На главную страницу сайта
(495) 363 35 12

Памирцы

Народы стран Азии > Народы Таджикистана > Памирцы

Памирцы

Памирцы - Орошори Орошори

Орошори или рошорви живут в горах Памира в верховьях реки Бартанг и ее притоков Кудары и Танымаса, в горах, поднимающихся от деревень от Гудары (Кудара) до Орошора (Рошорв) и в Япшорве. Административно эти населённые пункты относятся к Савнобийскому сельсовету Рушанского района Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана. Добраться на автомобиле до районного центра лучше всего с востока через Мургаби. По данным лингвиста Х. Курбанова, численность орошори составляет немногим более 2000 человек (1972). Орошори были вынуждены покинуть свою самую большую деревню весной 1911 года, когда их переселили в верховья реки Гунти в самый центр Шугни.

Памирцы - Рошани Рошани

Рошани живут на Памире в Рошанском районе Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана к северу от области Шугни. Центром является Калай-Вомар, также называемый Рошан. Деревни, говорящие на языке рошани, расположены на правом берегу реки Пяндж между деревнями Ахдзев и Шипад. На рошани также говорят в деревнях нижнего Бартанга (Емц, Багху и Рид). В 1950-х годах около ста семей Рошани были переселены в деревни Джиликуль и Кумсагир в долине Вах, несмотря на то, что природные условия в Рошани благоприятствуют ведению сельского хозяйства - здесь достаточно пахотных земель, а также садов и хороших пастбищ.

Памирцы - Шугнанцы Шугнанцы

Шугнанцы населяют правый берег реки Пяндж, от деревни Дарморахт до деревни Дашти, (по другим данным, от Сохтшарва до Хашарага), а также долины Шохдар (Шахдара) и Гунд (Гунта), двух рек, которые сходятся у города Хорог и одноименной провинции и впадают в Пяндж. Народ баджуви, который обычно считается частью племени шугнанцы, живёт в долине реки Баджуви. В административном отношении этот район относится к району Шугнанцы Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана (центр - Хорог) и району Рошт-Кала (центр - Рошт-Кала). Около десяти деревень (кишлаков) были эвакуированы (Андравдж, Морхона, Маршид и др.). Часть шугнанцев были переселены в деревню Гарант Колхозабадского района.

 

Памирцы - Язгулямцы Язгулямцы

Самоназвание народа происходит от названия реки Язгулем - правого притока реки Пяндж. Название языка юздами означает "язык долины реки Язгулем". Более распространённое название языка язгулямцев происходит от таджикской формы слова "язгуломи". На язгулямском языке говорят в Таджикистане на западном Памире в долине реки одноимённой реки. Это узкая долина протяженностью около 100 километров с северо-востока на юго-запад, расположенная между двумя высокими горными хребтами Вандж и Язгулем. Горы круглый год покрыты снегом и льдом. Большинство язгулямцев живёт в центре долины, где расположены более-менее крупные посёлки: Матраун, Бен, Андербак и Джамак. В 1929 году в долине было 11 кишлаков язгулямцев.

Памирцы - это целая группа народов, проживающая в удалённых и труднодоступных долинах Памира, граничащих с Афганистаном и Китаем. Являясь этническим и религиозным меньшинством в Таджикистане, памирцы отличаются от таджикоязычного суннитского большинства тем, что говорят на нескольких родственных языках и исповедуют исмаилизм - ветвь шиитского ислама.

На Западном Памире проживает несколько небольших народов с общим самоназванием «памирцы», которые говорят на памирских языках, относящихся к иранской ветви индоевропейской семьи - шугни, бартанг и рошани (группа шугни-рошани).

Общая численность памирцев составляет около 30000-40000 человек: язгулами около 2000, вакхов - 15 000-20 000, ишкашми, ягнаби и другие - 3000-4000 человек, все вместе. Точных данных о памироязычных народах не существует, поскольку статистика постоянно упускала их из виду в СССР, где они в последний раз были отдельно зарегистрированы в 1939 году. То же самое происходит и в других странах. Во времена СССР памирцы при переписи населения регистрировались как таджики. Также очевидно, что в системе, которая предпринимала последовательные усилия по уничтожению этнических меньшинств, даже перепись населения не дала бы абсолютно достоверных результатов.

Антропологически памирцы принадлежат к местной памиро-ферганской расе.

В литературе памирцы иногда называют горными таджиками, тогда как сами таджики называют их «памирами» или «шугни» в зависимости от того, какая группа является наиболее многочисленной. Ни у одного народа Памира нет письменности; эту функцию в бывшем СССР выполнял таджикский язык, который также служил средством общения между самими народами. Эта форма таджикского языка - фарси - сильно отличается от литературного таджикского. Персидско-таджикское лингвистическое влияние на памирские языки началось довольно рано. Известно, например, что ещё в 11 веке исламская вера распространялась здесь на дари, то есть классическом литературном персидском языке. Через таджикский в памирских языках закрепились многочисленные арабизмы.

Исламская вера, точнее, исмаилитская, начала распространяться на Памире в 11 веке. Марко Поло, посетивший Вахан в 1274 году, отмечал, что жители были мусульманами. Исламская вера наложила глубокий отпечаток на культуру и образ жизни народов Памира.

В политическом отношении памирские народы всегда были неоднородны. Например, раньше язгулямцы были связаны с Дарвазом через ванджей, принадлежавший к государству Дарваз. Носители языков шугни-рошани населяли государства Шугнан и Рошан.

    История

В 18 веке Рошан стал вассалом Шугнана, и оба государства боролись с ближайшими соседями - Бадахшаном и Дарвазом, поочерёдно переходя под власть то одного, то другого. Бартанг в то время был частью государства Рошан. Шугнан и Вахан постоянно воевали друг с другом из-за Ишкашми, где находятся месторождения рубинов.

С конца XVI века небольшие памирские государства время от времени становились вассалами Бухары.

В 18-м и начале 19-го века кочевые племена киргизов создавали трудности памирцам, отрезая их от культурных и торговых центров в Кашгарской и Ферганской долинах. Во второй половине XVIII века интерес Афганистана к Памиру начал расти. В 1883 году эмир Афганистана при поддержке англичан захватил Вахан, Шугнан и Рошан.

Ко второй половине XIX века Россия завоевала большую часть Центральной Азии, включая Восточный Памир. В 1868 году Россия установила протекторат над Бухарским ханством. В 1895 году Россия и Великобритания пришли к соглашению по поводу границы на Памире, согласно которому левобережья рек Рошан, Шугнан и Вахан отошли к Афганистану. Правобережье было номинально передано вассалу России эмиру Бухарскому. Граница разделила этнические территории между двумя странами. В 1905 году во время гражданской войны в Таджикистане реальная власть перешла к командующему местными русскими вооружёнными силами.

    Переселение памирских народов

Следует отметить, что памирцы не проявляют особой склонности к ассимиляции со своими соседями. Смешанные браки с киргизами редки. Основным препятствием для смешанных браков является то, что киргизы являются суннитами, в то время как памирские народы, за исключением язгулямцев, являются исмаилитами. Браки между представителями разных этнических групп Памира также весьма необычны. Редко случается, чтобы памирский юноша, служащий в армии, привозил себе жену из какой-нибудь отдалённой части страны. Иммиграция ограничена правилами пограничной зоны. Также уместно отметить, что промышленность на Памире развита крайне слабо.

Коммуникации на Памире всегда были затруднены. В прошлом автомобильный транспорт был излишним из-за отсутствия дорог. Ослы и верблюды, особенно в Рошане и Бартанге, использовались в качестве вьючных животных. Неоспоримым достижением советской эпохи является строительство дорожной сети - в 1934 году было завершено строительство автомагистрали Ош-Хорог, а в 1940 году - Душанбе-Хорог. Во время Второй мировой войны дорожная сеть получила дальнейшее развитие. В настоящее время автомобильные дороги дополняются воздушным сообщением.

После Второй мировой войны жители высокогорных деревень были вынуждены перебраться в новые районы выращивания хлопка, такие как Вахшская долина. В этих регионах насильственно переселённые жители составляют 40-70% населения. Переселение было обосновано трудностями в обеспечении социально-культурного и медицинского обслуживания из-за отсутствия дорог, а также нехваткой пахотных земель и сейсмически опасными условиями.

Переселение памирцев началось в конце 1940-х годов, но достигло массовых масштабов в 1951-54 годах, когда целые деревни и колхозы были депортированы на хлопковые плантации. Историки признают, что переселение памирцев ни в коем случае нельзя считать успешным, поскольку менее 20% переселённых были депортированы в относительно богатые сельскохозяйственные районы. Причиной этого была неспособность памирцев приспособиться к жаркому климату низменностей и работать на хлопковых фермах.

В начале 1950-х годов многие деревни в долине Язгулам и на верхнем Бартанге опустели, но к концу десятилетия, когда представилась возможность, люди вернулись домой. Многих хлопководческие фермы население Памира покинуло, вернувшись на свои исторические территории, несмотря на неоднократные депортации.

Однако в конце 1960-х годов преобладало мнение, что уничтожение пары десятков небольших или расположенных слишком высоко в горах деревень неизбежно, но не следует заставлять горцев переселяться в жаркие низменные районы.

    Памирцы сегодня

На протяжении веков Памир славился своими традиционными ремёслами. При советской власти сохранение так называемых "феодальных обычаев" подвергалось резкому осуждению. В ходе этой кампании были упразднены профессии ткачей, гончаров, кузнецов, ювелиров, дровосеков.

В 1960-е годы правительство ввело налоги на фруктовые сады и, как следствие, сады абрикосов, шелковицы, грецкого ореха и т. д. сократились.

Советский Союз также ввёл монокультурное земледелие. Некоторые хозяйства специализировались на выращивании табака, другие - лекарственных трав и т.д. Это оказало катастрофическое воздействие на весь регион.

Местные газеты выходят на таджикском и русском языках, а также ведётся радиопередача. На всех общественных собраниях используется таджикский язык.

Широкое распространение таджикского языка на Памире в основном связано с советской эпохой. В прошлом на таджикском языке говорили мужчины, которые имели сезонную работу в Восточной Бухаре, Афганистане и Читрале в Пакистане. Женщины, как правило, говорили на одном из памирских языков.

До установления Советской власти на Памире практически не было школьной системы, и большинство населения было неграмотным. Там была только одна школа с 24 учениками, а процент грамотных составлял 0,02%.

Памирцы всегда отличались самобытностью. При советской власти их называли "горные таджики". "Памирцы, как правило, менее религиозны, более образованны, их женщины никогда не закрывают свои лица, и они менее изолированы от мужчин в повседневной жизни", - объясняет таджикский журналист Темур Варки.

После краха коммунизма памирские лидеры выступили против лидеров советской эпохи и присоединились к вооружённой таджикской оппозиции.

 
Чат с менеджером

Скидки предоставляются:

  • Пенсионерам и ветеранам
  • Турагентствам
  • Именинникам в День Рождения и следующий день
  • Постоянным клиентам