Псков - город-крепость, который был стражем северо-западных границ русского
государства ещё со времён княжения Владимира Святославича. На протяжении столетий
под его стенами "бысть сечи кровавые" - с немцами-рыцарями, шведами, литовцами.
И отступали враги, поражаясь храбрости и отваге псковичей. В XV- XVI веках псковская
крепость являлась крупнейшей на Руси: протяжённость её стен достигала девяти
километров, ворот было 15, а могучих башен (сейчас их можно увидеть лишь на
плане города 1581 года) - 35, причём Покровская считалась самой высокой в Европе.
Это сооружение выстояло в 127 войнах и выдержало 46 осад только с XII по XVI
век.
Самый старый исторический документ, по которому в России принято датировать
города и постройки — «Повесть временных лет», говорит нам, что уже 903 году
Псков был крупным городом в составе Киевской Руси. Точной даты основания ученые
не могут назвать. Обладая значительной степенью самостоятельности, Псков после
распада Киевской Руси отошел к республике Новгородской, набиравшей в ту пору
силу.
Место для города было выбрано идеальное: это высокий скалистый берег у слияния
двух рек - Великой, протекающей по всей Псковской области, и Псковы - в старину
Плесковы, когда-то большой и судоходной. По названию второй реки получил своё
имя и город: Плесков на реке Плескове. Для эстонцев же Псков до сих пор - Пихква,
что в переводе означает "смолистая вода". В I-II веках нашей эры здесь жили
финно-угры, впоследствии вытесненные кривичами. Холм, на котором стоит город,
защищён с севера и запада реками, с юга и востока - лесами и болотами. С высоты
птичьего полёта он выглядит как треугольник, "начерченный" крепостными стенами.
Уже в середине 14-го столетия Псков отделяется от Новгорода и образует собственную
республику, просуществовавшую практически два столетия. В 1510 году, когда на
Руси появился новый лидер в лице Москвы, Псков был вынужден присягнуть ему на
верность.
Хотя Псков в XIV веке и получил независимость от Новгорода,
но в духовном отношении новгородская опека продолжалась ещё долго. Свой владыка
во Пскове появился только после присоединения Пскова к Москве,
да и то не скоро - после введения в Москве патриаршества в 1589 году. До этого
времени духовным главой Пскова оставался новгородский владыка. Он "подъезжал"
во Псков каждый четвёртый год. Псковичи стремились к полной самостоятельности.
Возникали ссоры с самим владыкой. В 1307 году летописец записал: "бысть Псковичем
немирье с владыкою Феоктистом и Новгородцы". А в 1337 году, как мы знаем, разгневанный
владыка даже проклял псковичей. Псковские священнослужители часто избирались
на вече. Они были активными деятелями республики, принимали участие в посольствах.
(Об этом есть записи летописца за 1327, 1343 и 1391 годы.) Есть данные о том,
что "одних попов и дьяконов" во Пскове было больше "трех сот человек".
Географическое положение Пскова, а он расположен на границе с Европой, определило
его судьбу. За всю историю Псков выстоял в 26-и осадах, сопротивлялся огромному
количеству штурмов и был практически стерт с лица Земли в ходе ВОВ году. После
Второй Мировой, распоряжением властей, Псков и еще 14 древних городов были внесены
в список объектов требующих восстановления в первую очередь. Долгие десятилетия
потребовались реставраторам на то чтобы вернуть России великие памятники Пскова.
В целом история Пскова помнит бесчисленное множество вторжений и осад, в древние
годы для защиты города были возведены мощные стены и башни, часть из которых
сохранилась до наших дней и сегодня, оборонительные сооружения Пскова это достопримечательности
наиболее популярные у гостей города. Более 26 осад и еще больше штурмов смогли
сдержать псковские стены, обеспечив тем самым целостность страны. Но даже эти
могучие сооружения оказались бессильны против фашистских авиабомб превративших
город в руины во время Второй Мировой войны. В послевоенные годы Псков вошел
в число городов, восстановление которых стало приоритетной задачей, всего таких
населенных пунктов в те годы было 15. На сегодняшний день, восстановленный Псков
официально является городом-музеем и его достопримечательности, такие как Кром
(кремль), храмы, стены, палаты и прочее, открыты для посещения путешественниками.
По Болотовскому договору 1348 года псковичи получили право иметь владычного
наместника из своих сограждан. При этом они образовали своеобразное церковное
управление, которое осуществлялось через "шестисоборских старост", то есть через
старост созданных во Пскове шести соборов. Для этого собирались "невкупни" попы
(необъединённые священники) и били челом вечу, чтобы их утвердили как некое
объединение - собор. Согласие вечевого собрания освящалось благословением владыки.
Иногда в "собор" соединялось несколько церквей. (Видимо, это зависело от количества
священников, служивших в данных храмах.) Конечное число во Пскове - шесть -
соответствовало количеству "концов", то есть районов города, и было кратным
числу "пригородов". (Псковская земля насчитывала 12 укреплённых "областных"
центров: 10 "пригородов" и два "городища".) Соборы управляли церковной жизнью
не только города Пскова, но и всей земли "Господина Пскова" - "Псковского господарства".
Первым древнейшим собором Пскова был Троицкий.
(Он служил не только местом для богослужений, но являлся и государственным,
и церковным учреждением.) Остальные соборы появились в период расцвета вечевой
республики - в XIV-XV веках. Все они были связаны с храмами Довмонтова
города. Только к двум соборам присоединились церкви, построенные вне его
стен: к одному - церковь Спаса на Торгу; к другому - церковь Похвалы Богородицы,
которая стояла в Окольном городе недалеко от Поганкиных
палат.
Эти соборные церкви были следующие:
"Купецкая" церковь Святой Софии, построенная "повелениемь
купецкых старость ... и всех купцовъ". В 1357 году в ней был учреждён
второй собор.
Церковь Николы над Греблей (построенная во второй половине XIV века). В ней
был учреждён третий собор в 1417 году.
Четвёртый собор, созданный в 1454 году, объединил церковь Дмитрия Солунского
(построенную в "Домантовой стене" в первой половине XII века) и
церковь Спаса на Торгу (1434-35 гг.).
Пятый собор 1462 года объединил священников трёх церквей, две из которых,
XIV века, стояли в Довмонтовом городе: Покрова Богородицы и Сошествия Святого
Духа, и церковь Похвалы Богородицы в Окольном городе, которую мы уже упоминали.
Шестой собор был устроен в 1471 году в храме Входа в Иерусалим, который стоял
в Довмонтовом городе. Впервые он упомянут летописцем в 1465 году.
Итак, почти все церковные соборы находились "в Домантовой стене - при
месте народного Веча". Автор этого наблюдения епископ Псковский и Порховский
Павел писал в своих учёных трудах: "Духовенство - в конце 15-го столетия
придумало себе такое учреждение, которое нигде не встречалось тогда по другим
русским епархиям. В 1480 году оно устроило в Домантовой стене Поповскую соборную
избу - присутственное место, для заведования - через Поповских шести соборных
старост - всеми духовными делами Пскова и его территории с 12-ю пригородами
- по надзору за церквами, за духовенством, по сбору различных даней и пошлин,
- без стеснения Владычняго Наместника и не выходя из должного подчинения самому
Владыке". (По летописи известно, что ещё до этого - в 1468 году - всеми
соборами Пскова правили два попа: Харитон и Андрей Коза; первый - из церкви
Успения с Паромени, а второй - из церкви Михаила Архангела с Городца.)
Во второй Псковской летописи под 6989 (1481) годом есть запись: "Тоя
же осени поставиша священники" (то есть на деньги, собранные со всего
духовенства) "в Домантове стене избоу", где "священником и
дияконом копитися, а дали мастером 5 рублевъ". Поповская изба была создана
как орган коллегиального управления духовной жизнью Псковского государства
в период вечевой республики.
После присоединения Пскова к Москве в 1510 году Соборная поповская изба не
потеряла своего значения. Епископ Павел сообщает, что грамоты Владыки и самого
царя Ивана
Грозного хранились в Соборной избе (там же находились все грамоты, касающиеся
духовных дел и духовных лиц, - и подлинные, и их списки, какие присылались от
владык и царей и в XVI, и в XVII столетиях).
С ростом Пскова и появлением его новых крепостных стен южная стена Довмонтова
города утратила своё оборонительное значение. В конце XVII века в неё было
встроено двое палат: Приказные и Больничные. Тогда же и духовное управление
изменило своё местопребывание. Больничные палаты "на градовой стене"
были возведены в 1691 -98 годах. В XVII веке они назывались "Палатой
просящих старцев". (Видимо, старцы проживали в одной из палат, которая
получила значение богадельни.) Второй этаж этого здания занимали три палаты;
одна из них сделалась новой Поповской палатой, заменив собою Поповскую избу.
Прежняя Поповская изба стала местом "для склада дров и лучины больничным
старцам".
Вблизи стены Довмонтова города, выходящей на Великую, археологической экспедицией
обнаружено основание деревянной гражданской постройки, появившейся в XV и
перестроенной в XVII веке. Василий Дмитриевич Белецкий аннотировал её как
"Поповскую избу". (Далековато было носить отсюда дрова больничным
старцам через весь Довмонтов город!..)
В начале XVIII в. новая Поповская палата стала называться Поповской-Тиунской
палатой или просто Тиунской. (Тиуны - судебно-должностные лица.) Круг её уже
ограничивался деятельностью духовенства одного города Пскова. Поповская-Тиунская
палата находилась "на прежней Домантовой стене близ прежних Рыбницких
ворот", которые выводили на мост через Пскову.
В конце XVII века в Довмонтовом городе сосредоточилось не только церковное,
но и гражданское управление. В 1693-95 годах были возведены Приказные палаты.
Там же находился и Дворцовый приказ - "строение деревянное", засвидетельствованное
документом 1699 года. К этому времени в Довмонтовом городе ещё сохранилось
одиннадцать церквей. В документе 1699 года значится: "а в той Домантовой
стене 11 церквей Божиих, строения каменные ..."
Какова же дальнейшая судьба Довмонтова города? Следующий этап можно назвать:
"Довмонтов город - арсенал".
Пришёл XVIII век со своим крутым поворотом. В 1701 году после поражения под
Нарвой Пётр I срочно укреплял Псков. Пётр, видимо, уже не надеялся на стену
Окольного города, окружавшую Запсковье, и оборонительным рубежом выбрал Псков.
Многие храмы на левом берегу Псковы были обезглавлены и засыпаны землёй, превратившись
в батареи и бастионы. Такая же участь постигла три храма Довмонтова города,
обращённые ко Пскове. Здесь была устроена Рождественская батарея, которая
должна была держать под своим огнём мост через Пскову. Она погребла под собою
церкви Рождества, Покрова и Святого Духа. Храмы Довмонтова города были закрыты
и использованы как склады оружия. (Отсюда последовала их дальнейшая гибель.)
В церкви Феодора Стратилата хранились "шкутные припасы", то есть
судовые снасти. В Софийской церкви помещён приказный архив. На всякий пожарный
случай, с Приказных палат сбили высокую кровлю. Их покрыли дёрном и тоже превратили
в арсенал. Пётр спешил. Однако он любил и созидать. Ещё в начале нашего века
в северо-западном углу Довмонтова города близ Смердьей башни Крома (переименованной
в Довмонтову) существовал сад, посаженный по приказу Петра Великого. Остатки
этого сада видели и Василёв в конце XIX века (автор "Археологического
указателя Пскова и его окрестностей"), и Окулич-Казарин (автор "Спутника
по древнему Пскову").
Вот свидетельство 1898 года:
"... В настоящее время здесь дровяной склад между деревьями, остатками
бывшего сада, разведённого, как говорят, по указанию Петра Великого, посадившего
даже своими руками несколько деревьев. Место это находится во владении Псковского
архиепископского домоуправления. В нём древнего ничего не сохранилось, но
в древности оно было переполнено церквами, известными по летописям".
В результате перепланировок Пскова в конце XVIII - начале XIX века Торг был
возвращён на старое место - к южной стене Довмонтова города. В 1839 году обрушилось
здание Больничных палат с Тиунской палатой наверху. В 1840-41 годах на этом
месте был построен двухэтажный корпус Архиерейского домоуправления, который
перекрыл подвал, уцелевший от старых палат. В нижнем этаже нового здания разместились
лавки, обращённые к Торгу. В начале XX века верхний этаж этого дома сдавался
Архиерейским управлением под трактир "Китай".
В 1852 году было построено здание Духовной консистории. Она приняла "эстафету"
управления церковной жизнью Пскова у Поповской избы - через Поповскую-Тиунскую
палату. Таким образом, духовное управление Пскова оставалось связанным с Довмонтовым
городом. Архив Консистории разместился в Приказных палатах.
В конце XIX века территория Довмонтова города обратилась в пустырь. В начале
нашего столетия здесь торговали овощами и фруктами. Нижние помещения Приказных
палат были заняты лавками.
Во время Великой Отечественной войны, в период оккупации Пскова, в Довмонтовом
городе стояла немецкая зенитная батарея.
Здание Архиерейского домоуправления, внизу которого были лавки, а вверху -
в начале века - трактир "Китай", было разрушено. После войны в Довмонтов
город пришли археологи и экскурсанты. Помещения Духовной консистории заняли
сотрудники Экскурсбюро.
Совершив общий обзор исторической жизни Довмонтова города, остановимся на
гражданских постройках XVII в. по его южной стене. Расскажем и о возрождённой
там крепостной башне. Речь пойдёт о Приказных и Больничных (Тиунских) палатах.
Первые дошли до нашего времени, хотя и с некоторыми изменениями. Есть их описание,
восстанавливающее первоначальный облик. Представление о Больничных (Тиунских)
палатах мы можем получить только по изображениям.
Сохранились три варианта иконы, на которых запечатлён Псков. Они восходят к
концу XVI века. Икона из часовни Владычного Креста, икона из лавки купца Жиглевича
и икона, исходящая из Псково-Печерского
монастыря. (Существуют также их прориси.) Все они сохранились в копиях с
какой-то более древней иконы, отразившей событие Ливонской войны - штурм Пскова
войском Стефана Батория в 1581 году в тот момент, когда, по преданию, Богородица
пришла на помощь псковичам и они дали отпор. На всех вариантах иконы мы видим
Приказные палаты, построенные в самом конце XVII века. Следовательно, эти копии
относятся к последующему времени. Интересующие нас палаты даны и на плане Пскова
1740 года. На нём отрезки южной стены Довмонтова города "упираются",
примерно, в середину торцовых стен Приказных палат. Однако Тиунская палата стоит
заподлицо с фасадом стены, получившей здесь лёгкий излом. План Тиунской палаты
представляет собой приближенный к квадрату прямоугольник, стоящий не вдоль стены,
как Приказные палаты, а выходящий на лицевую поверхность стены торцом.
Знаменательно, что у всех башен на плане 1740 года показано внутреннее пространство.
(Это мы отмечаем особо!) Все гражданские постройки и церкви на этом плане
лишь обозначены контуром. Прямоугольник на месте Больничных (Тиунских) палат
тоже только очерчен контуром, то есть изображена именно гражданская постройка.
На иконе из лавки купца Жиглевича изображены два здания, встроенные в южную
стену Довмонтова города: Приказные палаты (ближе к Великой) и Больничные-Тиунcкие
палаты (ближе ко Пскове). Они разделены широкими арочными воротами, к которым
с обеих сторон примыкают участки крепостной стены. Причём, на иконе Жиглевича
(в подлиннике), хотя и не совсем ясно, на Тиунских палатах видна четырёхгранная
кровля в виде невысокого шатра. На прориси той же иконы, выполненной Н.В.
Заволоко, Тиунские палаты завершает горизонтальная кровля с горизонтальным
коньком.
На иконе из часовни Владычного Креста в прориси И. И. Горностаева на месте
Больничных-Тиунских палат изображено небольшое четырёхгранное строение под
четырёхскатной шатровой кровлей. Оно выглядит башнеобразным, но по сравнению
с крепостными башнями кажется крохотным. Кровля с полицей, но без смотровой
вышки - ничем не увенчана. К нему примыкает одноэтажная пристройка. (Следует
иметь в виду, что всем копиям свойственна некоторая условность.)
На иконе Псково-Печерского монастыря, отражающей те же события, в той же
обстановке, в копии Л. Е. Изотовой на месте Тиунской палаты изображена круглая
крепостная башня с конической кровлей, изнутри примыкающая к крепостной стене
Довмонтова города. Башня здесь, действительно, была необходима (летописец
о ней не упоминает). Только вряд ли она стояла за стеной. Она просматривается
на подлиннике иконы из часовни Владычного Креста. (Сама икона находится в
реставрации.) Мы видим эту башню и на прориси иконы Владычного Креста, опубликованной
Окуличем-Казариным в приложении к "Спутнику по древнему Пскову"
в издании 1913 года. Башня занимает место в середине стены. Она несколько
выступает вперёд. (Ведь она защищала ворота!) Дорога в Довмонтов город проходит
за нею.
В настоящее время на этом месте возведена от основания четырёхгранная надвратная
башня. Она выступает из Довмонтовой стены. Ворота выполнены рядом с нею, но
они не функционируют. Злые языки очевидцев рассказывают о том, что не было
найдено основания этой башни и что она, якобы, перекрыла внезапно открывшийся
подвал более ранней постройки. (Видимо, это был уцелевший в земле подвал Больничных
палат.) Конечно, если башня стояла здесь издревле, она была уничтожена задолго
до строительства Больничных палат, возведённых на её месте. Быть может, места
древней и новой башни не совпали? Так ли это?.. Сохраним данный вариант в
качестве предания...
Нужно рассказать и о Приказных палатах, которые заслуживают особого внимания.
Исторические свидетельства помогут в этом.
Приказные палаты - это государственные канцелярии, или здание местного управления.
Дату их возведения мы уже знаем: 1693-95 годы. Палаты стоят на высоком подклете.
Нерасчленённая поверхность белёных стен, их шероховатость сразу выдают солидный
возраст. Форма окон со временем была изменена. Тяжеловесное крыльцо "на
отлёте" восстановлено по откопанному фундаменту и сохранившемуся описанию
палат. (Шаровидная форма промежуточных столбов надумана.) Верхнюю и нижнюю
площадки крыльца ("рундуки") прежде перекрывали большие "бочки"
(кровли, которые имели округлое очертание с килевидным завершением: контур
подобен луковице в разрезе). Они были обиты деревянной чешуёй и украшены резьбой.
Палаты были покрыты крутой тесовой кровлей на четыре ската, очень высокой,
с переломом, отделяющим нижнюю, более пологую часть - "полицу".
Вокруг кровли шли слуховые окна, увенчанные небольшими "бочками".
Крыша палат и рундуки лестницы имели узорчатые "подзоры" (свисающие
внизу деревянные кружева) и "охлупень" (завершающее конёк бревно)
с резным гребнем. 'На крыше сверкали три богато украшенных флюгера, сделанные
из лужёного железа. На "прапоре" среднего флюгера (в виде флажка)
был написан золотом двуглавый орёл, на крайних прапорах вырезаны лев и единорог.
Прапоры стояли на лужёных яблоках; их "вертела" (древки, вокруг
которых вращались флюгера) завершались серебряными розетками; по краям кровли
было устроено гульбище "для ходу" (род кругового балкона или бельведера)
с расписанными деревянными перилами. Точёные балясины этих перил разделялись
столбиками с "яблоками" (то есть с шаром на каждом столбике). Высокая
фигурная кровля Приказных палат уравновешивала "выкатившееся" в
Довмонтов город мощное крыльцо, которое сейчас кажется слишком громоздким.
Над входом в палаты под сенью свода верхней лестничной площадки в стену углублялись
три ниши. В центральной нише находился образ Спаса, в боковые были вставлены
псковский герб, вырезанный на каменной плите, и цветная "керамида"
(керамическая плита) с надписью о постройке палат. Псковский герб - это барс
с поднятой лапой. (Предполагают, что первоначально на гербе изображали рысь,
которая постепенно трансформировалась в барса.) Известно, что "под крыльцом"
Приказных палат было место "предварительного заключения", где сидели
подследственные, рядом хранилось спорное имущество. Возможно, что для этого
использовалось не помещение, устроенное под крыльцом, а подклет палат, куда
вёл вход из-под крыльца. Кстати, Вундереру (немецкому путешественнику конца
XVI века) показали дом, "где содержатся под землёй несколько белых медведей,
белые волки и зубры, которые предназначаются для боя". (Ещё в XV веке
великий князь московский Иван Третий подарил псковичам "верблудая, то
есть верблюда. Можно себе представить, как вели его из Москвы во Псков: путь
не малый!..)
Планировка Приказных палат была традиционной: по сторонам сеней находились два
помещения, перекрытые сводами. Главная Палата, в которой заседали бояре, была
расписана "стенным личным письмом", то есть фресками с образами-ликами
святых, "с облаками и каймами". "Венцы у всех образов и ризы (одежды),
и в своде с (в) облаках звезды - писаны золотом". "Внутреннее убранство
дополнялось обитыми красным сукном лавками у стен, изразцовыми
печами, киотами с иконами, столами, покрытыми алым сукном и уставленными подсвечниками,
ларцами и другими принадлежностями канцелярского быта того времени, на которые
уходило иногда немало труда и выдумки мастеров прикладного искусства".
... Перед нами снова "Псковские Помпеи" на виду у грандиозного
крыльца Приказных палат. Глядя на них, можно помечтать о том времени, когда
будут восстановлены те храмы Довмонтова города, основания которых сохранились.
Картина, подобная чуду!.. Но для его осуществления нужны не только большие
средства, но и умные, добрые и умелые руки - руки подлинного зодчего-художника
и каменщика одновременно. (Таким ведь был Спегальский!..) Нужно получить не
мёртвые макеты, но чтобы храмы очнулись живыми. Чтобы стены, алтарные полукружия
и барабаны, несущие главы, легко пружинили, преодолевая тяжесть куполов и
сводов, а на поверхности словно лепных стен трепетала неуловимая игра света
и теней... Но неуловимость доступна только истинному художнику...
Снова вспоминаются слова Спегальского, его видение, как видение. "Величавая,
спокойная грандиозность и лаконичность Крома в Довмонтовом городе сменялась
дробностью застройки, живописным сочетанием разнообразных строений, обилием
чередующихся одна за другой перспектив, замкнутых и тесных. Глаз не встречал
здесь крупных форм, обширных поверхностей, залитых светом или покрытых сплошной
тенью. Тень перерезалась повсюду пятнами света, а свет дробился и разбивался
тенями на изломах каменных стен, на апсидах и барабанах храмов, звонницах,
крышах, колоколах, воротах, избах, искрился на блестящих главах, золочёных
крестах и изразцовых украшениях церковных верхов. Каменные здания перемешивались
с деревянными. Только широкие плоскости кромских Персей, высоко поднимавшихся
над Довмонтовым городом, да пояс его собственных стен, обрамляя всю эту картину,
умерял её пестроту".
Действительно, мощь Персей значительно объединяла все строения Довмонтова
города, а раскрытая археологами Гребля производила головокружительное впечатление.
В марте 2000 г. десантники 6-й роты Псковской воздушно-десантной дивизии встали
на пути почти 30-кратно превосходящей банды террористов, прорывающейся из окружения
в Аргунском ущелье в Чечне, ещё раз показав силу духа русского человека, силу
любви к Родине, верность присяге. Новые памятники Пскова - памятники мужеству
десантников.
Чувство гордости за свою страну подарил нам Олимпийский чемпион 2002 г. лыжник
из города Острова Псковской области Михаил Иванов.