Нганасанский язык относится к самодийской ветви уральских языков и вместе
с ненецким и энецким языками составляет Северную группу. Существует два
различимых диалекта: авамский или западный диалект, и вадеевский (хатангский)
или восточный диалект. Существует отдельная группа - племя око, сформировавшееся
из нганасан долганского происхождения, ассимилированных в 19 веке. Диалектические
различия незначительны и носят только фонетический характер. Носитель одного
диалекта может довольно легко понять другой. Лексика нганасанского языка
в основном протосамойского происхождения. Контакты происходили со всеми
соседями, и, по сравнению с родственными языками, нганасанский находился
под сильным влиянием эвенкийского и долганского языков. В некоторых областях,
таких как оленеводство и скотоводство, можно обнаружить ненецкие заимствования.
Ненецкий язык относится к северной группе самодийской ветви уральских языков
Из-за довольно низкой плотности населения, распространённого на обширной территории,
язык богат диалектами. Подавляющее большинство (около 95 %) говорит на диалекте
тундры, который делится на 11 местных наречий (западное, центральное и восточное).
Наиболее известным из них является местное наречие Большой Земли, которое послужило
основой для ненецкой письменности. Лесной или таёжный диалект делится на западный
и Восточный. Диалектические различия на самом деле довольно незначительны и
в основном проявляются на фонетическом уровне; таким образом, канинский и таймырский
ненцы без труда поймут речь друг друга. Структура и базовый словарный запас
языка восходят к общей самодийской основе. Ненецкий язык особенно богат способами
описания природы (особенно характера и свойств снега) и погодных условий.
Нивхский язык относится к палеоазиатским языкам как отдельная единица,
не связанная с какой-либо другой группой или подгруппой. Он связан типологическим
сходством с чукотско-камчатскими и алтайскими языками и, по мнению ряда
учёных, также с языками североамериканских индейцев. Соседи нивхов говорят
на самых разных маньчжурских языках (ульчском, орочьем, нанайском). В
нивхском языке можно выделить три различных диалекта: Амурский, Восточно-сахалинский
и Северо-сахалинский. Амурский и восточно-сахалинский диалекты имеют заметные
различия в фонетике, грамматике и лексике. Считается, что это два разных
языка. Северо-сахалинский диалект нивхского языка находится где-то посередине
между двумя другими. Диалекты, в свою очередь, можно разделить на местные
наречия.
Язык рошани относится к подгруппе шугни-рошани памирской группы иранской
ветви индоевропейских языков, и диалекты этой подгруппы понимают речь
друг друга без каких-либо заметных трудностей. С другими носителями памирских
языков - язгулами, вахи, ишкашми - общение основано на таджикском в Таджикистане
и Афганистане и на уйгурском в Китае. Язык рошани существует только в
устной форме; текстовых примеров очень мало. Отношения между рошани и
бартанги сложны и способствуют плавному переходу от одного к другому в
общении. В 1916 году была опубликована короткая статья Р. Готиота, содержащая
слова бартанги и рошани. До этого рошани были известны в Европе только
по названию. Первый текстовый пример - сказка - появился в исследовании
У. Ленца. Рошани и бартанги формально близки к орошори в отличие от шугнанского
языка.
Тофаларский язык (или тофа) относится к уйгуро-огузской группе тюркских языков,
образуя вместе с тувинским и древнеуйгурским и огузским языками подгруппу уйгурско-тюкуйских
языков. Фонетические, грамматические и лексические характеристики показывают,
что тофаларский язык наиболее близок к тувинскому языку. Некоторые учёные считают,
что на самом деле это диалект тувинского языка. Тофалары не имеют собственной
письменности и пользуются русским языком. В тофаларском языке есть два диалекта:
алыгджерский и гутарский. Исследования лексики выявили различные лингвистические
влияния. Например, в тофаларском языке есть черты древнетюркского, а также заимствованные
слова и фонетические элементы из кетского языка.
Ульчский язык относится к южной группе маньчжуро-тунгусских языков и настолько
близок к нанайскому языку, что считается нанайским диалектом. У ульчей нет
собственной письменности. В отличие от некоторых других дальневосточных
меньшинств, ульчи сразу же начали принимать активное участие в работе по
национальному восстановлению, начатой в 1920-х годах советской администрацией.
Это повысило их социальную осведомлённость, уверенность в себе и общий интеллектуальный
кругозор, хотя племенные традиции сохранились. Например, создание школ и
подготовка учителей-носителей языка в высших учебных заведениях Хабаровска
и Ленинграда были довольно успешными. В начале 1930-х годов в первые годы
обучения в школах преподавание велось на ульчском языке.
Шорский язык относится к тюркско-татарской ветви восточно-гуннских языков,
уйгурско-огузской группе, хакасской подгруппе. Он отличается от своих родственных
языков (хакасского, камасутского, чилимского татарского) несколькими специфическими
чертами в фонетике и грамматике. В шорском языке есть два диалекта: мрасу в
бассейнах рек Томь и Мрасу и кондома в бассейнах рек Нижняя Томь и Кондома.
Диалект мрасу, который когда-то был основой литературного языка, является наиболее
распространённым. Различия между диалектами невелики (в основном фонологические),
и общение между носителями разных диалектов не представляет проблем. Носители мрасского диалекта часто контактировали с хакасами, а носители кондомского
- с алтайцами.
Шугнанский язык вместе с языками рошани, хуфи, бартанги, орошори и сариколи
образует шугни-рошани памирских языков. Эти языки настолько близки друг
к другу, что взаимопонимание не представляет никаких трудностей. Носители
шугнанского языка составляют самую многочисленную группу среди этих языков,
и они являются крупнейшим ираноязычным меньшинством Памира, составляющим
более половины всех малых народов Памира. Первые опубликованные данные
о шугнанском языке появились в статье Р. Шоу «О шугнанцах (гальчах)».
Диалект» (Журнал Азиатского общества Бенгалии, том 46, 1877). На шугнанском
языке, включая диалекты баджуви и шахдар, также говорят за пределами бывших
советских республик в афганском Бадахшане. В 1930/31 году на основе латинского
алфавита была создана письменность шугнанцев.
Генетически изолированный юкагирский язык рассматривался как один из
палеоазиатских языков. Была выдвинута гипотеза, что юкагирский язык связан
с уральскими языками. Однако грамматическая структура и словарный запас
юкагирского языка настолько отличаются от современных уральских языков,
что очевидно, что юкагиры отделились от общего уральского языка раньше,
чем самодийские или финно-угорские народы, то есть более 8000 лет назад.
Значительная часть лексики юкагирского языка неизвестного происхождения.
Происхождение ягнобского языка остаётся неясным. Когда в начале этого столетия
в Восточном Туркестане были найдены древние тексты на согдийском языке, стало
очевидно, что ягнобский язык берёт своё начало от древнего согдийского языка,
принадлежащего к иранской группе индоевропейских языков. Ещё в 17 веке согдийский
язык, продолжением которого является ягнобский, был широко распространён в долинах
Зеравшана и Кашкадарьи, в Усрушане (область между Самаркандом и Ходжентом) и
в Ферганской долине. После этого согдийский язык постепенно отступил под давлением
таджикских языков. Он сохранился как язык небольшой этнической группы ягнобцев,
проживающих в пограничной горной местности в верхней части Зеравшанской долины,
а также в долинах Фандарьи и Ягноба.
Язгулямский язык относится к северной группе памирских языков, которые входят
в иранскую группу индоевропейской семьи языков. Помимо язгулямского, к этой
группе относятся другие языки шугни-рошани - языки шугни, рошани, бартанги,
орошори и хуфи с Западного Памира, а также язык сариколи из Китая. Вполне вероятно,
что ванджский язык, на котором когда-то говорили в долине реки Вандж, но который
ныне исчез, также принадлежал к той же языковой группе. Долина Язгулям практически
недоступна. К ней можно приблизиться только в том месте, где река Язгулем впадает
в Пяндж. Из-за их уединённости европейцы долгое время ничего не знали о язгулямцах.
Впервые язгулямский язык был зафиксирован в книге русского путешественника Г.
Арандаренко (1889). Книга содержит 34 язгулямских слова, записанных в Дарвазе
и Каратегине в 1882 году.