Путь на Кром лежит
через Довмонтов город, у южной стены которого некогда бушевал Торг. Название
Довмонтова города происходит от имени могучего защитника Пскова - князя-богатыря
Довмонта (Домонта или Доманта), выходца из Литвы.
Он княжил во Пскове с 1266 по 1299 год.
Довмонт ушёл из Литвы со своей дружиной из-за внутренних распрей. Псковичи
крестили его, нарекли Тимофеем и, чтобы прочнее привязать к Русской земле, дали
в жёны внучку Александра Невского - Марию. Защищая Псков, князь Довмонт одержал
ряд блестящих побед, выходя обычно с малой дружиной против численно превосходящего
врага: "не стерпе обидимъ быти". Так засвидетельствовал летописец.
С южной стороны Крома князь Довмонт пристроил второй пояс оборонительных стен.
Получились "Псковские Помпеи". Церкви расположены настолько близко
друг от друга, что можно перешагивать с одной стены на другую. А князя Довмонта
после смерти погребли в Троицком соборе. Его мечом опоясывались все князья псковские.
Довмонт считается создателем второго пояса оборонительных стен Пскова. В летописях
и в документах XVII века Довмонтов город часто именуется "Домантовой стеной".
В пределах этой стены князь Довмонт построил несколько храмов; здесь же, вероятно,
стояли и его палаты. (А может быть, ранее - терем княгини Ольги?)
Прогулка по городу
Вход в Довмонтов город — в железные ворота, покрашенные в зелёную краску.
По левую руку - здание Приказных палат конца XVII века; по правую - здание Духовной
консистории середины XIX века, в котором ныне расположилось Экскурсионное бюро.
За ним высится башня так называемых "Святых ворот", построенная в
наше время. (Когда-то это место занимали Больничные палаты, возведённые в конце
XVII века.) "Святые ворота" не функционируют: въезд и вход - в решётчатые.
Вспоминается, что в том месте, где появились эти решётки, перестояли войну парадные
ворота Довмонтова города. Их датировали XIX веком и снесли как не соответствующие
древностям. Архитектура ворот была настоящей, то есть в них присутствовал художественный
смысл. Они знаменовали праздничное начало торжественного пути - на Кром!.. Ворота
были выстроены в традициях барокко - со сдвоенными полуколоннами по сторонам
и фигурным фронтоном с широким скруглённым верхом. Когда их сломали, получилась
дыра. Вход в Довмонтов город превратился в прогал между домами. Пришлось поставить
ординарные решётчатые ворота, не несущие никакого художественного содержания,
не говоря о парадности. Судя по старинным изображениям, здесь исстари находились
арочные ворота с приподнятым верхом. Такими ворота Довмонтова города изображены
на иконе из лавки купца Жиглевича. В них вливалась главная улица Пскова - Великая
(продолжение Великолуцко-Смоленской дороги). Далее она устремлялась по территории
Довмонтова города к Великим воротам Крома. Вторые ворота южной стены Довмонтова
города находились вблизи Рыбницких ворот Среднего города - у моста через Пскову.
В них вливалась старая Новгородская дорога, которая тоже шла к Великим воротам
Крома. (От неё было ответвление на мост.) В документе 1699 года сказано: "В
среднем городе ото Власьевских ворот к Рыбницким воротам - Домонтова городовая
стена каменная, а в ней двои проезжие ворота". И те, и другие ворота южной
стены Довмонтова города, именно в этих местах, показаны на плане 1740 года.
На иконе Жиглевича есть ещё одни ворота в стене Довмонтова города над Великой.
(Надо полагать, что они не были проезжими.)
Но вернемся к началу пути. Миновав ворота между Приказными палатами и Консисторией,
мы оказываемся в крепостных стенах на небольшой территории второго пояса псковских
оборонительных укреплений. Впереди гордо возвышаются Перси - южная стена Крома,
изначальной крепости Пскова, к которой примкнул Довмонтов город. Она была отделена
Греблей - оборонительным рвом. Слева - стена, идущая над Великой (ныне она реставрирована).
Справа под навесом идет восстановление храмов, выходивших алтарями к стене над
Псковой. Узкая асфальтированная дорожка ведёт на Кром - к месту былых Великих
ворот. По обеим сторонам дорожки взору представляется нечто необычное. Это "Псковские
Помпеи" -
открытые археологами основания древних храмов, которые были надложены и "законсервированы".
По ним читается биография Довмонтова города.
Если, по меткому выражению летописца, на Ярославовом Дворище в Новгороде
Великом "церкви кустом стояли", то в Довмонтовом городе они буквально
толпились, тесня друг друга, как псковичи на вече. Вот как представлял себе
Довмонтов город замечательный сын Пскова - реставратор и художник Юрий Павлович
Спегальский: "Западная сторона (выходившая на Великую - Е.М.),где, вероятно,располагался
Княжий двор, особенно юго-западный угол Довмонтова города, оставались занятыми
гражданскими зданиями. На остальном же пространстве, начиная с XIII века, помимо
прочих построек, вырастало всё больше и больше церквей. В ХV-ХVI веках здесь
одновременно существовало семнадцать или восемнадцать храмов, многие из которых
были далеко не маленькими. При них были приделы, притворы, галереи, палатки,
усыпальницы и хоть и тесные, но всё же дворики и кладбища с оградами и воротами
... над некоторыми захоронениями, вероятно, возвышались часовенки..."
Одни храмы сменяли другие. Иные каменные церкви были построены на месте деревянных.
Здесь стоял храм Дмитрия Солунского, в котором был погребён князь Всеволод-Гавриил,
причисленный к лику святых. (Это был первый храм, возведенный в XII веке на
месте грядущего Довмонтова города.) Здесь стоял храм Тимофея-Довмонта XIII века
(первоначально - Тимофея Газского), в котором был погребён князь Довмонт, тоже
причисленный к лику святых. (Мощи Всеволода и Довмонта впоследствии были перенесены
в Троицкий
собор.) Здесь же находился женский Рождественский Княжеский монастырь XIII
века, построенный Довмонтом. Стояла церковь Феодора Стратилата, основанная им
же. Здесь утвердился и главный купецкий храм "Веры, Любве, Надежи и матери
их Софии", который
сперва был деревянным (XIV век), но в 1415 году перестроен в камне. Летописец
сохранил для нас имя его создателя - мастера Еремея. Видимо, это был выдающийся
зодчий. (Возможно, именно он возвёл храм Василия на Горке в 1413 году.)"...
Каждый день здесь собиралось множество людей, заполнявших гридницы и храмы,
сновавших по уличкам и дворам. Тут ... было множество уголков, двориков и буев
у церквей и гражданских общественных зданий".
История
Много лет в Довмонтове городе трудилась археологическая экспедиция Государственного
Эрмитажа.
Раскопки начались в 1964 году. Сперва их возглавил Григорий Павлович Гроздилов;
потом - Василий Дмитриевич Белецкий, на которого пала основная часть работ.
Перед нами результаты их многолетних трудов: открыты основания нескольких гражданских
построек и десяти храмов. Выяснилось, что почти все они были расписаны. (Остатки
или следы фресок найдены у девяти из десяти открытых церквей.) Исторические
документы знают здесь более полутора десятков храмов (16 или 17). Некоторые
из них умножались приделами. Иные были перестроены.
Вот как это распределяется по векам:
XII век - один храм. (Возводился дважды: в дереве и в камне.)
XIII век - три или четыре храма. (Один из них был вновь перестроен в камне.)
XIV век - восемь храмов. (Плюс один, построенный вновь; итого - девять.
Один из них в XIV веке просто упоминается,- следовательно, мог быть построен
ранее.)
XV век - три храма да два вновь возведенных; итого - пять. (Два из трёх
в XV веке лишь упоминаются впервые; - следовательно, они могли быть построены
ранее.)
XVI век - один храм построен впервые и три построены вновь на месте старых
храмов. Итого - четыре.
Вот и получается 16 или 17 плюс к ним - восемь храмов, построенных заново на
прежних местах во имя тех же святых.
Мы видим, что наибольшее строительство падает на XIV век. Именно тогда Псков
стал самостоятельным государством, обретя независимость от Новгорода, которая
была закреплена Болотовским договором в 1348 году. Именно тогда, в XIV веке
(в 1337 году), "поуть положиша пространенъ къ святей Троицы на город",
- о чём сообщает летописец (ПЛ, т. II, стр. 24). Путь этот шёл на Кром через
Довмонтов город. Полагают, что с этим связано расширение Великих ворот Крома,
то есть происходило торжественное обновление города, завершившееся строительством
нового каменного Троицкого собора в 1365-67 годах и каменной стены Среднего
города, заложенной в 1375 году. Именно в 1337 году псковичи, стремясь и к духовной
самостоятельности, отложились, было, от новгородского владыки: "суда не
даша" владыке Василию, и тот поехал Прочь, прокляв их.
Остатки каких же строений сохранились в Довмонтове городе, выявленные трудами
археологов?
Справа от дороги, ведущей через Довмонтов город к воротам Крома, лежат фундаменты
большой церкви Дмитрия Солунского. построенной в XII веке и перестроенной в
XVI. Церковь эта была близка по архитектуре к сохранившемуся на Завеличье собору
Мирожского монастыря и имела интересную "биографию". Мы уже упомянули
о том, что в ней был первоначально погребён князь Всеволод-Гавриил, умерший
в 1138 году. Церковь была построена из плинфы, то есть из широкого плоского
кирпича, с добавлением в кладку известняковой плиты. На плинфе археологи обнаружили
княжеский знак Рюриковичей - клеймо мастеров. В храме нашли разбитый глиняный
сосуд, оброненный, как полагают, при перенесении праха Всеволода. Сосуд удалось
склеить. На нём вылеплено лицо бородатого мужчины - может быть, это портрет
князя Всеволода-Гавриила?.. В 30-х годах XIX века храм был разобран. Материал
пошёл на службы архиерейского дома.
У стены над Псковoй под насыпью Рождественской батареи времени Петра Великого
откопаны три храма: Рождества, Покрова и Святого Духа. Храм Покрова сохранился
на большую высоту с уникальными фресками, которые сняты со стен (около 200 квадратных
метров), реставрируются в Эрмитаже. Предполагается, что они будут возвращены
во Псков в создаваемый Музей фрески. (Но будет ли он создан?!)
По левую руку от дороги, по обе стороны могучего крыльца Приказных палат, открыты
нижние части двух храмов XIII века, построенных по заказу князя Довмонта: Феодора
Стратилата и Тимофея Газского. Церковь Феодора Стратилата расположена ближе
к дороге. Она была перестроена в XIV веке, а в XVI соединилась с церковью Алексея
Митрополита, которая пристроена со стороны Приказных палат - получилась "двойня".
Фундамент церкви Тимофея Газского находится недалеко от крепостной стены. В
ней был погребён сам Довмонт. Вблизи храма обнаружены литовские захоронения
- могилы дружинников этого князя, выходца из Литвы.
В той же части Довмонтова города, в юго-западном углу его, у самой стены, выходящей
на Великую, археологи открыли остатки владычного архива ХIV-XV вв. В каменном
помещении, пол которого был устлан толстыми деревянными плахами, найдено более
пятисот свинцовых печатей. Они были привешены к хранившимся в архиве, ныне истлевшим,
грамотам. Здесь же сберегался пластинчатый доспех, представлявший для псковичей
какую-то особую реликвию. Не доспех ли это князя Довмонта?.. Пластины доспеха
уцелели полностью: 120 нагрудных и 120 наспинных - всего 240. (Это единственная
находка такого рода.) Центральную нагрудную пластину украшал крест. Часть доспеха
реставрирована и находится в Санкт-Петербурге,
в Эрмитаже. (120 наспинных пластин, которые затребовал себе Псковский музей
и которые семь веков хранились в земле, погибли в подвале музея.)
Василий Дмитриевич Белецкий высказал предположение, что первоначально помещение
архива принадлежало палатам Довмонта. Об этом говорит потайной подземный ход,
выводивший к Великой.
Правее - у той же стены - находятся остатки "гражданской постройки"
(XII - XIII веков) и "караульного помещения" (XIII века), как их аттестовал
Белецкий. Наличие караульного помещения говорит и о наличии ворот рядом с ним.
Это подтверждает один из планов Пскова.
На краю самой Гребли (тоже налево от дороги) стояли два храма: "Никола
над Греблей" и "Кирилл над Греблей". Церковь Николы - та, что
стоит ближе к дороге, - была построена в XIV и перестроена в XV веке. Фрески,
уцелевшие в её алтаре, сняты, реставрированы и выставлены в Псковском музее.
Церковь Кирилла представляет особый интерес. Она построена у Смердьего моста
в 1374 году мастером Кириллом "в свое имя". Мастер Кирилл был крупным
зодчим и, как полагают, главным строителем возведённого перед этим нового Троицкого
собора. (А может быть, и стены Среднего города...) Зодчего погребли, словно
князя, в созданной им самим церкви.
Вблизи церквей Николы и Кирилла (к западу от первой, к югу от второй), почти
в центре этой части Довмонтова города, открыта нижняя часть храма, который был
основан в XIII веке и перестроен в XVI. Покамест он не аннотирован. (У Белецкого
означен как "Храм № 2".)
Рассматривая результаты раскопок, произведённых в Довмонтовом городе, мы обошли
его территорию, совершая движение в пространстве. Теперь совершим его во времени.
Познакомимся с "исторической биографией" этого места, соблюдая хронологическую
последовательность.
Какие же этапы исторической жизни прошёл Довмонтов город? Как изменялась его
"функция"?
Первоначально здесь был посад. У стены Крома жили ремесленники. Я была свидетельницей
того, как посреди Довмонтова города в конце 50-х - начале 60-х годов Василием
Дмитриевичем Белецким был раскрыт горн Х века, в котором выплавлялась болотная
руда. Рядом с горном лежали крицы - продукт её первоначальной обработки. Сюда
подходил Торг, связанный с водным путем по Великой и сухопутными дорогами, идущими
через переправы. Ещё в XV веке (в 1453 году) церковь Дмитрия Солунского именовалась
стоящей "на Торгу, в Довмонтове стене". (На это обратила внимание
Инга Константиновна Лабутина.) Так обычно бывало в средневековых городах: Торг
располагался под стенами крепости. Потом Довмонтов город сделался крепостью,
и Торг отодвинулся. Крепостные стены Довмонтова города выросли в XIII веке.
В период жизни вечевого Пскова здесь сконцентрировалась духовная власть республики.
(Эта функция отчасти сохранялась и позже.) С присоединением Пскова к Москве
сюда пришла и светская власть. В петровское время Довмонтов город стал арсеналом.
Потом пришло запустение... Затем археологи ... А ныне - туристы...