Археология в мире > Археологические
культуры в России
Археологические культуры на территории России
Вслед за археологической культурой гребенчатых изделий на следующем этапе
в Южной Карелии стали преобладать изделия из асбеста. Наиболее известными
типами изделий из асбеста являются изделия из Пельяа, Киерикки, Лууконсаари
и Сирнихты. Одновременно производились текстильные изделия с текстильным
рисунком. Идея о том, что глиняные сосуды можно укреплять асбестовыми
волокнами, по-видимому, возникла довольно рано у людей, живущих на северных
берегах озера Сайма. Первые изделия из асбеста были названы в честь Кауниссаари
в Париккале. |
Эпоха энеолита (медно-каменный
век) на территории Республики Марий Эл представлена поселениями волосовской
археологической культуры, которая входит в большую волосовскую культурно-историческую
общность, памятники которой известны от Верхнего Поволжья до Прикамья.
В это время древнее население уже прочно осваивает глубинные районы Волго-Вятского
междуречья, но основные памятники продолжают тяготеть к Волге. Известно
более 130 памятников волосовской культуры на территории Республики
Марий Эл. Поселения занимают большие площади (2 тыс. - 6 тыс. кв.
м.). Количество жилищ на поселениях доходило до 20, чаще всего они соединялись
переходами и имели выход в сторону реки. |
На берегах озера Сайма были обнаружены многочисленные поселения, относящиеся
к периоду гребенчатой керамики, и особенно к так называемому типичному
периоду гребенчатой керамики (4000-3500 гг. до н.э.). По-видимому, эпицентр
этого этапа развития находился в районе озера Сайма; возможно, здесь даже
зародился декоративный узор, характерный для той эпохи. Широкое использование
кремня и янтаря, привезённых из-за рубежа, указывает на то, что люди,
жившие в период изготовления гребенчатых изделий, поддерживали активные
связи с внешним миром. |
В Северном Причерноморье появляется и вскоре становится господствующим
новый тип погребального сооружения - катакомба, состоящая из входного
колодца и связанной с ним посредством узкого лаза погребальной камеры.
Все захоронения совершались в насыпях более ранних курганов ямной культуры,
при этом могилы располагались на подошве кургана по его периметру. На
основании этого была выделена катакомбная культурно-историческая общность,
появление которой явилось результатом социально-экономических и военно-политических
процессов заключительной фазы развития, как ямной культуры, так и соседней
дольменной культуры
Северного Кавказа. |
Название археологической культуры сацумон (выделена в 1931 году японским
археологом Т. Ниока) происходит от технического узора на поверхности керамических
сосудов, полученного в результате заглаживания боковой поверхности деревянной
гребёнкой или щепкой. Этот способ был заимствован из культуры яёй и кофун
северного Хонсю. После пятого века люди с Евразийского континента заселили
районы вокруг Охотского моря, в частности, Сахалин и Курильские острова.
Считается, что они пришли с берегов реки Амур, где сейчас проходит граница
восточной России и северного Китая. |
В середине II тыс. до н. э. на Урал пришли племена носителей турбинской
культуры, которые по уровню развития стояли много выше коренного населения.
Они вели полукочевой образ жизни и были искусными металлургами и воинами.
Самый известный памятник данной культуры - Турбинский могильник - находится
на территории Перми. Среди погребального инвентаря в могилах обнаружено
много разнообразных бронзовых изделий, в первую очередь, оружия. |
Археологическая
культура - группа относительно одновременных памятников со сходным инвентарём
и занимающих одну территорию
Эпоха неолита характеризуется
тем, что в археологической классификации выделяются археологические культуры.
На территории Республики Марий Эл - это культура ямочно-гребенчатой керамики,
волго-камская культура и культура накольчатой керамики. Различия
между культурами наиболее ярко проявляются в керамике: в формах сосудов и в
её орнаментации.
В эпоху раннего железа Марийское Поволжье являлось контактной зоной ананьинской
культурно-исторической общности с западной общностью городецких племён. Вероятно,
ананьинская и городецкая общности олицетворяют две традиции в финно-угорском
мире.
На территории Марий Эл известны только поселения этих культур и не известны
могильники. Курганы поздняковской культуры известны на Оке,
под Рязанью; приказанской - на Каме, под Казанью. Поздняковская культура, занимавшая
лесную зону (Волго-Окское междуречье), вероятно, отражает процесс продвижения
степных племён в лесную зону, а затем их отступление из Волго-Окского междуречья
на Среднюю Волгу, в Марийское Поволжье, под давлением племён "текстильной" керамики.
Культура "сетчатой" керамики, вероятно, явилась основой формирования
волжских финнов, в том числе, и марийцев.
|