Народы стран
Азии > Народы
Таджикистана > Памирцы
Памирцы
Орошори или рошорви живут в горах Памира в верховьях реки Бартанг и ее притоков
Кудары и Танымаса, в горах, поднимающихся от деревень от Гудары (Кудара) до
Орошора (Рошорв) и в Япшорве. Административно эти населённые пункты относятся
к Савнобийскому сельсовету Рушанского района Горно-Бадахшанской автономной области
Таджикистана. Добраться на автомобиле до районного центра лучше всего с востока
через Мургаби. По данным лингвиста Х. Курбанова, численность орошори составляет
немногим более 2000 человек (1972). Орошори были вынуждены покинуть свою самую
большую деревню весной 1911 года, когда их переселили в верховья реки Гунти
в самый центр Шугни. |
Рошани живут на Памире в Рошанском районе Горно-Бадахшанской автономной области
Таджикистана к северу от области Шугни. Центром является Калай-Вомар, также
называемый Рошан. Деревни, говорящие на языке рошани, расположены на правом
берегу реки Пяндж между деревнями Ахдзев и Шипад. На рошани также говорят в
деревнях нижнего Бартанга (Емц, Багху и Рид). В 1950-х годах около ста семей
Рошани были переселены в деревни Джиликуль и Кумсагир в долине Вах, несмотря
на то, что природные условия в Рошани благоприятствуют ведению сельского хозяйства
- здесь достаточно пахотных земель, а также садов и хороших пастбищ. |
Шугнанцы населяют правый берег реки Пяндж, от деревни Дарморахт до деревни
Дашти, (по другим данным, от Сохтшарва до Хашарага), а также долины Шохдар
(Шахдара) и Гунд (Гунта), двух рек, которые сходятся у города Хорог и одноименной
провинции и впадают в Пяндж. Народ баджуви, который обычно считается частью
племени шугнанцы, живёт в долине реки Баджуви. В административном отношении
этот район относится к району Шугнанцы Горно-Бадахшанской автономной области
Таджикистана (центр - Хорог) и району Рошт-Кала (центр - Рошт-Кала). Около
десяти деревень (кишлаков) были эвакуированы (Андравдж, Морхона, Маршид
и др.). Часть шугнанцев были переселены в деревню Гарант Колхозабадского
района.
|
Самоназвание народа происходит от названия реки Язгулем - правого притока
реки Пяндж. Название языка юздами означает "язык долины реки Язгулем".
Более распространённое название языка язгулямцев происходит от таджикской
формы слова "язгуломи". На язгулямском языке говорят в Таджикистане на
западном Памире в долине реки одноимённой реки. Это узкая долина протяженностью
около 100 километров с северо-востока на юго-запад, расположенная между
двумя высокими горными хребтами Вандж и Язгулем. Горы круглый год покрыты
снегом и льдом. Большинство язгулямцев живёт в центре долины, где расположены
более-менее крупные посёлки: Матраун, Бен, Андербак и Джамак. В 1929 году
в долине было 11 кишлаков язгулямцев. |
Памирцы - это целая группа
народов, проживающая в удалённых и труднодоступных долинах Памира, граничащих
с Афганистаном и Китаем. Являясь этническим и религиозным меньшинством в Таджикистане,
памирцы отличаются от таджикоязычного суннитского большинства тем, что говорят
на нескольких родственных языках и исповедуют исмаилизм - ветвь шиитского ислама.
На Западном Памире проживает несколько небольших народов с общим самоназванием
«памирцы», которые говорят на памирских
языках, относящихся к иранской ветви индоевропейской семьи - шугни, бартанг
и рошани (группа шугни-рошани).
Общая численность памирцев составляет около 30000-40000 человек: язгулами около
2000, вакхов - 15 000-20 000, ишкашми, ягнаби и другие - 3000-4000 человек,
все вместе. Точных данных о памироязычных народах не существует, поскольку статистика
постоянно упускала их из виду в СССР, где они в последний раз были отдельно
зарегистрированы в 1939 году. То же самое происходит и в других странах. Во
времена СССР памирцы при переписи населения регистрировались как таджики. Также
очевидно, что в системе, которая предпринимала последовательные усилия по уничтожению
этнических меньшинств, даже перепись населения не дала бы абсолютно достоверных
результатов.
Антропологически памирцы принадлежат к местной памиро-ферганской расе.
В литературе памирцы иногда называют горными таджиками, тогда как сами таджики
называют их «памирами» или «шугни» в зависимости от того, какая группа является
наиболее многочисленной. Ни у одного народа Памира нет письменности; эту функцию
в бывшем СССР выполнял таджикский язык, который также служил средством общения
между самими народами. Эта форма таджикского языка - фарси - сильно отличается
от литературного таджикского. Персидско-таджикское лингвистическое влияние на
памирские языки началось довольно рано. Известно, например, что ещё в 11 веке
исламская вера распространялась здесь на дари, то есть классическом литературном
персидском языке. Через таджикский в памирских языках закрепились многочисленные
арабизмы.
Исламская вера, точнее, исмаилитская, начала распространяться на Памире в 11
веке. Марко Поло, посетивший Вахан в 1274 году, отмечал, что жители были мусульманами.
Исламская вера наложила глубокий отпечаток на культуру и образ жизни народов
Памира.
В политическом отношении памирские народы всегда были неоднородны. Например,
раньше язгулямцы были связаны с Дарвазом через ванджей, принадлежавший к государству
Дарваз. Носители языков шугни-рошани населяли государства Шугнан и Рошан.
В 18 веке Рошан стал вассалом Шугнана, и оба государства боролись с ближайшими
соседями - Бадахшаном и Дарвазом, поочерёдно переходя под власть то одного,
то другого. Бартанг в то время был частью государства Рошан. Шугнан и Вахан
постоянно воевали друг с другом из-за Ишкашми, где находятся месторождения рубинов.
С конца XVI века небольшие памирские государства время от времени становились
вассалами Бухары.
В 18-м и начале 19-го века кочевые племена киргизов создавали трудности памирцам,
отрезая их от культурных и торговых центров в Кашгарской и Ферганской долинах.
Во второй половине XVIII века интерес Афганистана к Памиру начал расти. В 1883
году эмир Афганистана при поддержке англичан захватил Вахан, Шугнан и Рошан.
Ко второй половине XIX века Россия завоевала большую часть Центральной Азии,
включая Восточный Памир. В 1868 году Россия установила протекторат над Бухарским
ханством. В 1895 году Россия и Великобритания пришли к соглашению по поводу
границы на Памире, согласно которому левобережья рек Рошан, Шугнан и Вахан отошли
к Афганистану. Правобережье было номинально передано вассалу России эмиру Бухарскому.
Граница разделила этнические территории между двумя странами. В 1905 году во
время гражданской войны в Таджикистане реальная власть перешла к командующему
местными русскими вооружёнными силами.
Переселение памирских народов
Следует отметить, что памирцы не проявляют особой склонности к ассимиляции
со своими соседями. Смешанные браки с киргизами редки. Основным препятствием
для смешанных браков является то, что киргизы являются суннитами, в то время
как памирские народы, за исключением язгулямцев, являются исмаилитами. Браки между
представителями разных этнических групп Памира также весьма необычны. Редко
случается, чтобы памирский юноша, служащий в армии, привозил себе жену из какой-нибудь
отдалённой части страны. Иммиграция ограничена правилами пограничной зоны. Также
уместно отметить, что промышленность на Памире развита крайне слабо.
Коммуникации на Памире всегда были затруднены. В прошлом автомобильный транспорт
был излишним из-за отсутствия дорог. Ослы и верблюды, особенно в Рошане и Бартанге,
использовались в качестве вьючных животных. Неоспоримым достижением советской
эпохи является строительство дорожной сети - в 1934 году было завершено строительство
автомагистрали Ош-Хорог, а в 1940 году - Душанбе-Хорог. Во время Второй мировой
войны дорожная сеть получила дальнейшее развитие. В настоящее время автомобильные
дороги дополняются воздушным сообщением.
После Второй мировой войны жители высокогорных деревень были вынуждены перебраться
в новые районы выращивания хлопка, такие как Вахшская долина. В этих регионах
насильственно переселённые жители составляют 40-70% населения. Переселение было
обосновано трудностями в обеспечении социально-культурного и медицинского обслуживания
из-за отсутствия дорог, а также нехваткой пахотных земель и сейсмически опасными
условиями.
Переселение памирцев началось в конце 1940-х годов, но достигло массовых масштабов
в 1951-54 годах, когда целые деревни и колхозы были депортированы на хлопковые
плантации. Историки признают, что переселение памирцев ни в коем случае нельзя
считать успешным, поскольку менее 20% переселённых были депортированы в относительно
богатые сельскохозяйственные районы. Причиной этого была неспособность памирцев
приспособиться к жаркому климату низменностей и работать на хлопковых фермах.
В начале 1950-х годов многие деревни в долине Язгулам и на верхнем Бартанге
опустели, но к концу десятилетия, когда представилась возможность, люди вернулись
домой. Многих хлопководческие фермы население Памира покинуло, вернувшись на
свои исторические территории, несмотря на неоднократные депортации.
Однако в конце 1960-х годов преобладало мнение, что уничтожение пары десятков
небольших или расположенных слишком высоко в горах деревень неизбежно, но не
следует заставлять горцев переселяться в жаркие низменные районы.
На протяжении веков Памир славился своими традиционными ремёслами. При советской
власти сохранение так называемых "феодальных обычаев" подвергалось
резкому осуждению. В ходе этой кампании были упразднены профессии ткачей, гончаров,
кузнецов, ювелиров, дровосеков.
В 1960-е годы правительство ввело налоги на фруктовые сады и, как следствие,
сады абрикосов, шелковицы, грецкого ореха и т. д. сократились.
Советский Союз также ввёл монокультурное земледелие. Некоторые хозяйства специализировались
на выращивании табака, другие - лекарственных трав и т.д. Это оказало катастрофическое
воздействие на весь регион.
Местные газеты выходят на таджикском и русском языках, а также ведётся радиопередача.
На всех общественных собраниях используется таджикский язык.
Широкое распространение таджикского языка на Памире в основном связано с советской
эпохой. В прошлом на таджикском языке говорили мужчины, которые имели сезонную
работу в Восточной Бухаре, Афганистане и Читрале в Пакистане. Женщины, как правило,
говорили на одном из памирских
языков.
До установления Советской власти на Памире практически не было школьной системы,
и большинство населения было неграмотным. Там была только одна школа с 24 учениками,
а процент грамотных составлял 0,02%.
Памирцы всегда отличались самобытностью. При советской власти их называли "горные
таджики". "Памирцы, как правило, менее религиозны, более образованны, их женщины
никогда не закрывают свои лица, и они менее изолированы от мужчин в повседневной
жизни", - объясняет таджикский журналист Темур Варки.
После краха коммунизма памирские лидеры выступили против лидеров советской
эпохи и присоединились к вооружённой таджикской оппозиции.
|