченном положении в могилах в жилых помещениях или поблизости от них. К настоящему
времени были обнаружены останки более тридцати представителей гребенчатой керамической
культуры. В могилах были найдены предметы, которые были помещены рядом с телом
или прикреплены к одежде. Погребальные принадлежности, а также весь ритуал погребения,
вероятно, также имели религиозное значение, как и многочисленные фигурки животных
и людей, сделанные из кости, оленьих рогов, янтаря и глины. Часто в местах захоронений
находили фигурки из кости и янтаря, а также украшения из зубов и костей животных.
Фрагменты глиняных фигурок свидетельствуют об их преднамеренном разбивании –
религиозном акте – в жилищах и поблизости от них.
Центральной социальной единицей для людей, производивших гребенчатую керамику,
предположительно было сообщество, которое, вероятно, было связано общей территорией
и родственными отношениями или предполагаемым родством. Население территории
Эстонии в то время было относительно невелико – по оценкам, в 3900 году до нашей
эры оно могло достигать максимум 6000 человек, а в 2000 году до нашей эры -
до 10000 человек.
|