Туризм в России  
 

Всеобщая история
Древний Египет
Древний Мир
I и II мировое войны
Истории Земли
Археология
Старинное оружие
Стили архитектуры
Азия
Ассирия
Вавилон
Древняя Индия
Древний Китай
Финикия
Цивилизация хеттов
Европа
Древняя Греция
Древний Рим
Европейские страны
Скандинавские боги
Россия
История
Русские князья
Русские цари
Плакаты СССР
Гребенчатая керамика

Археология в мире > Гребенчатая керамика

Гребенчатая керамика

На берегах озера Сайма были обнаружены многочисленные поселения, относящиеся к периоду гребенчатой керамики, и особенно к так называемому типичному периоду гребенчатой керамики (4000-3500 гг. до н.э.). По-видимому, эпицентр этого этапа развития находился в районе озера Сайма; возможно, здесь даже зародился декоративный узор, характерный для той эпохи. Широкое использование кремня и янтаря, привезённых из-за рубежа, указывает на то, что люди, жившие в период изготовления гребенчатых изделий, поддерживали активные связи с внешним миром. Помимо кремневых отщепов и наконечников стрел, хорошим примером такой «внешней торговли» является статуэтка медведя, найденная в Сырьяле в Тайпалсаари.

Поселение Ваатеранта в Тайпалсаари дает представление об образе жизни людей, населявших берега озера Сайма, как раз перед тем, как река Вуокси прорвалась через хребет Салпаусселька в Вуоксенниске. Это место и по сей день является отличным пляжем. Это место имеет большое значение из-за обнаруженного там могильника каменного века. Покойных, чьи тела были захоронены без кремации, посыпали красной охрой, что облегчает поиск могил и связанных с ними останков в наши дни.

Культура позднего каменного века сохранялась почти без изменений и в бронзовом веке, поскольку в этот район привозили мало меди и олова. Однако небольшой металлический наконечник стрелы и медная бусина были обнаружены в Утуле в Руоколахти и Хиекканиеми в Пуумале. По-видимому, ещё в конце каменного века (1900 год до н.э.) люди начали переходить от охоты и рыболовства к растениеводству и животноводству. Эти новые источники средств к существованию, по-видимому, привели к распаду поселения как такового: богатые места обитания на берегу озера, связанные с культурой гребенчатой керамики, были заброшены и, похоже, не были заменены чем-либо подобным, хотя население, очевидно, не исчезло.

Гребенчатая керамика постепенно превращается в асбестовую керамику, что, вероятно, отражает слияние групп населения, производивших гребенчатую посуду и асбестовую керамику. Например, в Южной Карелии мы знаем о керамических группах Киерикки (3600-3100 гг. до н.э.), Пелья и Йисма (3100-1900 гг. до н.э.).

В конце V - начале IV тысячелетия до нашей эры в лесной зоне Европы происходили миграции населения, не оставившие нетронутой и территорию Эстонии. Развивалась культура гребенчатой керамики, которая в наибольшей степени охватывала современную Финляндию, часть северной Швеции, Эстонию, Латвию, часть Литвы, Белоруссии и Западную Россию. Похожие глиняные сосуды, а также каменные и костяные орудия начали изготавливаться в регионах, которые отличались друг от друга на протяжении тысячелетий.

Возникли обширные контактные сети, благодаря которым янтарь, имеющий ограниченное распространение в природе, многие разновидности кремня, метатуфа, а в северных регионах также медь в качестве сырья и промышленных товаров распространились по всему культурному ареалу. В культуре гребенчатой керамики Эстонии (3900-1750 гг. до н.э.) различают два этапа: типичный и поздний, граница которых проходит примерно в 3500 г. до н.э., когда в относительно однородном культурном ареале вновь проявились региональные особенности в изготовлении глиняных сосудов, использовании камня и т.д.В течение последнего тысячелетия или около того культура гребенчатой керамики сосуществовала с другой культурой – культурой шнуровой посуды (2800-2000 гг. до н.э.).

Представители культуры гребенчатой керамики жили в основном на берегах внутренних водоемов или вдоль побережья. В Эстонии были обнаружены места их поселения, которые включают в себя как места кратковременного отдыха, так и остатки охотничьих и рыболовецких стоянок, а также деревни. Жилища были наземными в прибрежных районах с полом, немного углубленным в землю. Пищу добывали рыбалкой, охотой и собирательством; единственным домашним животным была собака.

Погребальные обычаи культуры гребенчатой керамики были разнообразны. Большинство людей были похоронены таким образом, что не осталось никаких археологически прослеживаемых останков. Однако часть умерших была захоронена в лежачем или скорченном положении в могилах в жилых помещениях или поблизости от них. К настоящему времени были обнаружены останки более тридцати представителей гребенчатой керамической культуры. В могилах были найдены предметы, которые были помещены рядом с телом или прикреплены к одежде. Погребальные принадлежности, а также весь ритуал погребения, вероятно, также имели религиозное значение, как и многочисленные фигурки животных и людей, сделанные из кости, оленьих рогов, янтаря и глины. Часто в местах захоронений находили фигурки из кости и янтаря, а также украшения из зубов и костей животных. Фрагменты глиняных фигурок свидетельствуют об их преднамеренном разбивании – религиозном акте – в жилищах и поблизости от них.

Центральной социальной единицей для людей, производивших гребенчатую керамику, предположительно было сообщество, которое, вероятно, было связано общей территорией и родственными отношениями или предполагаемым родством. Население территории Эстонии в то время было относительно невелико – по оценкам, в 3900 году до нашей эры оно могло достигать максимум 6000 человек, а в 2000 году до нашей эры - до 10000 человек.